Помочь учащимся осознать своё отношение к политической сфере жизни общества;
Формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор;
Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества;
Обсудить различные варианты отношения к политической жизни общества и их последствия.
Вопросы урока:
Что такое политика?
Какова роль политики в жизни отдельного человека?
Как может один человек повлиять на политическую жизнь общества?
Основные понятия: Политика, политическая активность, гражданская позиция, референдум, права избирателя.
Этап
Методы и формы проведения
Время
Ожидаемые результаты
Введение
Объяснение библиотекаря.
3 мин.
Представление учащихся о целях предстоящего занятия.
1 этап
Учебная мотивация
Проведение ролевой игры «Голосование» или «Закон об обязательном участии в выборах».
10 мин.
Большая степень заинтересованности учащихся.
2 этап
Определение понятия
Работа в малых группах над понятием «политика».
7 мин.
Более чёткое осознание учениками понятия «политика»
3 этап
а) Изучение проблем.
б) Промежуточные итоги.
Работа в малых группах над социальной проблемой; подведение промежуточных итогов работы малых групп.
20 мин.
5 мин.
Получение учащимся подробной информации о последствиях политической пассивности граждан.
Осознание учащимся рассматриваемых проблем.
Второй урок
3 этап.
Продолжение изучения проблем.
Продолжение работа в малых группах над основной социальной проблемой.
15 мин.
Получение учащимся подробной информации о последствиях политической пассивности граждан.
4 этап. Выборы президента Читай-города.
Игра «Выборы»
20 мин.
Восприятие учащимся дополнительной информации о последствиях всех вариантов выбора поведения в каждой рассматриваемой ситуации.
Заключение
5 мин.
Понимание учащимся необходимости делать выбор.
Ход урока
Введение
В начале занятия библиотекарь просит учащихся достать из «корзинки» и развесить на доске понятия, изученные на предыдущих занятиях.
Основное внимание в начале урока следует обратить внимание на то, что в политической жизни так или иначе принимают участие все люди, независимо от социального положения, уровня образования, возраста. Нужно хорошо понимать, что любая проблема приобретает политический характер, если её решение связано с интересами социальных групп, с вопросами власти. Каждый человек входит в состав той или иной социальной группы, такой, как семья, класс, коллектив спортивной секции, кружок художественной самодеятельности и т.д. Хотим мы этого или нет, но все мы являемся участниками политической жизни, даже если не осознаем этого. Например, человек, который не участвует в голосовании во время очередных выборов в государственные или местные органы власти, тоже выражает свою политическую позицию.
1 этап. Учебная мотивация. Ролевая игра «Закон об обязательном участии в выборах».
«Все граждане Российской федерации, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней (центральных, региональных и местных). Реализация активного избирательного права (права избирать) является важной характеристикой гражданственности. В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.
За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учёбы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в средствах массовой информации), второй раз- штраф в размере 3 минимальных зарплат, третий раз - общественные работы (от 10-до 90 дней). Каждая группа получает задание представить своего кандидата на пост президента Читай-города. 5 класс-
6 класс - Золушка
7 класс - Буратино
8 класс – Гари Поттер
9 класс -
10 класс – Кощей Бесмертный
11 класс – Баба Яга
2 этап
Определение понятия (Работа со словарями, энциклопедиями).
Во время этого этапа ученикам предлагается поработать над определением слова «политика». Данный этап решает важнейшую задачу личностного включения учеников в предстоящую работу над социальной проблемой, начатую во время ролевой игры «Закон об обязательном участии в выборах». Задание:
Политика- это __________________________________________________________. Продолжите это предложение, вкладывая в него свой смысл, опираясь на имеющийся жизненный опыт, свои представления о политических правах российских граждан и т.д. Ответы обобщаются с применением словарей и энциклопедий.
3 этап
Изучение проблемы (Работа в малых группах).
Жизнь современного человека настолько разнообразна, что у него не хватает времени на то, чтобы быть в курсе всех событий. Поэтому каждый из нас должен выбирать несколько основных сфер, интерес к которым будет постоянным и активным. Одни выбирают музыку и знают не только названия групп и их произведения, но и составы участников, их биографии, следят за новинками любимых музыкантов и приключениями, которые с ними порой случаются. Другие становятся фанатами футбола, тенниса, самбо и с той же активностью, и стой же постоянством интересуются игрой любимой команды, радуются поражению её соперников, переезжают с ней из города в город во вовремя проведения матчей и т.д.
А кто-то так же активен в политике, с удовольствием и с интересом следит за политической карьерой известных лидеров, смотрит политические обозрения по телевидению, читает соответствующие разделы газет и журналов, а может быть, и участвует в митингах, организуемых политическими партиями и движениями.
Одним словом, чем и в какой мере интересоваться – это выбор самого человека.
Во время предвыборной кампании кандидаты на различные посты используют практически один и тот же приём для завоевания симпатий избирателей. Все они, как правило, щедро обещают своим избирателям выполнить…., сделать…, решить…., разобраться…., помочь… ит.д.