kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде,  имеющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы,  владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.

        Главной целью своей педагогической деятельности по экологическому воспитанию младших школьников   считаю формирование экологического мышления у подрастающего поколения, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Я, Андрющенко Любовь Владимировна, учитель начальных классов работаю в МБОУ СОШ № 153 с 15 августа 1992 года. С момента предыдущей аттестации я продолжаю углублять и развивать свою технологию в рамках методической темы «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеклассной работе».

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Ни для кого не секрет, что 50 % детей младшего возраста демонстрируют в своих высказываниях прагматическое, утилитарное отношение к природе: “Природа — наше главное богатство”. Например, дети высказывают такое мнение: “Лес существует для того, чтобы в нём человек мог собирать грибы, ягоды. А из деревьев строят дома, делают мебель, линейки, карандаши. Река — для того, чтобы в ней можно было ловить рыбу. А пчёлы — чтобы приносить больше мёда”. Эти и другие высказывания детей расходятся с реальными действиями ребёнка в природе: он с удовольствием играет с кошкой или собакой, лазает по деревьям, с восторгом купается в реке и удивляется красивым цветам на лугу. У младших школьников отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере.

Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.

Главной целью своей педагогической деятельности по экологическому воспитанию младших школьников считаю формирование экологического мышления у подрастающего поколения, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм.




Моя технология обеспечивает реализацию поставленной цели и способна решить следующие задачи:

образовательные – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; формирование системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, ее защите и улучшению;

воспитательные – воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды;

развивающие – развитие системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; развитие эмоциональной сферы чувственных эстетических и гигиенических оценок экологического состояния окружающей среды.

Для реализации моей технологии имеются все необходимые средства обучения. Я работаю по УМК «Перспектива», который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. По каждому предмету УМК в соответствии с годом обучения имею составленные мною рабочие программы. В качестве дополнительной литературы широко использую методическую литературу, учебные материалы и пособия.

Мною создан кабинет, оборудованный в соответствии с нормативными документами, в котором имеется всё необходимое для полноценного учебного процесса: программная методическая литература, различные демонстрационные тематические таблицы, ТСО (телевизор, аудиомагнитофон, CD-проигрыватель, экспозиционный экран, аудиозаписи, видеофильмы, CD, мультимедийные обучающие программы).

Наиболее успешно решать поставленные задачи мне помогают методическая литература, цифровые образовательные ресурсы, материалы муниципальных, городских семинаров и научно-практических конференций, Региональных и Всероссийских научно-практических конференций.

Для эффективного решения поставленной цели я организую свою педагогическую деятельность на системной основе. Система строится в соответствии с базовыми методическими принципами: коммуникативной направленности всего процесса обучения, сознательности и активности, доступности, наглядности, последовательности; современными: личностно-ориентированный и дифференцированный подходов, систематичность и непрерывность экологического образования и воспитания, междисциплинарность в экологическом образовании и воспитании, взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов.

Формирование экологической культуры младших школьников происходит в процессе обучения и воспитания. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках детей приучаю к самостоятельной работе, для успешного осуществления, которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Моя технология позволяет использовать разные формы организации учебно-познавательной деятельности: урок-консультация, урок-путешествие, урок-викторина, игровой урок, интегрированные уроки, урок-сотворчество, урок-праздник и КВН. На уроках организую разные виды работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Применение на своих уроках условий, способствующих созданию ситуации успеха, привели к укреплению в каждом ребенке веры в свои силы, развитию положительной мотивации к учению. Для меня важно все: настроение, внешний вид, голос, возможности и способности каждого из моих учеников. Школьнику должно быть комфортно у меня на уроке. Я знакомлюсь с семьей каждого ученика, изучаю психологические особенности ребенка. Результаты помогают правильно построить и процесс обучения, и воспитания.


На уроках окружающего мира, работая по учебнику А.А. Плешакова изучаем как связана жизнь человека и природы, какие были представления наших предков об окружающем мире, историю своего края.

На уроках ознакомление с окружающим миром у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы. На уроках окружающего мира тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и об охране этих богатств. Систематическое чтение на уроках отрывков из книг, журнальных статей и газетных сообщений вызывает ответную реакцию : ребята начинают приносить в класс газетные вырезки о природе, журналы «Юный натуралист», «Свирель», интересные книги о природе.

На уроках окружающего мира я формирую у учащихся следующие понятия: экология, экологические цепочки, экологическое равновесие, экологические проблемы, экологическая катастрофа. Ведущий метод – моделирование: создание графических моделей и таблиц, отражающих те или явления, например, понятие об экологических связях.

В своей работе использую экологические игры. Содержание игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Например: «Знаешь ли ты деревья?», «Домашние и дикие животные», «Назови детёнышей», «Зверь, птица, небылица.» и другие.
Игры путешествия: «Азбука земного леса», «Путешествие в зимнюю страну», «Путешествие с красной книгой» и другие. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры. Дети с интересом участвуют в таких играх.
Также игры – соревнования в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Это: викторины, ребусы , кроссворды.

На уроках русского языка даю задания описать по картинке птицу или животное, живущих в наших краях. Дети составляют и записывают небольшие тексты. В своих сочинениях – описаниях ребята рассказывают о том, что особенно трогает их сердца.

Например, на уроке русского языка во 3 классе даю задание:

-Прочитайте текст «Первые цветы» и выпишите из него имена существительные с именами прилагательными.

После выполнения задания говорим о том, что многие первоцветы стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделён не каждый. Но это чувство стараюсь воспитывать и развивать. Родители и мы, учителя начальных классов, первые проводники детей в природу. В детском возрасте гораздо легче усвоить : варварское отношение к природе - преступно. Родителям рассказываю о том, чему учу детей, чтобы они эту работу продолжали дома. Порой бывает, что и дети учат родителей правильному поведению в природе. О том, как важно стать друзьями детей, как передаётся по наследству, из поколения в поколение всё доброе и хорошее, что закладывается в детстве. И что родителями, как можно чаще, надо общаться со своими детьми на природе.
Походы многому учат детей : понимать красоту природы, ощущать радость общения с ней, беречь и охранять её.
Постепенно подвожу детей к выводу: «Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни». Эти слова и правила поведения в лесу написаны в уголке природы. Для закрепления правил поведения в природе создаю проблемные ситуации. Дети составляют текст, рисуют или подбирают иллюстрацию о том, как надо поступить, если :
- обнаружишь птичье гнездо;
- когда встретишь красиво цветущие растения;
- когда собираешь грибы;
- когда увидишь в лесу муравейник;
- когда завтракаешь на лесной поляне и т. п.

С целью проверки того, как у детей формируются экологические знания предлагаются составить и записать несколько предложений на тему : «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения», «Секретный разговор», «Письмо зелёному другу» и другие.

Например, дети пишут «Лес благодарит и сердится»:
-Лес на меня рассердится за то, что если я сломаю ветку и брошу мусор в лесу.
-Лес на меня рассердится за то, что я буду ветки на деревьях ломать, разорять птичьи гнёзда и муравейники.
-Лес мне скажет спасибо, за то что я не буду обижать природу.
-Лес мне скажет спасибо, за то я не вырезаю ножиком на дереве.
Результаты методики « Радость огорчения»:
- Мне обидно, когда птички не летают, когда нет цветов и деревья голые.
-Меня огорчает, когда в лесу ломают ветки деревьев и убивают животных и птиц.
-Мне радостно, когда греет солнышко.
Такие задания формируют активную жизненную позицию, приучают к экологически грамотному поведению в природе.

На уроках технологии младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному обращению с объектами природы и изделиями из них.
Уроки физической культуры для того, чтобы закрепить полученные на уроках окружающего мира знания о своём организме и охране здоровья, сформировать у детей гигиенические навыки и умения.
На уроках математики часто включаю задачи, знакомящие с элементами природы или рассказывающими об охране природы. Если решаем задачу про муравьёв, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё, что знают про муравьёв. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения, накопленные во время общения с природой.

На уроках литературного чтения читаем очень много рассказов и стихотворений о природе, дети заучивают загадки, поговорки, пословицы. И приятно слышать, когда дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе. На этих уроках я провожу и ещё такую работу: выразительное чтение, художественное исполнение произведений (отработка дикции, ритма чтения и речи, различные типы интонации, логическое ударение). Это позволяет успешно решать задачи развития устной и письменной речи школьников, формирования читательского и эстетического вкуса, творческого воображения и фантазии. Для меня важно все: настроение, внешний вид, голос, возможности и способности каждого из моих учеников. Школьнику должно быть комфортно у меня на уроке и занятиях . Как классный руководитель создаю условия для развития многогранной креативной личности. Ученики пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности.

Во внеклассной работе использую метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Тематика проектов разнообразная ( «Птичья столовая», «Школьная клумба», «Питайся правильно», «Уголок хорошего настроения», «Новогодняя ёлка» и т.д.).

Экологический проект «Новогодняя ёлка» был направлен на воспитание бережного отношения к лесным богатствам, убеждение в том, что не стоит рубить ёлку ради праздничных дней. В рамках этого проекта были проведены: конкурс на оригинальную замену живой новогодней ёлки, выпущены листовки с призывом «Берегите елку».

Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов.

Понимая, что реальная жизнь ребёнка есть многообразие форм воспитания и развития личности, я стараюсь, чтобы жизнь в моем классе стала полноценной жизнью, в которой есть место действиям, поступкам, выбору. Своей работой я подтверждаю закономерность воспитания, которую сформулировал В. А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андрющенко Любовь Владимировна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 379840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Формирование экологической культуры младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "160893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422126153"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие экологической культуры у учащихся начальных классов  на занятиях познания мира "
    ["seo_title"] => string(102) "razvitiie-ekologhichieskoi-kul-tury-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-na-zaniatiiakh-poznaniia-mira"
    ["file_id"] => string(6) "176975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424532499"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства