Данная разработка может использоваться для проведения занятия экологического клуба "Почемучки" как текущего, так и итогового.Предназначена для учащихся начальной школы. Прилагается презентация.
План-конспект занятия по внеурочной деятельности
«Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!»
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Эпиграф: «Не может погубить природы человек,
Не погубив себя…» (из изречений древних)
Цель: развивать представления детей о правильном поведении в природе, его значимости для настоящего и будущего человечества.
Задачи:
- Развивать экологическую культуру, эстетические чувства на примере красоты природы.
- Адекватно воспринимать предложения товарищей, старших по исправлению ошибок.
- Развивать коммуникативные способности, предлагать помощь и сотрудничество.
- Узнавать, определять и называть объекты природы.
Оборудование: АРМ, презентации, кубик, бумага, фломастеры, маркеры, карточки с заданиями., «секретная коробочка», изображение совы.
Структура и ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Дети располагаются за столами в 2 группы. Учитель даёт доброжелательный настрой на занятие.
Дорогие гости! Мы приветствуем вас на нашем занятии. Полноправной хозяйкой сегодня будет сова – символ мудрости. Эпиграф занятия (на доске). Как вы понимаете эти слова? Попробуем к концу занятия выяснить смысл изречения.
Мы отправляемся на экскурсию по тропинке, но на каждой станции нас ждут задания. Надеюсь, вы с ними успешно справитесь, если будете выручать друг друга.
2. Основная часть.
Бросайте кубик. Какой выпал номер?
1.Станция «Доска объявлений». Мы вошли в лес, встретились с доской объявлений. Давайте попробуем угадать авторов.
(демонстрация слайдов "Доска объявлений"), дети угадывают животных).
Снова бросаем кубик
2.Станции «Лесная поляна».
Отгадать загадки. Демонстрация слайдов "Лесная поляна".
*Подрастёт, нарядится в беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное ветерку послушное.
А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик.
А зовут его, ребята, просто ….(одуванчик).
*На солнечной опушке в траве стоит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка –
Все знают, что зовут цветок … (фиалка).
*Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и поле, и валежник.
И первый появляется в проталине.
(подснежник).
*В траве густой, зелёной он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелёк –
Ну кто ж его не знает, ведь это…(василёк).
*Стройный, румяный, на лесной поляне
Посреди осинок стоит…(подосиновик).
*Веселы и невелички жёлтые …(лисички).
*С пеньком рядом целым отрядом
Стоят…(опёнки) на ножках тонких.
*На лужайке вырос он и зовётся …(шампиньон).
*Меж иголок рыжих пахучий …(рыжик).
*Привлекает взор красный …(мухомор).
Он хотя красив на вид, но опасен, ядовит.
Бросаем кубик.
3.«Секретная коробочка». Что в ней?
Учитель: Если хворь с кем приключится, им вы можете лечиться.
Он всех снадобий полезней:
Он в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет, и с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг. Он здоровью лучший друг! (Чай)
Какие лесные растения можно заваривать вместо чая?
(Демонстрация слайдов "Лесной чай" - душица, кипрей, зверобой, малина).
Что отличает душицу? (аромат). Как называют это растение в нашей местности? (матрёшка).
4.Физминутка.
Изобразите пантомимой взаимоотношения животных:
Волк – заяц
Паук – муха
Дятел – короед
Сова – мышь
Щука – карась. (Работают в парах, одни изображают животных, другие угадывают).
Бросаем кубик
5. «Зелёная аптека».
(дети читают задания на карточках, угадывают, о каких растениях идёт речь. Учитель демострирует слайды "Зелёная аптека").
*Ещё не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются жёлтые цветы с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветёт и ветер унесёт лёгкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья. (мать-и-мачеха)
*Не жар, не огонь, а возьмёшь в руки – опалит.(крапива)
*Про какое дерево и почему сказано:
Это дерево – пионер, что у него первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвёртое дело – чистоту соблюдать.(берёза)
*От простуды излечиться вам поможет …(медуница)
6.Кто как разговаривает? (детям даны карточки с неправильными сочетаниями, необходимо навести порядок).
Голубь – воркует
Глухарь – токует
Утка – крякает
Филин – ухает
Гусь – гогочет
Журавль – курлычет
Воробей – чирикает
Индюк – кулдыкает
Лиса – лает
Не бросаем кубик.
7. «Жалобная книга природы
Ребята, как нас встретила природа? Красиво было в лесу, на поляне? А всегда ли человек отвечает природе добрым отношением?(демонстрация слайдов)
В «Жалобную книгу природы» поступили письма от воды, воздуха, птиц. Давайте попробуем ответить на эти письма. Подумайте, чем можно помочь природе? (дети отвечают устно, можно сделать коллаж "Помоги природе").
Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Почему говорили так в древности? Изменилась ли ситуация в наше время?
Будем вести себя так, чтобы нас встречали в лесу только такие звуки. (звукозапись с голосами птиц).
Стук в дверь. «Почтальон» вносит корзину с яблоками. В корзине письмо.
4.Рефлексия.
Говорит учитель, дети продолжают:
- сегодня на занятии я узнал(а_).
-я открыл(а) для себя…
-я был(а) удивлён(а)…
-я пришёл(пришла) к выводу, что…
- самым интересным для меня было задание…
Презентация «Зелёная аптека»
Отгадывают загадки.