kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – практикум по журналистике «Различие публицистической и публичной речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – практикум по журналистике

«Различие публицистической и публичной речи»

О светлом будущем заботятся политики,

о светлом прошлом – историки,

о светлом настоящем – журналисты.

Жарко Петан

Цель: создать условия для знакомства с различием публицистической и публичной речи

Задачи:

-  Подготовить обучающихся к осознанному

-  Воспитывать интерес к профессии журналист

Оборудование:  мультимедийная доска

Ход занятия

В ВИДЕ ИНТЕРВЬЮ:

- Здравствуйте. Вам нравится быть в центре внимания?

- Как Вы считаете, легко ли бороться за правду?

- Хотелось бы Вам открыть сенсацию?

- Слушая репортаж с места события, на что вы обратили бы внимание?

- Как Вы относитесь к слухам, неправдивой информации?

- Вас пригласили вести информационную передачу «Новости», о чём рассказали бы в первую очередь?

- Хотелось бы вам создать авторскую программу на ТВ? Какого типа: информационную или развлекательную?

- Вам предложили провести опрос учащихся школы. Какую тему Вы бы выбрали?

- Вас пригласили на пресс-конференцию с Владимиром Путиным. Какой вопрос задали бы?

- В газетной статье, что именно привлекает Вас: информация, описание или глубокий анализ?

- Если бы Вы брали интервью у любимого певца (певицы) о чем спросили бы?

- Вы первым узнаете интересную новость. Что сделаете, чтобы об этом узнали как можно больше людей и в короткое время?

-Какая рубрика в газете может, по-вашему, заинтересовать подростка?

УЧИТЕЛЬ: Это занятие мы посвятим знакомству с очень интересной и увлекательной профессией – журналист. (демонстрируются слайды – рабочие моменты деятельность журналистов). Журналист - прежде всего современник. Он обязан им быть. Он живёт в сфере вопросов, которые могут быть разрешены в современности. О светлом будущем заботятся политики,

о светлом прошлом – историки,

о светлом настоящем – журналисты.

Жарко Петан

УЧИТЕЛЬ: Прежде чем мы перейдем к практической части занятия, посмотрим, что же такое информация? Слайд.

УЧИТЕЛЬ: Нам передали блокнот журналиста, который хотел поделиться с учащимися сенсационной новостью. Но здесь, к сожалению, написана информация в сокращенном варианте. Только обрывки фраз: начало, середина, конец предложений. Как же быть, ведь эта новость должна быстро дойти к людям? Я предлагаю вам воспроизвести эту информацию и поместить её  в рубрике: Короткой строкой. (Раздаю раздаточный материал).

УЧИТЕЛЬ: Можем ли мы эту информацию сразу передать для сообщения? Теперь ее надо проанализировать. Проверить достоверность информации, чтобы она не была искажена при передаче, я прошу вас подойти ко мне и посмотреть самим как это бывает. Для подготовки качественного материала, давайте поменяемся коллективами редакций. Представим себя зав. отделами информации. (Слайд).

УЧИТЕЛЬ: Во избежание недоразумений, информацию надо проверить. Давайте поменяемся местами и займем должность корректора – человека, который исправляет ошибки. (Слайд).

УЧИТЕЛЬ. Давайте проанализируем, что же у нас получилось. Составим алгоритм представления информации (новости) людям. (Слайд)

УЧИТЕЛЬ. Остался последний шаг – представить информацию. Каждая редакция готовится к прямому эфиру. Я раздам вам должности: синие – операторы; красные – телеведущие рубрики «Новости»; зеленые – будут делать отсчет до начала эфира; желтые – сурдопереводчики. Они помогают ведущим.

Внимание: до начала эфира осталось 30 секунд!

Некоторые относят журналистику к творчеству, другие - к ремеслу, но достоверно известно одно: журналисты ни за что не променяют свою беспокойную профессию на другую. Постоянная смена событий, общение с людьми и активный образ жизни способны заменить им и сон, и отдых.

        Сегодня вы попробовали себя в роли тележурналиста, корреспондента, корректора, редактора. Посмотрите, в каждой группе были одинаковые фразы, но новостийная информация получилась разной.

Информация

Курица несет золотые яйца

   Чрезвычайное событие произошло вчера в станице Н-ской. В доме колхозного пенсионера Дедушкина обыкновенная домашняя курица неожиданно снесла… золотое яичко. Диаметр яйца - 7,4 см в длину и 6,2 см в ширину,  вес - 154 грамма, форма - вытянутый овал, золото скорлупы предположительно 585 -й пробы. В Н-скую уже выехали специалисты НИИ домашнего животноводства  (отдел аномальных явлений) для изучения этого сенсационного факта.

   Что главное в жанре информации? Краткое и четкое сообщение о событии, максимальная насыщенность фактическими, как можно более точными сведениями: что, где, когда и с кем произошло, каковы основные параметры происшедшего. Всё. Больше ничего не требуется. Подробности - в других жанрах.

Репортаж

Я видел это яйцо!

   …И вот оно - ослепительно сверкая - лежит у меня на ладони. Тяжеленькое, доложу я вам! Неужели, и правда, - золото?  Даже не верится. А напротив сидит и счастливо улыбается хозяин дома Иван Иваныч Дедушкин. Это еще бодрый для своих 75-ти старичок с козлиной бородкой…

   Главное в репортаже - эффект личного присутствия журналиста, его собственные впечатления от увиденного, которые надо постараться максимально живо и достоверно донести до читателя - так, чтобы у него сложилось ощущение, будто он сам побывал на месте события. (Вот тут-то и пригодятся детали и подробности - плод внимательных наблюдений).

Интервью

И.И.Дедушкин: «Спасибо, курочка!»

   - Иван Иваныч! Что вы почувствовали в первый момент, когда поняли, что яйцо не простое?

   - Честно сказать, испугался. Курочка-то наша любит по соседним огородам шастать. Вдруг, думаю, она чего-нибудь там клюнула да и проглотила, а теперь вот… здрасьте-пожалуйста!

   В жанре интервью роль рассказчика о событии передается герою, и рассказывать он должен сам, своим, характерным языком (хорошо для этого запомнить особые его словечки, интонацию, манеру говорить), а выражать он должен при этом свои собственные (а не журналиста) мысли.

Очерк

Золотая птица счастья

   Над станицей вечер. Светятся теплым домашним светом окна ближней к лесной опушке хаты. Много лет живут здесь старик со старухой - Иван Иваныч да Марья Петровна. Трудная у них была жизнь - коллективизация, война, потом перестройка… Мало видели они счастья… И вот - на тебе! Однажды ясным летним утром вышла Марья Петровна в сени покормить курочку, глядь, а в корзине что-то блестит…

   Очерк - наиболее «художественный», наиболее близкий к литературе жанр, предполагающий использование образных сравнений, метафор, развернутых характеристик героев, их диалогов (которые могут быть и придуманы автором, лишь бы выглядели правдоподобно), авторских отступлений и т.д.  В современной журналистике этот жанр непопулярен, используется крайне редко. Он довольно трудоемок и кажется архаичным, но в некоторых случаях именно очерк позволяет рассказать о человеке наиболее полно и объемно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – практикум по журналистике «Различие публицистической и публичной речи»»

Урок – практикум по журналистике

«Различие публицистической и публичной речи»


О светлом будущем заботятся политики,

о светлом прошлом – историки,

о светлом настоящем – журналисты.

Жарко Петан


Цель: создать условия для знакомства с различием публицистической и публичной речи

Задачи:

- Подготовить обучающихся к осознанному

- Воспитывать интерес к профессии журналист


Оборудование: мультимедийная доска

Ход занятия

В ВИДЕ ИНТЕРВЬЮ:

- Здравствуйте. Вам нравится быть в центре внимания?

- Как Вы считаете, легко ли бороться за правду?

- Хотелось бы Вам открыть сенсацию?

- Слушая репортаж с места события, на что вы обратили бы внимание?

- Как Вы относитесь к слухам, неправдивой информации?

- Вас пригласили вести информационную передачу «Новости», о чём рассказали бы в первую очередь?

- Хотелось бы вам создать авторскую программу на ТВ? Какого типа: информационную или развлекательную?

- Вам предложили провести опрос учащихся школы. Какую тему Вы бы выбрали?

- Вас пригласили на пресс-конференцию с Владимиром Путиным. Какой вопрос задали бы?

- В газетной статье, что именно привлекает Вас: информация, описание или глубокий анализ?

- Если бы Вы брали интервью у любимого певца (певицы) о чем спросили бы?

- Вы первым узнаете интересную новость. Что сделаете, чтобы об этом узнали как можно больше людей и в короткое время?

-Какая рубрика в газете может, по-вашему, заинтересовать подростка?


УЧИТЕЛЬ: Это занятие мы посвятим знакомству с очень интересной и увлекательной профессией – журналист. (демонстрируются слайды – рабочие моменты деятельность журналистов). Журналист - прежде всего современник. Он обязан им быть. Он живёт в сфере вопросов, которые могут быть разрешены в современности. О светлом будущем заботятся политики,

о светлом прошлом – историки,

о светлом настоящем – журналисты.

Жарко Петан

УЧИТЕЛЬ: Прежде чем мы перейдем к практической части занятия, посмотрим, что же такое информация? Слайд.

УЧИТЕЛЬ: Нам передали блокнот журналиста, который хотел поделиться с учащимися сенсационной новостью. Но здесь, к сожалению, написана информация в сокращенном варианте. Только обрывки фраз: начало, середина, конец предложений. Как же быть, ведь эта новость должна быстро дойти к людям? Я предлагаю вам воспроизвести эту информацию и поместить её в рубрике: Короткой строкой. (Раздаю раздаточный материал).


УЧИТЕЛЬ: Можем ли мы эту информацию сразу передать для сообщения? Теперь ее надо проанализировать. Проверить достоверность информации, чтобы она не была искажена при передаче, я прошу вас подойти ко мне и посмотреть самим как это бывает. Для подготовки качественного материала, давайте поменяемся коллективами редакций. Представим себя зав. отделами информации. (Слайд).

УЧИТЕЛЬ: Во избежание недоразумений, информацию надо проверить. Давайте поменяемся местами и займем должность корректора – человека, который исправляет ошибки. (Слайд).

УЧИТЕЛЬ. Давайте проанализируем, что же у нас получилось. Составим алгоритм представления информации (новости) людям. (Слайд)


УЧИТЕЛЬ. Остался последний шаг – представить информацию. Каждая редакция готовится к прямому эфиру. Я раздам вам должности: синие – операторы; красные – телеведущие рубрики «Новости»; зеленые – будут делать отсчет до начала эфира; желтые – сурдопереводчики. Они помогают ведущим.

Внимание: до начала эфира осталось 30 секунд!

Некоторые относят журналистику к творчеству, другие - к ремеслу, но достоверно известно одно: журналисты ни за что не променяют свою беспокойную профессию на другую. Постоянная смена событий, общение с людьми и активный образ жизни способны заменить им и сон, и отдых.

Сегодня вы попробовали себя в роли тележурналиста, корреспондента, корректора, редактора. Посмотрите, в каждой группе были одинаковые фразы, но новостийная информация получилась разной.

Информация

Курица несет золотые яйца

Чрезвычайное событие произошло вчера в станице Н-ской. В доме колхозного пенсионера Дедушкина обыкновенная домашняя курица неожиданно снесла… золотое яичко. Диаметр яйца - 7,4 см в длину и 6,2 см в ширину, вес - 154 грамма, форма - вытянутый овал, золото скорлупы предположительно 585 -й пробы. В Н-скую уже выехали специалисты НИИ домашнего животноводства (отдел аномальных явлений) для изучения этого сенсационного факта.


Что главное в жанре информации? Краткое и четкое сообщение о событии, максимальная насыщенность фактическими, как можно более точными сведениями: что, где, когда и с кем произошло, каковы основные параметры происшедшего. Всё. Больше ничего не требуется. Подробности - в других жанрах.


Репортаж

Я видел это яйцо!


…И вот оно - ослепительно сверкая - лежит у меня на ладони. Тяжеленькое, доложу я вам! Неужели, и правда, - золото? Даже не верится. А напротив сидит и счастливо улыбается хозяин дома Иван Иваныч Дедушкин. Это еще бодрый для своих 75-ти старичок с козлиной бородкой…


Главное в репортаже - эффект личного присутствия журналиста, его собственные впечатления от увиденного, которые надо постараться максимально живо и достоверно донести до читателя - так, чтобы у него сложилось ощущение, будто он сам побывал на месте события. (Вот тут-то и пригодятся детали и подробности - плод внимательных наблюдений).


Интервью

И.И.Дедушкин: «Спасибо, курочка!»


- Иван Иваныч! Что вы почувствовали в первый момент, когда поняли, что яйцо не простое?

- Честно сказать, испугался. Курочка-то наша любит по соседним огородам шастать. Вдруг, думаю, она чего-нибудь там клюнула да и проглотила, а теперь вот… здрасьте-пожалуйста!


В жанре интервью роль рассказчика о событии передается герою, и рассказывать он должен сам, своим, характерным языком (хорошо для этого запомнить особые его словечки, интонацию, манеру говорить), а выражать он должен при этом свои собственные (а не журналиста) мысли.

Очерк

Золотая птица счастья

Над станицей вечер. Светятся теплым домашним светом окна ближней к лесной опушке хаты. Много лет живут здесь старик со старухой - Иван Иваныч да Марья Петровна. Трудная у них была жизнь - коллективизация, война, потом перестройка… Мало видели они счастья… И вот - на тебе! Однажды ясным летним утром вышла Марья Петровна в сени покормить курочку, глядь, а в корзине что-то блестит…

Очерк - наиболее «художественный», наиболее близкий к литературе жанр, предполагающий использование образных сравнений, метафор, развернутых характеристик героев, их диалогов (которые могут быть и придуманы автором, лишь бы выглядели правдоподобно), авторских отступлений и т.д. В современной журналистике этот жанр непопулярен, используется крайне редко. Он довольно трудоемок и кажется архаичным, но в некоторых случаях именно очерк позволяет рассказать о человеке наиболее полно и объемно.

Проблемно-критический материал

А бил ли дед?

Как же могло случиться, что уникальное явление живой природы, а именно снесенное домашней курицей золотое яйцо, не сумели сохранить в целости до приезда ученых и специалистов? Кто тут виноват? Дед поясняет, что мышка бежала, хвостиком махнула… Допустим. Но тогда возникает вопрос: отчего это у них в избе мыши по столу бегают, и почему бабка не борется с вредными грызунами? Мышь, безусловно, виновата и заслуживает самого сурового наказания, вплоть до потравы. Куда, кстати, смотрит местная санэпидстанция? Но и старики хороши! Как могло оказаться столь ценное яйцо на столе? Есть свидетели (соседи), которые показывают, что задолго до мышки дед это яйцо бил, баба била… Зачем они это делали? Уж не собирались ли они его просто-напросто съесть?

В критическом материале главное - ответить на вопрос «кто виноват?» При этом «виноватым» с одинаковым успехом можно сделать любого из имеющихся в наличии персонажей. Объективность позиции автора, справедливость его критики зависят от того, хорошо ли он изучил все обстоятельства дела, выяснил ли все мнения «за» и «против».


Проблемно-аналитический материал

Не все то золото, что блестит

…И наконец, главный вопрос: а зачем вообще эта Курочка Ряба снесла золотое яичко? Зачем бедных пенсионеров в искушение ввела? Их и так кто уж только ни обманывал - то ваучер посулят, то прибавку к пенсии… А нужны ли нашим старикам все эти золотые горы, блюдца с золотой каемочкой и тем более - золотые яйца? Не лучше ли, чтобы курочка несла каждый божий день по одному простому яйцу деду с бабой на завтрак?


ИНФОРМАЦИЯ


Что главное в жанре информации? Краткое и четкое сообщение о событии, максимальная насыщенность фактическими, как можно более точными сведениями: что, где, когда и с кем произошло, каковы основные параметры происшедшего. Всё. Больше ничего не требуется. Подробности - в других жанрах.


ИНТЕРВЬЮ


В жанре интервью роль рассказчика о событии передается герою, и рассказывать он должен сам, своим, характерным языком (хорошо для этого запомнить особые его словечки, интонацию, манеру говорить), а выражать он должен при этом свои собственные (а не журналиста) мысли.


РЕПОРТАЖ

Главное в репортаже - эффект личного присутствия журналиста, его собственные впечатления от увиденного, которые надо постараться максимально живо и достоверно донести до читателя - так, чтобы у него сложилось ощущение, будто он сам побывал на месте события. (Вот тут-то и пригодятся детали и подробности - плод внимательных наблюдений).


П Р А К Т И К И

Здравствуйте, вас приветствует информационная служба

1 телеканала.

Здравствуйте, вас приветствует информационная служба

Телеканала «Россия».


Цель данного исследования - выяснить, какие из вышеперечисленных средств и приёмов способствуют достижению эффективности публичной речи.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

-выяснить, в чём состоит различие между публицистическим стилем и публичной речью;

- провести сопоставительный анализ публичной и публицистической речи;

Основная часть

При изучении всех аспектов публичной речи без особого внимания остаётся существование двух её форм: устной и письменной, стилистические и синтаксические особенности которых различаются. Кроме того, зачастую публичную речь рассматривают, уподобляя её публицистическому стилю. Особое положение в терминологии занимает слово «публицистика». Определение, данное словарём иностранных слов: «Публицистика - вид литературы, посвящённой обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение».

.

Различия публицистического стиля и публичной речи

Как и было сказано выше, часто публицистическую речь часто рассматривают, уподобляя её публицистическому стилю, и происходит это от того, что публичная речь до конца не исследована. Теперь постараемся выделить основные их отличия, рассмотрев и публичную речь, и публицистический стиль по отдельности.

Публицистический стиль

Публицистический стиль называют ещё газетно-публицистическим, потому что публицистические произведения печатаются прежде всего в газетах. Этот стиль представлен также в журналах, адресованных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей на митингах, съездах, собраниях (в этом случае он представлен в устной форме). Публицистика получила название «летописи современности», так как она освещает самые важные проблемы общества – политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства и т.д.; ее тематика ничем не ограничена, как и жанровое разнообразие. Живая история нашего времени отражается в информационных жанрах (заметка, репортаж, отчёт, интервью, хроника, обозрение), аналитических (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор) и художественно-публицистических (очерк, фельетон).

В публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка – информационная и воздействующая. Журналист не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать. Это определяет такие важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля, как оценочность, страстность, эмоциональность. Вопросы, которые поднимают журналисты, волнуют миллионы людей (экономическая политика государства, этнические конфликты, права человека и т.д.), и писать об этом книжным сухим языком невозможно.

Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора в них языковых средств – их общедоступность. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалектные, жаргонные слова, иноязычную лексику; усложнённые синтаксические конструкции; отвлечённую образность. В то же время публицистический стиль – это не замкнутая, а открытая система языковых средств. Это позволяет журналистам обращаться к элементам других функциональных стилей и – в зависимости от содержания публикации – употреблять разнообразную лексику, включая внелитературные слова и выражения, необходимые для достоверного изображения событий и их героев.

Большое значение в публицистических произведениях имеет авторский стиль, свойственная тому или иному журналисту манера письма. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведётся от первого лица, для публицистики характерно совпадение автора и рассказчица, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

Обратим внимание на оценочные лексико-фразеологические средства. В их числе можно встретить не только разговорно-просторечные слова и выражения (прихватизация, беспредел, тусовка, крутой), но и книжные (держава, отчизна, агония, восторжествовать, свершать, низводить, козёл отпущения экономической реформы, шоковая терапия, вавилонское столпотворение, соломоново решение и др.). Публицисты часто используют термины в образном значении (эпидемия болтовни, вирус расизма, раунд переговоров, шах правительству, политический фарс, пародия на демократию, финишная прямая, линия огня, хромосомы бюрократизма). Публицистический стиль открыт для использования интернациональной политической лексики.

Публичная речь

Принято считать, что публичная речь – это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращённая прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге». Такая речь, вероятно, возможна лишь в виде внутренней речи, речи «про себя», которая является смысловым базисом речи внешней, т.е. «речи для других». Речь же в её общепринятом смысле, речь звучащая всегда рассчитана на собеседника и на его реакцию, которая выражается словами или проявляется в мимике, позе, жестах.

Публичная речь монолог по форме, а по существу диалог. И это создаёт оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определённо, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Публичная речь может быть включена в какие-то формы, например совещания, конференции, презентации, митинги, праздники. Любая речь должна обладать качествами хорошего собеседования, ориентирована на слушателей, направлена на достижение прагматичной цели.

Устная публичная речь

Публичное выступление - устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее её воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для неё, как правило, служит написанный текст.

Другая отличительная особенность – это живая интонация разговорной речи, возможность в устном монологе выразить своё отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

В письменной речи, конечно, тоже чувствуется общая интонация сообщения, выраженная в порядке слов, выборе синтаксических конструкций, в оформлении их определёнными знаками препинания. Однако те интонационные нюансы, которые присущи устной речи, в письменной не могут быть выражены, и о них можно только догадываться. Кроме того, устная речь более свободна синтаксически, менее отягощена союзами и чаще использует вместо них бессоюзную, интонационную связь слов, предложений и частей текста. Само собой разумеется, что в устной речи фраза должна быть более коротка, чем в речи письменной.


Сведём в таблицу основные черты публицистики и публичной речи.

Публицистика

Публичная речь

Публицистика – это одна из разновидностей литературного языка

Публичная речь – это одна из форм проявления литературного языка

Публицистика освещает самые важные проблемы общества – политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические, вопросы воспитания и другие

Публичная речь охватывает тематику шире, чем публицистика, так как она может затрагивать абсолютно любые темы

Функции публицистики – информационная и воздействующая

Функция публичной речи – общение, которое включает в себя воздействие, убеждение, побуждение, выражение отношения, передача информации

Основные черты публицистики: точность, логичность, официальность

Основные черты публичной речи: смысловая завершённость, понятность, и, так как очень важную роль играет устная публичная речь, лёгкость восприятия, образность и эмоциональная окрашенность речи

Открытая система языковых средств: возможность использовать разнообразную лексику, включая нелитературные слова и выражения. Языковые средства должны быть общедоступны. Обилие оценочных выражений, используется как разговорная, так и книжная лексика

Используются идиомы. Должен соблюдаться баланс между использованием книжной и разговорной лексики. Общедоступность слов и выражений.


Таким образом, мы можем увидеть, что различий у публицистики и публичной речи не так уж много, поэтому иногда публичную речь приравнивают к публицистике.

В качестве примера рассмотрим два текста, один из которых относится к публицистическому стилю, а другой является примером публичной речи.


Этот текст является примером публичной речи, так как обладает следующими характерными чертами:

-Цель текста – призыв прийти на выборы и проголосовать за конкретного кандидата;

-Преобладание коротких понятных предложений, также использование односоставных предложений, например, «Готовы не только работать, но и защищать её! Защищать её во все времена и всегда!»;

-Эмоциональность речи (большое количество восклицательных предложений, например, «Мы с вами народ-победитель! Это у нас в генах, в нашем генном коде! Это передаётся у нас из поколения в поколение! Мы и сейчас победим!»);

-Образность речи достигается использованием риторических вопросов (например, Итак, мой вопрос: мы любим Россию? Конечно, мы любим Россию!), обращением к великому стихотворению «Бородино».

На примере этих двух текстов мы можем убедиться в том, что публичная речь намного эмоциональнее текстов публицистики. Публичная речь в сегодняшней журналистике чаще представлена в устной форме, а, значит, может влиять с помощью эмоциональности и экспрессивности, то есть оказывает влияние тем, как она произнесена.

Итак, в сегодняшней России складывается новая журналистика. Большую роль в создании индивидуальности современной публичной речи играют стилистические фигуры- они украшают речь, придают ей экспрессию, но, в то же время, не забивают текст лишней и ненужной информацией. Чтобы не терять свои позиции, публичная речь должна быть нормирована и доступна, а это достигается использованием стилистических фигур. Поэтому современную публичную речь нельзя представить без широкого использования стилистических фигур.


«Вкусная» новость: приготовить и подать! Новостная журналистика в последние годы изменилась радикально. По словам главного редактора журнала «Огонек» Виктора Лошака, «если раньше мы занимались тем, что добывали информацию, пытались донести ее до своего читателя, то сегодня мы ограждаем читателя от потока информации, готовим из этого потока информации некое блюдо, персональное для своего читателя, для своей аудитории».

Вот самые распространенные ошибки, которые допускают верстальщики и дизайнеры печатных изданий:

1. Отсутствие модульной сетки, разная высота полос.

2. Отсутствие единого стиля для всех элементов в издании.

3. Слишком большая длина строки.

4. Неподходящий шрифт.

5. Сплошной набор текста без использования подзаголовков, списков, цитат.

6. «Висячие» кнопки, тире и предлоги на концах строк.

7. Неправильный выбор способа выравнивания текста.

8. Использование чрезмерного количества разнообразных шрифтов, цветов и стилей.

9. Низкое качество изображений, полное их отсутствие или, наоборот, злоупотребление графическими элементами.

10. Появление «коридоров» (совпадающих по вертикали или диагонали пробелов в нескольких местах подряд).


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок – практикум по журналистике «Различие публицистической и публичной речи»

Автор: Дондобон Сэсэгма Доржиевна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301204


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства