Любит русский народ зиму – зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами по завыванье метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество.
Учитель поочередно загадывает загадки командам (“Метель” и “Снегопад”). Один ученик из команды пишет отгадку на доске, выделяя орфограммы, другой рассказывает, как он догадался, о чем идет речь в загадке.
Учитель.
Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет.
Ученик.
Времена года.
Учитель.
Назовите времена года. Почему зима названа седой? (Ответы детей).
Учитель.
Тройка – тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.
Ученик.
Зима.
Учитель.
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год.
Ученик.
Декабрь.
Учитель.
По каким признакам вы догадались, что это декабрь?
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это?
Ученик.
Январь.
Учитель.
Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.
Ученик.
Сосулька.
Учитель.
Дали братьям теплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился.
Ученик.
Варежки.
Учитель.
Скачет по лесу то взад, то вперед, Воет, гудит и деревья трясет.
Ученик.
Вьюга.
Задание 2. Отгадать загадки, предложенные командами друг другу. Команды поочередно загадывают загадки о зиме, отгадки записывают на доске, называют признаки зимних явлений.
Зимой греет, весной тлеет, Летом пропадает, осенью оживает. (Снег).
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед).
Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода).
Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки).
Задание 3 (для капитанов команд). На листочках написать отгадки, приписать родственные слова, выделить корень.
Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне.
(Мороз – морозный, морозить, морозец, заморозки).
Задание 4. Отгадайте загадку, которая поможет узнать название кроссворда
Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки, Над миром пушинки? (Зима).
Разгадать кроссворд “Зима”:
Ученик, отгадавший загадку, вписывает слово в клетки кроссворда.
По горизонтали:
1.Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег).
Учитель.
С чем сравнивается снег?
2. Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль).
Учитель.
Почему вы решили, что это февраль?
3. Запорошило дорожки, Разукрасило окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима).
Учитель.
Какую радость подарила детям зима?
4. И не снег, и не лед А серебром деревья уберет. (Иней).
Учитель.
Приходилось ли вам видеть иней?
По вертикали:
1. Покружились звездочки В воздухе немножко, Сели и растаяли На моей ладошке. (Снежинки).
Учитель.
Какой формы бывают снежинки?
5. Две курносые подружки Не отстали друг от дружки. Обе по снегу бегут, Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу! (Лыжи).
Задание 5. Вспомнить загадки о животных и птицах зимой (отгадки записываются на доске).
Маленький, беленький По лесочку прыг – прыг, По снежочку тык – тык. (Заяц).
Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. (Медведь).
Желтая хозяюшка из лесу пришла, Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса).
Бела, как снег, Черна, как уголь. Вертится, поет, как бес, И дорога – в лес. (Сорока).
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (Снегирь).
Задание 6. Сочинить загадку о зиме, о зимних явлениях, о животных и птицах зимой.
Зимой спит,
Летом ходит. (Медведь).
Белый по белому бежит. Где пробежит, там и напишет. (Заяц).
Хитрая, рыжая, быстро бежит, По следам догоняет зайчишку. (Лиса).
В заключение конкурса подведение итогов, награждение команды-победительницы: кто в команде был самым сообразительным, смог объяснить, как он отгадал загадку? Кто оказался самым грамотным, правильно написал слова и выделил все орфограммы? Какие правила вспомнили, записывая слова-отгадки? (Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.) Какие слова с непроверяемым написанием вы повторили? (Декабрь, январь, февраль, иней, месяц, сорока).