kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звучащие картины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 13

Урок подготовила:  учитель музыки и мхк Тузова Ксения Евгеньевна

Авторы программы: «Музыка» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Класс: 1

Дата: 4. 12. 2015

Время проведения урока: 40 мин.

Тема: Звучащие картины.

Педагогическая цель: расширить художественный впечатления учащихся, развивать ассоциативнообразное мышление.

Проблема урока: может ли картина звучать? С помощью чего?

Тип урока: закрепление знаний. Урок- экскурсия

Планируемые результаты: Предметные: знать название музыкальных инструментов (свирель, арфа, гусли, флейта). Уметь определять их на слух и визуально различать. Хоровое исполнение песни в унисон. Личностные: формировать восприятие и понятия музыкальных инструментов, положительное отношение к учению. Метапредметные: П.:  осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза и сравнения. Р.: уметь ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации. К.: умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем, лаконичное высказывания своего мнения по поводу музыкального и изобразительного искусств. 

Формы и методы обучения: фронтальный, практический

Основные содержания темы, понятия и термины: музыкальные инструменты (свирель, гусли, флейта, арфа), художественное искусство (живопись, портрет, пейзаж).

Образовательные ресурсы: ноутбук, колонки, фортепиано, ноты музыкального приветствия, картинки (изображения музыкальных инструментов в портрете известных художников), музыкальные произведения «Полянка» (свирель), «Как под яблонькой» (гусли), «Итальянская полька»  С.Рахманинов (арфа), «Шутка» И.С.Бах (флейта); «Тик-Так» - песня; карточки «Светофор» или «Смайлики», учебники

Сценарий урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые   умения

1.Организуемый момент. Психологически настрой

Эмоциональный настрой на урок

1)Дети входят в класс под музыку «Полянка» (русс. Народный наигрыш)

2)Музыкальное приветствие

Входят в класс

Исполнение песни-приветствия

Проявляют музыкальную отзывчивость на музыку

Исполнение в унисон

Фронтальный, наблюдение учителя

Практический

2.Актуализация опорных знаний

Обеспечение мотивации

Сегодня у нас не простой урок. Посмотрите, Муза рисует картину, давайте рассмотрим картины написанные художниками.

- Какие картины вы видите?

- Какими бывают виды картин?

- Что объединяет эти картины?

- Какими бы вы их назвали?

- А как мы можем назвать урок сегодня?

Слушают учителя. Рассматривают картины в учебнике. Отвечают на вопросы учителя.

- Пейзаж, натюрморт, портрет.

- Музыкальные картины.

- Звучащие картины.

Умение проводить анализ, синтез, участвовать в диалоге, слушать и слышать собеседника, учителя, лаконично и точно высказывать свое мнение

Фронтальный

Наблюдение учителя

3.Постановка цели урока

Принятие целей учебно-познавательной деятельности

На уроке, сегодня, мы закрепим музыкальные инструменты, которые изучали на предыдущих уроках, будем сопоставлять, анализировать их, развивать свое воображение, мышление на музыкальных и художественных примерах. Выясним, могут ли картины звучать, закрепим 1-й куплет и припев песни с движениями, а также, разучим 2-й куплет.

Слушают объяснение учителя, и формулируют учебную задачу

Принимать и выполнять учебные действия

Фронтальный

4.Освоение новых знаний и способов действий

Закрепление ранние полученных знаний

- Назовите муз. инструменты с которыми мы уже знакомы?

- Какие инструменты народные, а какие профессиональные?

- Назовите духовые муз. инструменты и струнные.

- Какие из них похожи за звучание?

- Кто создает музыку, картины?

- С помощью чего?  

Отвечают на вопросы учителя

Умение участвовать в диалоге, лаконично и точно отвечать на вопросы учителя. Умение анализировать и сопоставлять

Индивидуальный. Групповой. Фронтальный

Изучение нового материала

Картина №1

(гусли)

Анализ

- Какой жанр изобразительного искусства вы видите?

-Почему портрет?

- Что они делают?

- На каком инструменте они играют?

- Как вы думаете, это народная музыка или композиторская?

- Почему народная?

- А теперь, представте, что картина оживает…

Отвечают на вопросы учителя

Умение участвовать в диалоге, лаконично и точно отвечать на вопросы учителя. Умение анализировать

Устные ответы

Слушание муз. произведения «Как под яблонькой» (гусли) П.Лукоянов. Анализ за средствами музыкальной выразительности.

- Какой инструмент вы услышали?

- Какие средства муз. выр. использовал композитор?

- Соответствует ли картина звучанию муз. произведения?

- С помощью чего и почему?

Анализируют муз. произведение за средствами муз. выразительности (темп, динамика, лад, характер, муз. инструмент).

Сопоставление муз. произведения с картиной - анализ

Умение слушать муз. произведение, участвовать в диалоге, проводить анализ, синтез, сопоставление муз. и изо

Наблюдение учителя, фронтальный

Картина №2

(свирель)

Анализ

- Какой жанр изобразительного искусства вы видите на этой картине?

-Что изображено на ней?

- Какие действия?

- На каком инструменте?

- А вы знаете кто это?

- Это древнегреческое мифическое существо, который был связан с пением сатиров – козлоногие лестные существа.

Прослушайте музыкальное произведение, и кажите: смогла ли картина с помощью музыки зазвучать и почему?

Отвечают на вопросы учителя. Анализ картины

Умение участвовать в диалоге, лаконично и точно отвечать на вопросы учителя. Умение анализировать

Индивидуальный. Групповой

Слушание муз. произв. «Полянка» (свирель)

Анализ за средствами музыкальной выразительности.

Сопоставление

(Включаю другое муз. произведение, для того, что бы учащихся сбить с толку. Анализируем произведения муз. и изо).

Слушаем муз. произведение в исполнении свирели. Проводим анализ музыкального произведения.

- Какой солирующий инструмент?

- Зазвучала ли в этот раз наша картина?

- С помощью чего?

Слушают муз произв. Анализируют. Сопоставляют муз. и изо

Умение слушать, думать, анализировать, сопоставлять, высказывать свое мнение

Наблюдение учителя. Фронтальный

Картинка №3

(флейта)

Анализ картины

Проводим анализ картины. Нацеливание детей на самостоятельный анализ.

Проводят самостоятельно анализ картины

Умение самостоятельно проводить анализ, вести диалог, слушать собеседников.

Фронтальный. Наблюдение учителя, практический

Слушание «Шутка» И.С.Бах

Анализ, синтез, сопоставление

- Что нужно чтобы картина зазвучала?

- Какая нужна музыка?

- Какой инструмент должен исполнять?

Анализ муз. произведения за средствами музыкальной выразительности.

Синтез музыки и портрета

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют муз. произв. за средствами муз. выразительности. Проводят синтез музыки и портрета

Умение слушать, лаконично высказывать свое мнение, участвовать в диалоге, проводить синтез музыкального произведения и портрета

Наблюдение учителя. Устные ответы

Картина №4

(арфа)

Анализ картины

Проводим анализ картины.

- Что нужно чтобы картина зазвучала?

- Почему?

Отвечают на вопросы учителя. Проводят анализ картины

Умение самостоятельно проводить анализ и вместе с учителе, вести диалог, слушать собеседников.

Наблюдение учителя, фронтальный, практический

Слушание «Итальянская полька» С.Рахманинов (арфа).

Анализ муз. произведения за СМВ. Синтез музыки и живописи

Анализ муз. произведения за средствами музыкальной выразительности.

Синтез музыки и портрета

Слушают музыкальное произведение. Проводят анализ муз. произведения за СМВ, сопоставляют муз. и изо

Умение слушать, анализировать, сопоставлять проводить синтез

Наблюдение учителя. Групповой. Индивидуальный

Расспевка

Поем нотный звукоряд, определяем движение мелодии, поем с динамическими оттенками в унисон

Исполнение расспевки, исполнение заданий учителя

Умение петь в унисон. Определять движение мелодии. Исполнять с динамическими оттенками расспевку

Наблюдение учителя

5.Исполнение песни. Разучивание 2-го куплета

Исполнение песни «Тик- так»

Картина №5

Анализ, синтез

- Посмотрите на эту картину. Что вы видите?

- Может ли она зазвучать?

- Что для этого нужно?

- Какая песня должна быть?

- А вы такую знаете песенку?

- Давайте все вместе с движениями ее исполним.

( Возможно, дети отвечать будут, что картина эта не может звучать. В этом случаи им надо задавать нацеливающиеся вопросы: песня детская- взрослая, веселая- грустная, время года, какой праздник зимой любят дети, а кто изображен на картине, время года, что они делают и для чего)

Исполняем песню легко, весело в унисон, с динамическими оттенками, с движениями, в характере.

Разучиваем 2-й куплет песни по фразам.

Закрепляем выученный материал.

Анализируют картину, проводят синтез картины и песни

Исполнение песни

Умение проводить синтез и анализ, высказывать свое мнение, уважать точку зрения одноклассника 

Умение прислушиваться к советам учителя, в характере исполнять хором песню с движениями

Фронтальный, практический

6.Рефлексия

Анализ. Обобщение

- Могут ли картины звучать?

- С помощью чего?

- Что узнали нового?

- Что закрепили?

- Что выучили?

- Что особенно вам понравилось и почему?

- Оцените свою работу с помощью карточек «Светофор»  или «Смайлика».

- Спасибо за работу на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итог урока.

Оценивают свою работу на уроке

Прощаются с учителем

Умение выражать свои мысли, вести диалог. Проводить анализ, синтез.

Умение проводить самоанализ

Наблюдение учителя. Самоконтроль и самооценка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звучащие картины»

Урок № 13

Урок подготовила: учитель музыки и мхк Тузова Ксения Евгеньевна

Авторы программы: «Музыка» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Класс: 1

Дата: 4. 12. 2015

Время проведения урока: 40 мин.

Тема: Звучащие картины.

Педагогическая цель: расширить художественный впечатления учащихся, развивать ассоциативнообразное мышление.

Проблема урока: может ли картина звучать? С помощью чего?

Тип урока: закрепление знаний. Урок- экскурсия

Планируемые результаты: Предметные: знать название музыкальных инструментов (свирель, арфа, гусли, флейта). Уметь определять их на слух и визуально различать. Хоровое исполнение песни в унисон. Личностные: формировать восприятие и понятия музыкальных инструментов, положительное отношение к учению. Метапредметные: П.: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза и сравнения. Р.: уметь ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации. К.: умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем, лаконичное высказывания своего мнения по поводу музыкального и изобразительного искусств.

Формы и методы обучения: фронтальный, практический

Основные содержания темы, понятия и термины: музыкальные инструменты (свирель, гусли, флейта, арфа), художественное искусство (живопись, портрет, пейзаж).

Образовательные ресурсы: ноутбук, колонки, фортепиано, ноты музыкального приветствия, картинки (изображения музыкальных инструментов в портрете известных художников), музыкальные произведения «Полянка» (свирель), «Как под яблонькой» (гусли), «Итальянская полька» С.Рахманинов (арфа), «Шутка» И.С.Бах (флейта); «Тик-Так» - песня; карточки «Светофор» или «Смайлики», учебники

Сценарий урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Организуемый момент. Психологически настрой

Эмоциональный настрой на урок

1)Дети входят в класс под музыку «Полянка» (русс. Народный наигрыш)

2)Музыкальное приветствие

Входят в класс







Исполнение песни-приветствия

Проявляют музыкальную отзывчивость на музыку




Исполнение в унисон

Фронтальный, наблюдение учителя





Практический

2.Актуализация опорных знаний

Обеспечение мотивации

Сегодня у нас не простой урок. Посмотрите, Муза рисует картину, давайте рассмотрим картины написанные художниками.

- Какие картины вы видите?





- Какими бывают виды картин?




- Что объединяет эти картины?

- Какими бы вы их назвали?

- А как мы можем назвать урок сегодня?

Слушают учителя. Рассматривают картины в учебнике. Отвечают на вопросы учителя.

- Пейзаж, натюрморт, портрет.

- Музыкальные картины.


- Звучащие картины.

Умение проводить анализ, синтез, участвовать в диалоге, слушать и слышать собеседника, учителя, лаконично и точно высказывать свое мнение

Фронтальный

Наблюдение учителя

3.Постановка цели урока

Принятие целей учебно-познавательной деятельности

На уроке, сегодня, мы закрепим музыкальные инструменты, которые изучали на предыдущих уроках, будем сопоставлять, анализировать их, развивать свое воображение, мышление на музыкальных и художественных примерах. Выясним, могут ли картины звучать, закрепим 1-й куплет и припев песни с движениями, а также, разучим 2-й куплет.

Слушают объяснение учителя, и формулируют учебную задачу

Принимать и выполнять учебные действия

Фронтальный

4.Освоение новых знаний и способов действий

Закрепление ранние полученных знаний

- Назовите муз. инструменты с которыми мы уже знакомы?

- Какие инструменты народные, а какие профессиональные?

- Назовите духовые муз. инструменты и струнные.

- Какие из них похожи за звучание?

- Кто создает музыку, картины?

- С помощью чего?

Отвечают на вопросы учителя

Умение участвовать в диалоге, лаконично и точно отвечать на вопросы учителя. Умение анализировать и сопоставлять

Индивидуальный. Групповой. Фронтальный


Изучение нового материала

Картина №1

(гусли)

Анализ

- Какой жанр изобразительного искусства вы видите?

-Почему портрет?

- Что они делают?

- На каком инструменте они играют?

- Как вы думаете, это народная музыка или композиторская?

- Почему народная?

- А теперь, представте, что картина оживает…

Отвечают на вопросы учителя

Умение участвовать в диалоге, лаконично и точно отвечать на вопросы учителя. Умение анализировать

Устные ответы


Слушание муз. произведения «Как под яблонькой» (гусли) П.Лукоянов. Анализ за средствами музыкальной выразительности.


- Какой инструмент вы услышали?

- Какие средства муз. выр. использовал композитор?








- Соответствует ли картина звучанию муз. произведения?

- С помощью чего и почему?


Анализируют муз. произведение за средствами муз. выразительности (темп, динамика, лад, характер, муз. инструмент).

Сопоставление муз. произведения с картиной - анализ


Умение слушать муз. произведение, участвовать в диалоге, проводить анализ, синтез, сопоставление муз. и изо

Наблюдение учителя, фронтальный


Картина №2

(свирель)

Анализ

- Какой жанр изобразительного искусства вы видите на этой картине?

-Что изображено на ней?

- Какие действия?

- На каком инструменте?

- А вы знаете кто это?

- Это древнегреческое мифическое существо, который был связан с пением сатиров – козлоногие лестные существа.

Прослушайте музыкальное произведение, и кажите: смогла ли картина с помощью музыки зазвучать и почему?

Отвечают на вопросы учителя. Анализ картины

Умение участвовать в диалоге, лаконично и точно отвечать на вопросы учителя. Умение анализировать

Индивидуальный. Групповой


Слушание муз. произв. «Полянка» (свирель)

Анализ за средствами музыкальной выразительности.

Сопоставление

(Включаю другое муз. произведение, для того, что бы учащихся сбить с толку. Анализируем произведения муз. и изо).

Слушаем муз. произведение в исполнении свирели. Проводим анализ музыкального произведения.

- Какой солирующий инструмент?

- Зазвучала ли в этот раз наша картина?

- С помощью чего?

Слушают муз произв. Анализируют. Сопоставляют муз. и изо

Умение слушать, думать, анализировать, сопоставлять, высказывать свое мнение

Наблюдение учителя. Фронтальный


Картинка №3

(флейта)

Анализ картины

Проводим анализ картины. Нацеливание детей на самостоятельный анализ.

Проводят самостоятельно анализ картины

Умение самостоятельно проводить анализ, вести диалог, слушать собеседников.

Фронтальный. Наблюдение учителя, практический


Слушание «Шутка» И.С.Бах

Анализ, синтез, сопоставление

- Что нужно чтобы картина зазвучала?

- Какая нужна музыка?

- Какой инструмент должен исполнять?

Анализ муз. произведения за средствами музыкальной выразительности.

Синтез музыки и портрета


Отвечают на вопросы учителя. Анализируют муз. произв. за средствами муз. выразительности. Проводят синтез музыки и портрета

Умение слушать, лаконично высказывать свое мнение, участвовать в диалоге, проводить синтез музыкального произведения и портрета

Наблюдение учителя. Устные ответы


Картина №4

(арфа)

Анализ картины

Проводим анализ картины.

- Что нужно чтобы картина зазвучала?

- Почему?

Отвечают на вопросы учителя. Проводят анализ картины

Умение самостоятельно проводить анализ и вместе с учителе, вести диалог, слушать собеседников.

Наблюдение учителя, фронтальный, практический


Слушание «Итальянская полька» С.Рахманинов (арфа).

Анализ муз. произведения за СМВ. Синтез музыки и живописи

Анализ муз. произведения за средствами музыкальной выразительности.

Синтез музыки и портрета


Слушают музыкальное произведение. Проводят анализ муз. произведения за СМВ, сопоставляют муз. и изо

Умение слушать, анализировать, сопоставлять проводить синтез

Наблюдение учителя. Групповой. Индивидуальный


Расспевка

Поем нотный звукоряд, определяем движение мелодии, поем с динамическими оттенками в унисон

Исполнение расспевки, исполнение заданий учителя

Умение петь в унисон. Определять движение мелодии. Исполнять с динамическими оттенками расспевку

Наблюдение учителя

5.Исполнение песни. Разучивание 2-го куплета

Исполнение песни «Тик- так»

Картина №5

Анализ, синтез

- Посмотрите на эту картину. Что вы видите?

- Может ли она зазвучать?

- Что для этого нужно?

- Какая песня должна быть?

- А вы такую знаете песенку?

- Давайте все вместе с движениями ее исполним.

( Возможно, дети отвечать будут, что картина эта не может звучать. В этом случаи им надо задавать нацеливающиеся вопросы: песня детская- взрослая, веселая- грустная, время года, какой праздник зимой любят дети, а кто изображен на картине, время года, что они делают и для чего)

Исполняем песню легко, весело в унисон, с динамическими оттенками, с движениями, в характере.

Разучиваем 2-й куплет песни по фразам.

Закрепляем выученный материал.

Анализируют картину, проводят синтез картины и песни








Исполнение песни

Умение проводить синтез и анализ, высказывать свое мнение, уважать точку зрения одноклассника






Умение прислушиваться к советам учителя, в характере исполнять хором песню с движениями

Фронтальный , практический

6.Рефлексия

Анализ. Обобщение

- Могут ли картины звучать?

- С помощью чего?

- Что узнали нового?

- Что закрепили?

- Что выучили?

- Что особенно вам понравилось и почему?

- Оцените свою работу с помощью карточек «Светофор» или «Смайлика».

- Спасибо за работу на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итог урока.


Оценивают свою работу на уроке


Прощаются с учителем

Умение выражать свои мысли, вести диалог. Проводить анализ, синтез.



Умение проводить самоанализ

Наблюдение учителя. Самоконтроль и самооценка






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Звучащие картины

Автор: Тузова Ксения Евгеньевна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока на тему "Звучащие картины. Прощание с Масленицей" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-na-tiemu-zvuchashchiie-kartiny-proshchaniie-s-maslienitsiei"
    ["file_id"] => string(6) "193081"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427562044"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по теме "Звучащие картины. Прощание с масленицей" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zvuchashchiie-kartiny-proshchaniie-s-maslienitsiei"
    ["file_id"] => string(6) "179958"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425104302"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тема: «Колокольные звоны России. Звучащие картины.»"
    ["seo_title"] => string(47) "tiemakolokolnyiezvonyrossiizvuchashchiiekartiny"
    ["file_id"] => string(6) "270100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450986861"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока музыки на тему:"Музыкальные инструменты. Звучащие картины""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_muzyki_na_tiemu_muzykal_nyie_instrumienty_zvuc"
    ["file_id"] => string(6) "446005"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513946903"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Зучащие картины"
    ["seo_title"] => string(19) "zuchashchie_kartiny"
    ["file_id"] => string(6) "596449"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640687728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства