«Воспитание экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе»
«Воспитание экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе»
Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.
Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.
Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе» »
Определение уровня экологической воспитанности учащихся
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний провести обработку полученных результатов.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
· высокий уровень;
· средний уровень;
· низкий уровень.
Оценка результатов:
7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;
4 – 6 правильных ответов – средний уровень;
1– 3 правильных ответов – низкий уровень.
Высокий уровень : знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
Природа – это бесценное достояние человечества, его дом, пища, здоровье и благополучие. Через богатство и неповторимость природы проходит живая связь поколений людей, их преемственность. Она несёт в себе и даёт человеку высокие нравственные идеалы: чистоту, красоту, бескорыстность, жертвенность, благородство и щедрость души. Научно-технический прогресс социальные и экономические изменения в жизни общества привели к кризисным явлениям во взаимодействии между обществом и природой. Проявление этого кризиса наблюдается в опасном загрязнении окружающей среды, в истощении природных ресурсов, в деградации биосферы. Под угрозу поставлено само существование человечества. Мы задыхаемся, опасаясь открыть форточку, во избежание ещё большего несчастья, а воду пьём только после того, как профильтруем её и прокипятим. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, на животных, на здоровье людей. Сегодня единственное, что в природе пока не нуждается в охране – это облака и звёзды.
Неужели же выхода нету Уберечь от несчастий планету, Ширь дубрав и течение рек?.. Мир отравлен и злобой, и газом: Где же он, твой божественный разум, Человек, человек, человек?!
Так уже получилось, что «избивать» свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её нужно охранять. Ряд документов говорит о том, что уже в те далёкие времена люди пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Мы же о новых, экологических неизбежных запретов заговорили только недавно, когда стало ясно–они действительно неизбежны, когда возникла опасность, что скоро будет поздно. Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя даже в мелочах. А вот вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Формы поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов
(« Были за речкой на том берегу, На большом душистом заливном лугу! Бабочек ловили и венки плели, На колхозном сене отдохнуть легли… Стрекозу поймали крылья хороши! За кувшинкой лезли через камыши…») до безудержных дифирамбов нелепым, экологически безграмотным хозяйственным проектам.
Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, «повернуть» реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана, заасфальтирована без шлагбаумов. Но дальше… Дальше эта дорога обрывается пропастью. Поэтому наша задача, задача учителей – перекрыть самое начало этого пути. Надо осознать простую истину: наступают дни, когда экологически некомпетентный учитель становится похож на человека за рулём, не умеющего водить машину. Нам всем надо учиться водить машину: чем бережнее относиться к природе, тем сознательнее относятся к ней его воспитанники.
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.
Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.
Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.
Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Воспитанию бережного отношения к природе, способствует сосредоточение внимания учителя на сочетание учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать в общественно полезном труде. Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы.
Внеклассная работа во всех ее проявлениях нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.
Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.
Эффективность внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета познание мира в начальных классах и по биологии в старших классах.
Выделим три линии взаимодействия урочных и внеклассных занятий: познавательную, ценностную и деятельностную.
Познавательные взаимосвязи обусловлены единством содержания экологического образования. Знания, полученные на уроке, углубляются во внеклассной работе путем наблюдений окружающей среды, чтения литературных источников, просмотра телевизионных передач, а также работы с другими источниками. В процессе развития знаний формируется их оценка учащимися.
Повседневная практика ставит школьника в условия, где приходится принимать решения в реальных ситуациях, условиях - на прогулках в лес, в парк, при выполнении исследований на экскурсии, в походах, в работе на пришкольном или приусадебном участках, в живом уголке и т.д. Такие ситуации возникают постоянно. При этом задача учителя состоит в том, чтобы обратить внимание школьников на событие, помочь оценить поведение участников и, если можно, исправить допущенные ошибки, найти правильное решение, поощрить усилия, направленные на разрешение конфликта.
Большое значение имеет пример учителя, который активно влияет на сознание и поведение учеников, на их отношение к природе. Педагогу важно строить внеклассную работу на краеведческой основе, которая помогает детям постичь тайны природы, узнать свой край, его богатства.
Успех формирования экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Главными из них являются:
· учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками;
· усиление межпредметных связей;
· реализация краеведческого подхода; - тесная связь с жизнью и трудом;
· взаимосвязь учебной и внеклассной работы;
. использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;
· формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа очень разнообразна:
· индивидуальная работа;
· групповая работа;
· массовые мероприятия.
Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.
Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представление о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений на стадии их обработки и обобщения полученных данных происходит формирование у детей исследовательских умений.
К самым распространенным видам групповой внеклассной работы следует относить:
· эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе.
Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН .
Одной из интересных форм внеклассной работы является информина (информационная викторина). В данной форме работы наряду с вопросами по экологии даётся краткая информация по тому или иному вопросу.
Примером может быть мероприятие «Знакомые незнакомцы». 1. На носу он носит рог и зовётся….. носорог. Сообщаю вам очень любопытную подробность: нет у носорога рогов. Как? - удивитесь вы. Что же тогда у носорога на носу, если не рога? Волосы! Очень сильно сросшиеся волосы - своеобразный жесткий хохолок на носу. Это сюрприз из биологии.
2. Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет черепаха
Слово черепаха произошло от немецкого (Schaedel - череп), употребляемого, вероятно, и в значении «черепок от горшка». А ещё вспомните, на что похожа черепица на крышах? После «гибели» судна, которое загорелось и затонуло, прошло 48 часов. Вскоре спасатели заметили женщину, которая сидела на панцире гигантской морской черепахи. Женщина рассказала, что черепаха подплыла к ней вскоре после гибели судна и поддерживала её на воде до прибытия судна спасателя. Некоторые из гигантских черепах достигают 2,5 метра в длину и весят почти тонну = 1000 кг.
3. Может плавать целый день в ледяной воде тюлень? Это водное млекопитающее отряда ластоногих. Название восходит к древнерусскому теля (теленок). А новая форма «тюлень» возникла под влиянием слова туловище. Во многих языках мира тюлень называется не иначе, как «морским теленком». Финские ученые обнаружили, что тюлени ориентируются под водой с помощью усов. В каждом волоске тюленя имеется 100 - 1100 нервных окончаний. С их помощью он определяет горизонтальное и вертикальное направление, улавливает слабые звуки.
4. На себе везет непрытко Домик собственный улитка. Когда-то улитку называли улита. Древний корень ул имел значение «проход» (отсюда – улей, улица). Улитка могла получить свое имя за свою так сказать «домовитость», привязанность к раковине-убежищу.
5. По реке плывет бревно Ох, зловещее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит - крокодил
Японский зоолог Цунжуки Ямато установил, что крокодилы способны предсказать землетрясения. Незадолго до катастрофы рептилии издают характерные звуки, позволяя определить зону возможного землетрясения в нескольких десятках километров. В 1955 году на острове Мадагаскар, угандийскому охотнику попался крокодил длиной 7 метров.
Ролевые игры и игры на основе известных телепередач вызывают неподдельный интерес младших школьников и дают возможность проявить себя.
Остановимся подробнее на методике проведения таких игр. Основные задачи учителя при использовании им экологической игры:
формирование системы знаний о природе;
формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;
формирование коммуникативных умений и навыков.
Технология проведения экологической игры состоит в следующем:
учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры;
определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры;
выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений;
составляет структуру и ход экологической игры;
определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме;
составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику;
Для определения психолого-педагогического значения и структуры игры можно воспользоваться следующей схемой:
В качестве примера приведу фрагменты игр 1. «Счастливый случай»
Что значит «Волка ноги кормят?» (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом)
Что ест зимой жаба? (Ничего, она зимой спит)
Каких зверей называют «шатунами» (Медведей, выгнанных из берлоги и не спящих зимой)
Какая рыба вьет гнездо? (Корюшка)
Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка, пузырчатка)
Чем питаются детеныши «летучих мышей» (Молоком)
Какие звери летают? (Летучие мыши, белки-летяги)
Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка - 3,5 см)
Сколько ног у паука? (Восемь)
Каким журавлем не поднять воды из колодца? (Птицей журавль)
Какой иглой не пришить пуговицы? (Иглой-рыбой, из семейства морских игл, иглами ежа)
Какие ласки опасны для домашней птицы? (Зверек ласка, нападает на домашнюю птицу)
2. Клуб знатоков «Что? Где? Когда?»
Около 300 лет внимание исследователей привлекает этот небольшой остров в Тихом океане. Одной из множества его загадок являются огромные каменные фигуры людей. Как называется остров, и кто из русских исследователей первым собрал сведения о нем? (Остров Пасхи, Н.Н. Миклухо-Маклай)
Эта страна расположена у северного полярного круга. Её название в перевода означает «ледяная страна». Но здесь находятся не только ледники, но и огнедышащие горы, и источники с кипящей водой и реки с водой, холодной, как лед. Что это за страна? (Исландия)
Эти животные живут только в Африке. Они ценятся из-за прочных и красивых шкур. Укусы мухи цеце не причиняет им вреда, поэтому в некоторых районах их приручают и используют вместо лошадей. Что эго за животное? (Зебра)
Об этом полезном ископаемом Петр I сказал: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет». Что это за полезное ископаемое? (Уголь)
Мы часто говорим: «Безбрежное море», а существует ли в действительности безбрежное море, то есть море, у которого нет берегов, и как оно называется? (Саргассово море)
Кофе - это тропическая культура, которую дают плоды кофейных деревьев. Слово «кофе» произошло от названия области Каффа, являющейся его родиной и главным районом производства этой культуры. Какой материк является родиной кофе? (Африка)
Самое теплое и соленое море Мирового океана. Две огромные пустыни, окружающие это море, как гигантские печи, создают здесь такие температурные условия, какие не встречаются нигде в мире. Расположено это море между двумя материками. Как оно называется? Почему? (Красное море, из-за микроорганизмов)
Местное название этого водопада – «дым, который гремит», так как вода с грохотом низвергается с уступа, а над ней поднимаются гигантские столбы водяных брызг - водяной пыли. Что это за водопад, и на какой реке он находится? (Водопад Виктория на реке Замбези)
Эти животные обитают в Австралии. Они никогда не пьют воды, так как листья деревьев, которыми питаются эти животные, заменяют им воду. Что это за животное? (Коала)
Птица, которая летать не умеет, зато отлично плавает и ныряет. Что это за птица и где обитает? (Пингвин, в Антарктиде)
Использование краеведческого материала во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является необходимым звеном. В процессе внеклассной работы школьниками на основе наблюдений над реальной жизнью исследуют ее. Экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Наглядным примером могут служить заочные путешествия по родному краю, различные экскурсии.
Приведу далее несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего школьного возраста.
“Экологический светофор”
С помощью этой методики можно развивать:
представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование.
Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.
В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.
На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.
Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.
Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.
“Письмо зелёному другу”
Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.
“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”
Далее учитель предлагает детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.
Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п.
“Секретный разговор”
Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.
Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.
Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.
“Лес благодарит и сердится”
Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:
спасибо;
рассердиться на тебя;
При анализе детских работ рекомендуем обратить внимание на следующее:
Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).
Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические дела дети выдвигают на первый план.
Приведу пример одной из игр.
Загадки Лесовичка.
Кузя и Маркеша весело шагают по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо! Вот и лес.
Маркеша. Смотри, Кузя, какой-то старичок сидит прямо на травке –муравке.
Кузя. Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!
Лесовичок. День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Выберите правило вежливости:
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Маркеша. Мы выбрали правила вежливости. А вы, ребята, выбрали?
Стихотворения для обсуждения.
Г. Ладонников
ДИКАРЬ В ЛЕСУ
Хозяйка белочка В лесу Орехи собирала. Она в лесу том Каждый сук И каждый кустик знала Однажды в лес Противный тип Пришёл с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб И выругался громко. Стал гнуть орешину – сломал, Зажал под мышкой ветви; Нашёл один орех – сорвал, Сорвал второй и третий…. Отбросил куст И, как медведь, Пошёл себе довольный, А бедной белке И смотреть На это было больно.
Б. Заходер
ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ
Все-все – На свете, На свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны… Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд и кто делает яд. Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки Да, если мы с кем-то не очень дружны – Мы всё-таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется.
В заключении своего выступления хочется подчеркнуть, что “Экология” становится сейчас важным понятием, которое не должно сводиться к отдельно преподаваемому предмету, а должно проходить красной нитью через всю учебно-воспитательную работу в школе.
Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека. Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и животными.
КГУ«Комплекс Белоусовская начальеая школа – детский сад»
Доклад на тему
«Воспитание экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе»