Цель и задачи: объяснить детям, что означает понятие «право», как соотносится оно со словами «правила», «правильный»; дать представления о некоторых правах детей; об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Все люди разные, но права у них одинаковые»
Тематический классный час:
«Все люди разные, но права у них одинаковые».
Цель и задачи:
- объяснить детям, что означает понятие «право», как соотносится оно со словами «правила», «правильный»
- дать представления о некоторых правах детей; об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав;
- познакомить с документами о правах ребенка;
- формировать представления о правах и обязанностях в классе, выявить лидеров, систему взаимоотношений в классе для создания благоприятного микроклимата;
- создать атмосферу доверия и свободного высказывания своих мыслей.
Оборудование:
рассказ Э. Мошковской «Маленький великан»
документы: Конституция РФ
Декларация прав и свобод граждан
Конвенция о правах ребенка
анкета. Социометрический опрос ( у каждого ребенка)
рисунки детей с «волшебными» условиями в классе для обучения
пиктограмма «Право на образование»
«Дерево прав», «Дерево желаний» (по 2 листика у каждого ребенка)
Фотографии детей, их ладошки, вырезанные из цветной бумаги.
Ваши права, дети.
Кодекс чести.
Основные понятия:
правила, права, желания, кодекс чести, конституция, обязанности, закон.
Дети – гости настоящего и хозяева будущего.
Белинский.
Ход мероприятия:
Орг. Момент
Игра «Круг друзей»
- Мы все ученики одного класса, друзья. Встанем в «круг друзей», возьмемся за руки, двигаясь по кругу, пропоем: «Вместе весело шагать по просторам»(3 раза). И, конечно, припевать лучше хором.
- Хорошо вместе, весело? Улыбнитесь друг другу, скажите: «Мне весело, мне хорошо».
- Теперь, давайте представим, что мы великаны. У нас «круг великанов», им тоже хорошо и весело вместе.
- Хорошо быть великаном? Но мы не великаны, мы маленькие. Хотите послушать про маленького Великана? Присаживайтесь на свои места и слушайте.
Что такое право?
а) Чтение учителем рассказа Э.Мошковской « Маленький великан».
- Почему вначале ему не поверили?
( не похож на великана)
- Почему потом поверили?
(стал поступать так, как все другие великаны: был добрым, не жадничал, помогал, не капризничал)
- Поступал ли маленький великан по общим правилам великанов до того, как он решил доказать, что он великан? Как вы думаете?
(наверное нет)
- Вот они и не замечали, что он тоже великан. Обращали внимание только на его рост. Может быть, он был не совсем добрым, может быть, иногда жадничал?
- Какое же главное правило он понял и стал выполнять7
(быть добрым, очень добрым во всем, помогать всем, а не кому-то одному).
- Хотели бы вы дружить с маленьким великаном? Или быть таким как он?
(да).
- Тогда слушайте, что было дальше.
( Учитель читает рассказ дальше).
- Как вы думаете, какие желания исполнил маленький великан в первую очередь: чтобы было всем хорошо или кому-то одному?
(конечно, те, без которых всем нельзя жить).
- Это правило для всех великанов, и очень правильно, что он решил сначала сделать добрые дела для всех (и для нас с вами). Вот они и называются права.
- Так что называется правами?
- Правами называются такие правила, которые нужно выполнять, чтобы всем жилось нормально, не случалось никакой беды.
Какие существуют права?
- У всех людей и детей есть главные права. Какие же они?
На доске!
Ваши права дети:
на жизнь
на медицинское обслуживание
на семью
на отдых
на труд
на образование и т.д.
- Мы все – живые. Для того, чтобы жить, нам нужен свежий воздух, чистая вода, полезная еда, движение, отдых. Когда мы болеем, надо обращаться к врачу. Это наши права. Без них мы жить не можем.
- Самое главное право – право на жизнь.
- Право на медицинское обслуживание.
- Без кого вам будет плохо жить, кто вас больше всего любит? Это ваша семья. Значит имеет право на семью.
- Но иногда случаются неприятности. А ведь каждому не хочется, чтобы его били, унижали, ругали, обижали.
- Скажите, что вы чувствуете, когда вас обижают.
- Значит у нас есть право на защиту.
- Право на защиту имеет каждый? Но иногда мы совершаем плохие поступки.
- Покажите, что вы чувствуете, когда вам угрожают, бьют, дразнят, избивают, дразнят других.
- Что нужно сделать в этой ситуации?
- Нужно уметь сдерживать себя: Как это нужно делать: можно попрыгать, постучать кулаками по столу, смять бумагу, сцепить зубы, помолчать, но никогда не драться! Ведь существует право на личную неприкосновенность.
Право на образование в нормальных условиях.
- У нас есть право не только жить и расти в безопасности, но учиться, становиться умнее, узнавать новое, развиваться. Значит, одно из основных прав – право на образование.
- Мы много времени проводим в нашей школе. Здесь мы живем и учимся. Какие права мы имеем?
- узнавать что-то новое;
- свежий воздух и чистую воду;
- движение и отдых;
- на медицинское обслуживание;
- на защиту;
- на свое мнение;
- на мечту.
Рисунки детей «волшебный класс»
- Вы нарисовали класс с «волшебными» условиями для учебы.
- О чем вы мечтаете?
(выборочные ответы учащихся)
Знакомство с документами.
- Итак, права – это правила, по которым живут люди. Мы выяснили, какие у нас есть права.
- Как вы думаете, а эти права где-нибудь записаны?
- Да, эти права записаны в документе, который называется закон.
- у разных стран, у разных народов, у разных государств свои законы, но в них много общего. Поэтому надо принять такие общие правила поведения – права – чтобы лучше было всем и выполнять их.
- Первый документ, где записаны права российских граждан.
Конституция РФ
Декларация прав и свобод граждан
(книги выставить для обозрения)
- Как вы думаете, кто больше всех нуждается в защите своих прав?
(дети)
- Рассказ учителя о Конвенции ООН о правах ребенка.
- Есть такой документ, о котором знают во всех государствах, во всех странах. А появился этот документ так:
В начале нашего века произошла страшная война, ее потом назвали 1-й мировой. После окончания этой войны люди, особенно женщины, которые испугались, что если будут продолжаться войны, то погибнет много детей, собрались и составили документ, где обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей.
Но прошло еще около 20 лет, и снова разразилась война, намного страшнее первой, и назвали ее 2-й мировой. А продолжалась она 6 лет. Когда, наконец, наступил мир, со всех уголков земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины, с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но с одной идеей. Они хотели сделать так, чтобы никогда не было войн, люди не знали нужды, не боялись наказаний без вины.
Поэтому они все вместе составили документ, где записали права людей, и назвали его Всеобщей декларацией прав человека.
Потом подумали и решили, что надо позаботиться о самых слабых. Так появилась сначала Декларация прав ребенка, а потом еще более серьезный документ – Конвенция ООН о правах ребенка – закон тех стран, которые признали ее.
- Конвенция дает тебе право учиться, ходить в школу, дает право на свое мнение, у тебя есть право быть выслушанным. Например, мнение об учителе в присутствии всего класса?
Но тут необходимы такие элементы культуры…
Значит, кроме прав, у каждого человека есть обязанности.
- Что мы можем сделать, чтобы не нарушать права всех учеников школы на нормальную жизнь.
- Как помочь всем дышать свежим воздухом?
- Как сохранить воду?
- Как сделать, чтобы не портить аппетит друг другу в школьной столовой?
- Как сделать, чтобы все мы меньше уставали?
- Не обижать друг друга.
Составление кодекса чести класса.
- Мы все ученики одного класса – работаем, занимаемся разными делами, но постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности.
Я предлагаю создать кодекс чести нашего класса – закон, по которому мы должны жить. Это такие правила:
Ученик имеет право:
- откровенно выражать свое мнение относительно жизни класса, если это не унижает чьего-либо достоинства;
- на открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со знаниями и умениями;
- на уважение своей личной жизни и достоинства;
-на участие во внеклассных и внешкольных делах;
- на отдых в перерывах между уроками.
Ученик обязан:
- уважать взгляды, свободу и достоинство других людей;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей;
- достойно и культурно вести себя в классе, школе и за их пределами;
- ходить опрятным.
- Кодекс составлен, чтобы его не забывать, мы поместили его в уголок.
Социометрический опрос:
- Чтобы вам было легче выполнять правила, я хочу знать, кому и с кем из нашего класса приятнее работать и дружить.
- Продолжите предложение, записав три фамилии одноклассников.
(анкеты у каждого ученика)
8. Подведение итогов.
- Давайте вспомним маленького великана, который по дороге в волшебную страну собирал у всех встречных на пути людей желания, когда сильно что-то хочется, но прожить без них можно, а другие желания надо обязательно исполнять, без них нельзя жить никому.
(дерево прав и желаний)
- У вас на листочках написаны права и желания. Определите, где у вас желание и прикрепите его на дерево слева, права – справа.
( 2 листочка у каждого)
- Итак, все люди разные. У нас разные имена, разный цвет глаз, волос, и многое нас отличает. Но у нас много общего. Прежде всего то, что все люди живут по общим правилам, это права, их надо уважать.
( дети прикрепляют листики и остаются у доски)
Все люди разные, а права у них одинаковые.
(ладошки и фотографии детей)
Игра «Круг друзей».
- Мы все ученики одного класса, друзья. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Вместе весело шагать по просторам. И конечно припевать лучше хором».
- Хорошо вместе, весело.
- Улыбнитесь друг другу, скажите: «Мне хорошо, мне весело».