kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Колокольные звоны России. Звучащие картины.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс:2 «В»

Тема урока: «Колокольные звоны России. Звучащие картины.

Цель: формирование музыкальной культуры школьников, как части их общей духовной культуры.

Задачи:

         воспитательные:

  • развить чувство гордости за свою Родину;
  • формировать этические нормы поведения;

образовательные:

  • сформировать представление о колоколах и его звучании
  • познакомить  с музыкальными произведениями - Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» С.С. Прокофьева М.И Глинка хор «Славься», «Огни России» Виктор Ударцев
  • научиться различать и сравнивать различные виды колокольного звучания

развивающие:

  • научить вычленять завершенную музыкальную и поэтическую мысль в звучании произведения;
  • на основе чувственных ощущений научить отличать разное качество исполнения музыки.
  • Развивать вокально-хоровые навыки
  • Оборудование:

Презентация, интерактивная доска, музыкальный материал Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» С.С. Прокофьева, – М.И Глинка хор «Славься», Песня «Огни России»  Виктор Ударцев, П.И.  Чайковский «Времена года. Июнь. Баркарола»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Колокольные звоны России. Звучащие картины.»»



Пробный урок по Музыке



Класс 2 «В» МБОУ «НОШ № 19» г. Астрахани

Тема: «Колокольные звоны России. Звучащие картины.»



Выполнила студентка 4 «А» группы Гутиева Ирина



Доступ к проведению урока:

Методист:

_____________(подпись, дата)

Учитель:

_____________(подпись, дата)

Оценка:___________________







Астрахань 2015



Класс:2 «В»

Тема урока: «Колокольные звоны России. Звучащие картины.

Цель: формирование музыкальной культуры школьников, как части их общей духовной культуры.



Задачи:

воспитательные:

  • развить чувство гордости за свою Родину;

  • формировать этические нормы поведения;


образовательные:

  • сформировать представление о колоколах и его звучании

  • познакомить с музыкальными произведениями - Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» С .С. Прокофьева М.И Глинка хор «Славься», «Огни России» Виктор Ударцев

  • научиться различать и сравнивать различные виды колокольного звучания

развивающие:

  • научить вычленять завершенную музыкальную и поэтическую мысль в звучании произведения;

  • на основе чувственных ощущений научить отличать разное качество исполнения музыки.

  • Развивать вокально-хоровые навыки



  • Оборудование:

Презентация, интерактивная доска, музыкальный материал Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» С .С. Прокофьева, М.И Глинка хор «Славься», Песня «Огни России» Виктор Ударцев, П.И. Чайковский «Времена года. Июнь. Баркарола»










Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

УУД

1.Организацион-

ный момент.





2. Подведение к теме урока.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Игоревна, и сегодня урок музыки у вас буду вести я. Садитесь. Проверим свои рабочие места, все ли на месте? Молодцы!









-Обратите внимание на слайд, что вы видите?

( Увидели колокола)

-А что такое колокола?

( ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол)

-Где вы видели колокола?

(Видели в церкви)

-А как извлекается звук? (включаем аудио запись со звуком колоколов, изображение как бьют колокола.)

(Раскачивают колокол, внутри язычок, который стучит о стенки колокола и так извлекается звук.)

-А как вы понимаете определение звучащие картины?



( Такие картины, которые вызывают ощущение звучащей музыки)

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

( Колокольные звоны. Звучащие картины.)


- Какую цель урока мы сегодня поставим?


( Развить у учащихся понимание и уважение к истории и культуре России, познакомить с исконно русской традицией - колокольным звоном.)

· Мы расширим знания о колоколах и их месте в жизни Церкви и народа.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с колокольными звонами России, послушаем их.



Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)


2. Постановка учебной задачи Беседа.






































Динамическая пауза
























































Звучащие картины

-Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть много колоколов и услышать колокольный звон? ( в звоннице)



Давайте посмотрим из чего состоит колокол?




Молодцы, ребята! А теперь я расскажу вам немного об истории колокола.


Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. А управляет ими мастер звонарского дела – звонарь. Музыка колоколов называется колокольным звоном. Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа. Именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания - колокольный звон, который в свою очередь считается одним из символов России. На Руси, так в старину называли Россию, очень давно, когда не было ни телевидения, ни радио ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных.

Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но мы с вами познакомимся только с некоторыми из них. Один из колокольных звонов называется БЛАГОВЕСТ. Это особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в самый большой колокол. Это слово состоит из двух слов: благо и весть, что значит благая весть. (повторить вслух вместе с детьми слово БЛАГОВЕСТ)

Давайте послушаем, как звучит Благовест, и ответим на вопросы

-как звучит? (медленно, четко, неторопливо)

- какой характер?


Красотой звучания колокольного звона издавна на Руси люди любовались, и многие композиторы в своем творчестве пытались передать звучание колокольного звона и его разновидности в своих произведениях.

Одним из таких композиторов был С.С. Прокофьев. Повторим ФИО полностью вслух с детьми


Это русский композитор прошлого XX века. Одним из его выдающихся произведений была кантата «Александр Невский», в которой он изобразил звучание одного из видов колокольного звона.
Кантата – это большое произведение, состоящее из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра.
А. Невский прославился тем, что встал на защиту своей Родины и возглавил борьбу против врагов. А Невским прозвали его за разгром шведов на реке Неве. Ему тогда было всего 20 лет.

А сейчас я предлагаю послушать Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» – слушание


-Какой была музыка по характеру? (призывная, тревожная)

Что помогло композитору создать мощь и громогласность? (колокол, а также помогло исполнение мужского и женского хора, поэтому звучание громкое, мощное).

( Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны- это голос нашей Родины. Колокола звучат по разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках) Хорошо!

-А сколько названий у колокольных звонов?


Ребята, у колокольных звонов есть названия. Из всего три. Это- НАБАТ, ТРЕЗВОН, БЛАГОВЕСТ)

Набат- это- оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем.

А теперь послушайте колокольный звон- набат.

Трезвон -праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звона.

А теперь послушайте колокольный звон-трезвон как он звучит

И еще как я назвала последний колокольный звон благовест. Мы слушали вначале урока благовест .Как вы думаете от какого слова произошло благовест? ( благая весть)


Сейчас послушаем хор «Славься» М.И Глинки –из оперы Иван Сусанин. Но прежде чем познакомиться с этим произведением послушайте немного о М.И Глинке

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) — великий русский композитор. Автор таких известных произведений как: опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многих других.


Давайте послушаем хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

хор «Славься» М.И Глинки –из оперы Иван Сусанин


-Добавляет ли торжественности звон колоколов в музыке? (да)


- А как ещё можно сказать, что придает музыке использование колокольного звона? (могущество, силу, смелость, величие, задушевность, уверенность).


Вот как важны такие музыкальные украшения, они помогают созданию музыкального образа.


.Ребята, посмотрите на две картины И. Левитана «Свежий ветер» и И.К. Айвазовский «Буря на Северном море»

.

Что вы видите на них? Посмотрите на слайде изображены портреты этих художников. Давайте вместе повторим как зовут художников . Послушайте немного я вам расскажу немного об этих художниках. –


Иса́ак Ильи́ч Левита́н (18 (30) августа 1860 год 

22 июля (4 августа) 1900) — русский художник, мастер «пейзажа и настроения». Посмотрите на слайд изображен портрет И.А Левитана.


Ива́н Константи́нович Айвазо́вский 17 [29] июля 1817 год — 19 апреля [2 мая] 1900 год) — всемирно известный российский художник-маринист, баталист.


Посмотрите на портрет художника и давайте постараемся его запомнить.

-Что вы можете сказать об этих двух картинах?

-Какая картина Вам больше нравится и почему?


Ребят, скажите, каких русских композиторов вы знаете?

Хорошо, молодцы! А сейчас я расскажу вам о величайшем русском композиторе Петре Ильиче Чайковском


П.И. Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.


А сейчас прослушаем П.И Чайковский « Времена года. Июнь. Баркарола »

К какой из этих картин, подходит эта музыка?





Какую музыку вы слышите глядя на эти картины?( печально, радостно, нежно, грустно, празднично, задушевно)




Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)




Знакомство с песней «Моя Россия»











4.Слушание песни.


Какие песни вы знаете о России? (Гимн,Огни России 
Виктор Ударцев Исп. Е. Борзова)

Сегодня мы с вами будем разучивать песню «Огни России»

Композитор этой песни Виктор Ударцев. Посмотрите на слайд и давайте вместе повторим хором как зовут композитора? (Виктор Ударцев) А сейчас немного послушайте о композиторе


Первое признание на детской Российской эстраде, а с ним и звание Члена Российского Авторского общества Виктору Ударцеву принесла песня "Маленький гном", прозвучавшая на Всероссийском конкурсе "Роза ветров" в г. Сочи

Песни Виктора Ударцева отличаются задором и мелодичностью они яркие и динамичные и быстро запоминаются.





-Ребята давайте во время прослушивания поиграем «в дирижеров» и движениями рук выразим свои музыкальные эмоции.




прослушаем песню «Огни России».

-(Дети слушают и отвечают на вопрос) О чем поется в этой песне? Что хочет донести до нас автор? )

-Понравилась ли вам песня ?

-Какой темп этой песни ?

-Как звучит песня ?

- Обратите внимание на звучание песни , дыхание берем все вместе, не берем дыхание в середине слова, поем округлым звуком, очень напевно.








Личностные учебные действия - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Чувство гордости за свою Родину. Российский народ и истории. России.


5. Разучивание песни


О нашей Родине  написано много песен.


Среди простора неба и земли,

Высоких облаков в озерах синих.

Хочу признаться я тебе в любви

Родной мой край, моя Россия.

(Припев 3 раза)

Россия – родом из детства.

Россия – ты в каждом сердце.

Россия – больше, чем просто судьба.

Россия – добрые люди.

Россия – пусть вечно будет.

Россия – наша родная земля.


В твоем просторе солнечных лугов.

В твоих полях неведомая сила.

Одна лишь бескорыстная любовь.

Родной мой край, Любимая Россия.

На свете нет прекрасней и милей

Земли, что мы Россией называем.

Тепло сердец и свет ее огней

В один огонь любви соединяем.



- Ребята а сколько в этой песни куплетов?(В этой песне 3 куплета и припев. Куплет и припев отличаются по характеру.)



-Как звучит куплет в этой песни? ( ласково, уверенно, протяжно.)



- А припев? ( радостно, задорно.)

Что главное в песне?

В песне главное – мелодия. Это не только душа, но и главная мысль произведения. Аккомпанемент сопровождает мелодию. Он делает её более выразительной, красивой.

-Давайте повторим первые две строчки вместе (разучивание 2 куплетов )

текст мы повторяем вместе со мной по 2 строчки спели, а потом повторяем, а потом поем все вместе.



Ребята по взмаху моей руки мы все вместе начинаем петь,


Не забываем , что мы сидим ровно , руки кладем на колени и ноги упираются в пол. Когда я покажу дирижерский жест, начинаем исполнять.

- Ребята а гимн отличается по характеру и форме от песни «Огни России»? (отличается по форме и характеру исполнения, используются различные средства музыкальной выразительности). Их объединяет одно — светлое, радостное, поэтичное отношение человека, любующегося своим краем.




6.Рефлексия

Итог урока.













Домашнее задание



- Ребята, какая тема была сегодня на уроке? ( Колокольные звоны, звучащие картины)

Что нового Вы узнали? ( Мы узнали больше информации о колокольном звоне)

Сколько названий у колокольных звонах? (3 набат, трезвон, благовест)

С какими художниками мы познакомились?

Какую песню мы разучивали а уроке? (Огни России)

Кто композитор этой песни? (Виктор Ударцев)

Какие чувства пришлось испытать вам во время урока?

Только в России колокольная музыка является столь важной частью Богослужения. На Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.

Молодцы! На этом наш урок окончен.

До свидания!

Выучить песню «Огни России»

На след. уроке пение песни по рядам.


Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Тема: «Колокольные звоны России. Звучащие картины.»

Автор: Гутиева Ирина Игоревна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 270100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему  "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "246640"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446413170"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Музыкальная живопись и живописная музыка "
    ["seo_title"] => string(43) "muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "181932"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425412649"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-muzyki-obraz-zashchitnika-otiechiestva-v-iskusstvie-dialogh-pokolienii"
    ["file_id"] => string(6) "287437"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454490921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства