обучающиеся получили знания о работе в газете, роли и значении газеты в жизни человека, познакомились с газетными жанрами, выполнили журналистскую работу
Методы:
информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по журналистике на тему: "Газетные жанры"»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Газетные жанры журналистики»
Прогнозируемый результат:
обучающиеся получили знания о работе в газете, роли и значении газеты в жизни человека, познакомились с газетными жанрами, выполнили журналистскую работу
Методы:
информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
«Что следует публиковать в СМИ»; «Макет информационного бюллетеня».
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран, принтер.
Этапы занятия:
Организационная часть.
Основная часть. Изучение нового материала. Выполнение практической работы.
Заключительная часть.
Цель: занятие должно способствовать интересу к газете и работе в газете;
совершенствованию навыков устной и письменной речи;
знакомясь с газетными жанрами, учащиеся узнают их особенности и учатся
написанию собственных материалов.
Ход занятия:
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
1. Вступительная беседа:
- Какую роль в нашей жизни играет газета?
- Что общего в профессиях журналиста, медика и педагога в лозунге «Не навреди!»?
2. Обращение к эпиграфу занятия:
Я убеждён, что молодому писателю
очень полезна работа в газете.
Это школа, заменить которую
в литературе нечем. К.Федин.
- Как вы понимаете слова К.Федина?
- Какое отношение имеют эти слова писателя к нам?
3. Итак, сегодня тема нашего занятия «Газетные жанры» (слайд 3)
Постановка цели. (Совместно с детьми)
Ознакомление с новой темой
1. Лексическая работа; работа со словарем.
Даны слова: СТАТЬЯ
ЗАМЕТКА
РЕПОРТАЖ
ИНТЕРВЬЮ
Задание: записать определения этих слов в тетрадь¹, проверить по словарю.
-Дать определения терминам, с которыми работали самостоятельно
- На этом занятии мы будем работать с газетными жанрами, определения которым вы сейчас дали.
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Учащиеся формулируют тему занятия, ставят цели и задачи.
Ребята работают в тетрадях.
Ответы учащихся
II. Изучение нового материала
Статья – аналитический жанр, предметом исследования в котором оказывается важная общественная проблема. Задача статьи –привлечь внимание людей к этой проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли. Для ее рассмотрения привлекается большой фактический материал, а главная мысль представляет собой формулировку решения проблемы (слайд 4)
Заметка – краткое сообщение в печати о каком-либо событии.
"Заметка фиксирует конкретный жизненный факт. Ее основное предназначение — сообщать, что, где, когда произошло или должно произойти. Естественно, не каждый факт заслуживает отражения на газетных страницах. Вводимый в коммуникативный канал факт должен иметь социальную значимость". Б.В. Стрельцов Далее он от\мечает следующие черты, присущие заметке. Заметка должна содержать новость, которая д.б. изложена предельно кратко. "Чрезвычайно важна для заметки оперативность сообщения". Его же виды заметок: – хроникальное сообщение. Это предельно краткий текст. В нем нет подробностей, нет детализации. Репортер схватывает и отражает главную суть факта. Хроникальные сообщения традиционно даются блоками, без заголовков, под общей рубрикой. – своеобразной разновидностью жанра заметки следует считать большинство текстовок, сопровождающих фото¬снимки, рисунки, карикатуры. – наиболее распространена в периодической печати стандартная заметка, которая фиксирует и раскрывает новость в общих чертах. (слайд 5)
Репортаж – дает читателю наглядное представление о событии или интересном факте. Автором репортажа может быть человек, сам наблюдавший событие, а нередко и участвующий в нем. Отсюда – эффект авторского присутствия. Этот эффект возникает, во-первых, за счет выражения авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям, во-вторых, за счет создания впечатления одновременности рассказа и действия, в-третьих, за счет пространственных и временных обозначений, в-четвертых, за счет детализации описания, повествования. Если темой репортажа становится событие или какое-либо действие, то текст приобретает повествовательный характер. В отличие от заметки, сообщающей о событии как о свершившемся факте, такой репортаж изображает событие как процесс (слайд 6)
Интервью (англ. Interview) – жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Подразделяется на два вида: И.-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и И.-мнение, комментирующее известные факты и события (слайд 7)
Просмотр слайдов
Обсуждение точки зрения
Обсуждение
Ш. Практическая работа
Работа с дидактическим материалом.
Технологиявыполнения работы. Учитель раздаёт вырезки из газет. Уч-ся работают с ними и определяют, в каком жанре написан тот или иной материал. Одновременно выявляют особенности каждого жанра.
Работа по группам.
1 гр.: составляют заметки в газету на школьную тему.
Зачитывают их и доказывают, что это действительно заметки, а не статьи, например (т.е. есть проблема).
2 гр.: рецензенты. Они проводят стилистический анализ:
- стиль: публицистический(док-ва);
- элементы публицистического стиля;
- 3 типа речи использовано в работе;
- эмоциональность лексики (эпитеты,
сравнения;
-обращение к читателям (призыв);
-средства художественного стиля употребляются с определённой целью.
Вывод: Данный материал не заметка, а статья, т.к. ставится проблема и пути её решения.
Просмотр слайдов
Практическая работа в парах
Ребята самостоятельно делают вывод
IV. Заключительная часть. Закрепление нового материала
1 гр. Проводит работу над ошибками (оформляет статью и пишет новые заметки).
2 гр. Проверяет и редактирует.
3 гр. Тем временем работает корреспондентами и берёт интервью у учителей и учащихся школы. (Темы выбирают сами).
Беседа: - Как вы готовились к интервью?
- Как подбирали темы?
- С какими трудностями столкнулись?
- От чего зависит успех проведения интервью?
Как сделать его интересным?
4. Рефлексия. Подведение итогов. ( Обращение к плану – отзыву).
5. Задания к следующему занятию: Подготовить материал для школьной газеты «ШАГ молодежи»: группам самостоятельно написать заметки, статьи, репортажи, взять интервью.