kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Звучащие картины. Прощание с масленицей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 3 классе

(программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Тема: Звучащие картины. Прощание с масленицей.

 Цель:

  • Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.
  • Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.

Задачи:

  • Знакомство с историей возникновения праздника – масленица;
  • Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью  различных видов искусства:

- музыки (П.И.Чайковский «Времена года. Февраль)

- поэзии (А.Сокерин «Февраль»)

                  - живописи (Б. Кустодиев «Масленица»)

  • Развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства; развивать творческие способности, воображение, память.
  • Воспитывать уважение к традициям своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Звучащие картины. Прощание с масленицей" »

Урок музыки в 3 классе

(программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Тема: Звучащие картины. Прощание с масленицей.

Цель:

  • Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.

  • Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.

Задачи:

  • Знакомство с историей возникновения праздника – масленица;

  • Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства:

- музыки (П.И.Чайковский «Времена года. Февраль)

- поэзии (А.Сокерин «Февраль»)

- живописи (Б. Кустодиев «Масленица»)

  • Развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства; развивать творческие способности, воображение, память.

  • Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Оборудование: Магнитофон, репродукция картины Б.Кустодиева

«Масленица», произведение П.И. Чайковского «Времена

года. Февраль», А. Сокерин, сборник стихов.


Пословицы:

  • Не житье, а Масленица.

  • Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

  • Масленица семь дней гуляет.

  • Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.

  • Боится Маслена горькой редьки, да пареной репки.

  • Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

  • Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

  • Без блинов не Масленица.

  • В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.

  • Блин – не клин, брюха не расколет

Ход урока:

I.Организационный момент.

Звучит музыка

Приветствие учащихся. Я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.

II. Основная тема урока.

Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, масленица).

- Посмотрите, сколько праздников!

Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого, традиции проведения и значение разные.




Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все без труда догадаетесь из стихотворения тобольского поэта А. Сокерина «Февраль»

Февраль. Свирепо свищут вьюги,

Сугробы снежные растут,

Но очень скоро, ветры с юга

Весну на крыльях принесут.


Он переменчивым бывает,

Он – ветродуй и зимобор,

Ветрами зиму выдувает

И с ней ведет упрямо спор.


Он бокогрей. С утра морозит,

А в полдень пригревает бок,

Февраль весну уже ворожит,

Февраль – зимы последний срок.


У крыш, хрустальной бахромою,

Сосульки длинные висят,

Прощаясь с матушкой – зимою,

Синички радостно свистят.


И воробьи повеселели,

Уже чирикают смелей,

А на пригорке, возле ели,

Снег зимний стаял до корней.


И оживились в стаях галки,

Уже недолго до весны,

В домах проворные хозяйки,

Пекут на масленку блины.

- А что вы знаете об этом празднике?

Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.

Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи.

Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца –горящие колеса, спускаемые с гор.

Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну - красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за елку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще – просто масленица или сырная неделя.

- Когда в этом году будет или была Масленица?

В этом году масленичная неделя начиналась 23 февраля, заканчивается 1 марта.

Каждый день масленицы имел своё название и значение:

1 день (понедельник, 23.02.2009 г.) - Встреча масленицы.

Понедельник (первый день) – «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.

Изготавливали и наряжали куклу - чучело.

2 день (вторник, 24.02.2009 г.) – Заигрыши.

Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.

- Я хочу показать вам одну из игр, которую использовали на масляной неделе) - Игра «Петушки».

3 день (среда, 25.02.2009 г.) – Лакомка.

Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.

Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы…

- Ребята, а вы умеете печь блины?

- Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).

На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. У меня от вас секретов нет, и в конце урока я всем подарю свой рецепт приготовления блинов.

- Кто не знает, тот узнает из песни «Блины».

Разучивание и исполнение песни «Блины»

4 день (четверг, 26.02.2009 г.) – Разгул.

Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год.

Игра «Кулочки»

5 день (пятница, 27.02.2009 г.) – Тёщины вечеринки.

Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.

6 день (суббота, 28.02.2009 г.) – Золовкины посиделки.

Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.

7 день (воскресенье, 1.03.2009 г.) – Проводы или прощеное воскресенье.

Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

В этот день заканчивается обжорство и веселье,

Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

Пришло время с Масленицей проститься

И друг другу повиниться

Все обиды и ссоры простить,

Чтоб красиво и честно зажить.

Но прежде, чем перейти к следующей части нашего урока, я хочу задать вам несколько вопросов. Исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?

  1. Как по-другому народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)

  2. Сколько дней длится праздник? (7 дней)

  3. Назовите эти дни.

  4. Основное масленичное блюдо? (Блины)

  5. Почему блины круглые? (Символ солнца)

III. Репродукция картины Б.М. Кустодиева.

Не только писатели, поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица».

Внимательно вглядитесь в эту картину.

- Что вы видите на картине?

(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).

- Если внимательно вслушаться в эту картину- Эта картина звучит или она безмолвна?

- Что вы услышали?

(Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).

- Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)

- Я включу небольшое музыкальное произведение.

- Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева? Внимательно слушайте.

IV. Слушание произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»

- Почему созвучна? От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна.

- Какие инструменты звучали? (рояль)

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать

будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

- Кто мог написать эту чудесную музыку?

- П.И.Чайковский. «Февраль. Масленица.» (цикл «Времена года»).

- Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний.

- Посмотрите, ребята, 2 разных произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!

VI. Итог урока.

Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов (я специально оставила место в классе для ваших работ место).

- Вам урок понравился? - Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.

Я приготовила вам подарки:

1). Такие веселые смайлики, в виде солнышка. При выходе из класса оставьте свой смайлик мне на память по своему настроению –

или он улыбается, или грустит. У меня вот такой смайлик -

2).Рецепт блинов, сами блины. Я знаю, у вас будет классный час, там вы и продолжите масленичные гуляния.

Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.


















11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Звучащие картины. Прощание с масленицей"

Автор: Носкова Светлана Евгеньевна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 179958


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства