План занятия по курсу детской журналистики «Служу Отечеству пером»
4 класс
Газетный жанр – репортаж.
Цели: способствовать формированию понятия «репортаж»;
? познакомить с особенностями данного жанра журналистики;
? создавать условия для развития коммуникативных умений обучающихся;
? создавать условия для развития познавательного интереса;
? создавать условия для развития речи обучающихся.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, дидактический материал, рабочая тетрадь по курсу «Служу Отечеству пером» «Звонкий голос детства».
Ход занятия.
1. Мотивация.
- Прослушайте фрагмент песни, которую представители одной из профессий считают своим гимном. Определите, чей это гимн. (Слайд 4, «Песня журналистов»)
- По каким признакам вы смогли определить принадлежность к профессии журналиста?
(Слайд 2)
- Вспомним, что такое журналистика. (Слайд 5)
- Из какого языка пришло понятие? Что оно означает буквально?
2. Актуализация изученного.
- К какому виду литературы относятся тексты журналистов?
-Журналистика, как публицистика, имеет свои специфические жанры, вспомним их.
- Найдите лишние. (Слайд 6)
-Предлагаю вспомнить характерные признаки изученных нами жанров журналистики. Установите жанровую принадлежность и соотнесите с описанием признаков данного жанра.
(Дидактический материал «К занятию»)
Слайды 7-10.
3. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним, пожалуй, самым живым жанром журналистики,использованием новых знаний.
- Откройте оглавление рабочей тетради, найдите название темы сегодняшнего занятия, определите с особенностями какого жанра мы познакомимся.
- Помогите быстро найти нужный нам материал в учебном пособии: назовите страницу.
4. Изучение нового.
- Прочитайте эпиграф, подчеркните, характерные признаки репортажа.
- Прочитайте толкование слова (Слайд 11)
- Из какого языка оно заимствовано?, что означает?
- Образуйте однокоренные слова, словосочетания с новым словом (Слайд 12)
- В зависимости от темы, которую освещает журналист репортажи бывают: (Слайд 13)
? научный репортаж,
? светский репортаж,
? спортивный репортаж,
? социальный репортаж,
? военный репортаж,
? криминальный репортаж и др.
( при чтении кратко пояснять термины в случае, если дети поднимают руку, сигнализируя о трудности восприятия конкретного смысла, либо просить подобрать синоним).
- В зависимости от места публикации: (Слайд 14)
? репортаж в газете,
? радиорепортаж,
? телерепортаж,
? репортаж как художественный документ,
? фоторепортаж
- Прочитайте оставшийся текст, можно ли его считать репортажем? Подчеркните доказательства. («К занятию»; «Я видел это яйцо!»)
- Найдите в учебнике особенности репортажа. Назовите их и прокомментируйте. (Слайд 15)
5 Практическая работа: устный репортаж о событии.
- Попробуем создать репортаж о значимом для нашего класса событии.
- Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж. Ваша задача – определить событие и увидеть особенности, свойственные репортажу, как жанру журналистики. ( Презентация «Добычина)
- Как любой текст, репортаж состоит из частей. Давайте вспомним их, и определим содержание, для освещения встречи учеников нашего класса с членом Союза Писателей России поэтессой Надеждой Добычиной.
(Слайд 16)
- А теперь, пользуясь опорными словами, проведем репортаж из литературной гостиной «Рябиновый город». (Слайд 17) Репортаж составляется по частям.
6 Итог занятия.
- С каким жанром журналистики познакомились? Что о нем узнали?
Приложение.
Репортаж, опубликованный в интернет-газете «Волшебное перышко»
«Богатств подземных сказочный ларец»
21 марта, во Всемирный день поэзии, в литературной гостиной "Рябиновый город" состоялась премьера книги мурманской поэтессы, члена Союза российских писателей Надежды Добычиной - "Богатств подземных сказочный ларец".
Книга необычная. В ней собраны фотографии минералов Кольского Севера (автор фото - А.Б. Глухов), краткие сведения о них и стихи Надежды Добычиной, посвященные этим камням. Фотоискусство, геология и поэзия под одной обложкой.
Тема минералов Кольского Севера для ребят не нова. Вместе мы уже совершили виртуальное путешествие в Музей цветного камня в город Мончегорск и узнали много интересного о богатствах нашего "полуострова сокровищ".
В начале мероприятия выяснилось, что в Музее цветного камня - беда! Туда забрался прожорливый Музейный Червяк, которому пришлись по вкусу музейные этикетки с названиями минералов. Пришлось ребятам выручать музейщиков, угадывать, что было написано на этикетках, которыми поживился Музейный Червяк.
После того как все подписи вернулись на свои места, любознательные читатели обратились к автору с вопросом, как создавалась книга. Надежда Дмитриевна рассказала удивительную историю о том, как календарь с фотографиями минералов, подаренный Александром Глуховым, послужил источником вдохновения. Так родились стихи о камнях, которые потом вошли в книгу. Ребята прочитали наизусть свои любимые стихи из этого сборника «Гимн Северу», «В краю парадоксов», «Аметист».н не прост!"
В книге рассказывается о 27 минералах Кольского Севера. В честь кого названы ломоносовит и ферсманит? Об этом рассказали ребята в своих презентациях об известных учёных М.В. Ломоносове и А.Е. Ферсмане.
В заключение книголюбы побывали в роли юных журналистов и устроили "пресс-конференцию" для автора. Вопросов было много, и на каждый из них Надежда Дмитриевна терпеливо и обстоятельно отвечала. Вот некоторые из вопросов юных книгочеев:
*Когда Вы начали писать стихи?
*Нравились ли учителям Ваши стихи?
*Как называлась Ваша первая книга?
*Сколько книг Вами написано?
*Какое стихотворение из Вашей книги Вам больше всего нравится?
*Как Вы думаете, литература - это важный предмет в школе?
*Поэзия - это для Вас хобби или работа?
*Кем Вы хотели стать в детстве?
В честь Дня поэзии каждый из участников получил подарок - новую книгу Надежды Добычиной с автографом автора. На прощание мы сфотографировались на память.
Кочеткова Софья, Мандрусова Арина.
4 Б класс МБОУ города Мурманска гимназии №3.