-Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть много колоколов и услышать колокольный звон? ( в звоннице)
Давайте посмотрим из чего состоит колокол? Молодцы, ребята! А теперь я расскажу вам немного об истории колокола. Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. А управляет ими мастер звонарского дела – звонарь. Музыка колоколов называется колокольным звоном. Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа. Именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания - колокольный звон, который в свою очередь считается одним из символов России. На Руси, так в старину называли Россию, очень давно, когда не было ни телевидения, ни радио ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных. Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но мы с вами познакомимся только с некоторыми из них. Один из колокольных звонов называется БЛАГОВЕСТ. Это особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в самый большой колокол. Это слово состоит из двух слов: благо и весть, что значит благая весть. (повторить вслух вместе с детьми слово БЛАГОВЕСТ) Давайте послушаем, как звучит Благовест, и ответим на вопросы -как звучит? (медленно, четко, неторопливо) - какой характер? Красотой звучания колокольного звона издавна на Руси люди любовались, и многие композиторы в своем творчестве пытались передать звучание колокольного звона и его разновидности в своих произведениях. Одним из таких композиторов был С.С. Прокофьев. Повторим ФИО полностью вслух с детьми Это русский композитор прошлого XX века. Одним из его выдающихся произведений была кантата «Александр Невский», в которой он изобразил звучание одного из видов колокольного звона. Кантата – это большое произведение, состоящее из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра. А. Невский прославился тем, что встал на защиту своей Родины и возглавил борьбу против врагов. А Невским прозвали его за разгром шведов на реке Неве. Ему тогда было всего 20 лет. А сейчас я предлагаю послушать Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» – слушание -Какой была музыка по характеру? (призывная, тревожная) Что помогло композитору создать мощь и громогласность? (колокол, а также помогло исполнение мужского и женского хора, поэтому звучание громкое, мощное). ( Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны- это голос нашей Родины. Колокола звучат по разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках) Хорошо! -А сколько названий у колокольных звонов? Ребята, у колокольных звонов есть названия. Из всего три. Это- НАБАТ, ТРЕЗВОН, БЛАГОВЕСТ) Набат- это- оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем. А теперь послушайте колокольный звон- набат. Трезвон -праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звона. А теперь послушайте колокольный звон-трезвон как он звучит И еще как я назвала последний колокольный звон благовест. Мы слушали вначале урока благовест .Как вы думаете от какого слова произошло благовест? ( благая весть) Сейчас послушаем хор «Славься» М.И Глинки –из оперы Иван Сусанин. Но прежде чем познакомиться с этим произведением послушайте немного о М.И Глинке Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) — великий русский композитор. Автор таких известных произведений как: опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многих других. Давайте послушаем хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин». хор «Славься» М.И Глинки –из оперы Иван Сусанин -Добавляет ли торжественности звон колоколов в музыке? (да) - А как ещё можно сказать, что придает музыке использование колокольного звона? (могущество, силу, смелость, величие, задушевность, уверенность). Вот как важны такие музыкальные украшения, они помогают созданию музыкального образа. .Ребята, посмотрите на две картины И. Левитана «Свежий ветер» и И.К. Айвазовский «Буря на Северном море» . Что вы видите на них? Посмотрите на слайде изображены портреты этих художников. Давайте вместе повторим как зовут художников . Послушайте немного я вам расскажу немного об этих художниках. – Иса́ак Ильи́ч Левита́н (18 (30) августа 1860 год 22 июля (4 августа) 1900) — русский художник, мастер «пейзажа и настроения». Посмотрите на слайд изображен портрет И.А Левитана. Ива́н Константи́нович Айвазо́вский 17 [29] июля 1817 год — 19 апреля [2 мая] 1900 год) — всемирно известный российский художник-маринист, баталист. Посмотрите на портрет художника и давайте постараемся его запомнить. -Что вы можете сказать об этих двух картинах? -Какая картина Вам больше нравится и почему? Ребят, скажите, каких русских композиторов вы знаете? Хорошо, молодцы! А сейчас я расскажу вам о величайшем русском композиторе Петре Ильиче Чайковском П.И. Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. А сейчас прослушаем П.И Чайковский « Времена года. Июнь. Баркарола » К какой из этих картин, подходит эта музыка? Какую музыку вы слышите глядя на эти картины?( печально, радостно, нежно, грустно, празднично, задушевно) |