Газетный жанр – репортаж.
Цели: способствовать формированию понятия «репортаж»;
? познакомить с особенностями данного жанра журналистики;
? создавать условия для развития коммуникативных умений обучающихся;
? создавать условия для развития познавательного интереса;
? создавать условия для развития речи обучающихся.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, дидактический материал, рабочая тетрадь по курсу «Служу Отечеству пером» «Звонкий голос детства».
Ход занятия.
1. Мотивация.
- Прослушайте фрагмент песни, которую представители одной из профессий считают своим гимном. Определите, чей это гимн. (Слайд 4, «Песня журналистов»)
- По каким признакам вы смогли определить принадлежность к профессии журналиста?
(Слайд 2)
- Вспомним, что такое журналистика. (Слайд 5)
- Из какого языка пришло понятие? Что оно означает буквально?
2. Актуализация изученного.
- К какому виду литературы относятся тексты журналистов?
-Журналистика, как публицистика, имеет свои специфические жанры, вспомним их.
- Найдите лишние. (Слайд 6)
-Предлагаю вспомнить характерные признаки изученных нами жанров журналистики. Установите жанровую принадлежность и соотнесите с описанием признаков данного жанра.
(Дидактический материал «К занятию»)
Слайды 7-10.
3. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним, пожалуй, самым живым жанром журналистики,использованием новых знаний.
- Откройте оглавление рабочей тетради, найдите название темы сегодняшнего занятия, определите с особенностями какого жанра мы познакомимся.
- Помогите быстро найти нужный нам материал в учебном пособии: назовите страницу.
4. Изучение нового.
- Прочитайте эпиграф, подчеркните, характерные признаки репортажа.
- Прочитайте толкование слова (Слайд 11)
- Из какого языка оно заимствовано?, что означает?
- Образуйте однокоренные слова, словосочетания с новым словом (Слайд 12)
- В зависимости от темы, которую освещает журналист репортажи бывают: (Слайд 13)
? научный репортаж,
? светский репортаж,
? спортивный репортаж,
? социальный репортаж,
? военный репортаж,
? криминальный репортаж и др.
( при чтении кратко пояснять термины в случае, если дети поднимают руку, сигнализируя о трудности восприятия конкретного смысла, либо просить подобрать синоним).
- В зависимости от места публикации: (Слайд 14)
? репортаж в газете,
? радиорепортаж,
? телерепортаж,
? репортаж как художественный документ,
? фоторепортаж
- Прочитайте оставшийся текст, можно ли его считать репортажем? Подчеркните доказательства. («К занятию»; «Я видел это яйцо!»)
- Найдите в учебнике особенности репортажа. Назовите их и прокомментируйте. (Слайд 15)
5 Практическая работа: устный репортаж о событии.
- Попробуем создать репортаж о значимом для нашего класса событии.
- Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж. Ваша задача – определить событие и увидеть особенности, свойственные репортажу, как жанру журналистики. ( Презентация «Добычина)
- Как любой текст, репортаж состоит из частей. Давайте вспомним их, и определим содержание, для освещения встречи учеников нашего класса с членом Союза Писателей России поэтессой Надеждой Добычиной.
(Слайд 16)
- А теперь, пользуясь опорными словами, проведем репортаж из литературной гостиной «Рябиновый город». (Слайд 17) Репортаж составляется по частям.
6 Итог занятия.
- С каким жанром журналистики познакомились? Что о нем узнали?