"Внеурочное мероприятие по развитию чтения у детей с нарушениями речи"
"Внеурочное мероприятие по развитию чтения у детей с нарушениями речи"
Почему дети не любят читать
На логопедические занятия к первоклассникам часто «Приходят» гости из сказок, мультфильмов. Вот и однажды, на занятие к детям приползла мудрая черепаха Тортила с заданиями. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что никто из присутствующих первоклашек не узнал героиню замечательной сказки про Буратино. Ну, ладно,- подумалось мне, - возможно детям трудно было запомнить имя не совсем главного персонажа из сказки, уж Мальвину, наверное, все знают. И, когда на доске появилась картинка Мальвины, только один ребенок робко поднял руку и назвал имя девочки с голубыми волосами. Занятие я провела, но осадок остался.
Казус повторился через несколько дней, только уже в группе, где занимались второклассники. В этот раз «мистером Икс» оказался Карлсон. Вот тут я забила тревогу.
Я много лет работаю с младшими школьниками, и раньше тоже замечала, что с каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки. Отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью. Поэтому, я обратилась за помощью к школьному психологу. Психолог провела среди младших школьников анкетирование, и выяснилось, что основной причиной отсутствия интереса к чтению является то, что детям не читали сказок родители.
Дело в том, что сказки на бессознательном уровне закладывают нам механизмы решения возникающих жизненных проблем. Другое дело, что во время исследования мы столкнулись с тем, что современные дети часто вообще не знают сказок, не только народных, но и всеми любимых авторских: "Пеппи - длинный чулок", "Малыш и Карлсон". Кроме того, они разучились мечтать. Раньше дети мечтали стать космонавтом или балериной, а сейчас – удачно выйти замуж или иметь большую зарплату. Поэтому конечно, родителям стоит читать с детьми сказки и проговаривать ту моральную идею, которую они несут. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. И особенно это касается тех детей, которые имеют нарушения речи.
Чтобы восполнить пробелы воспитания в семье, мы решили провести мероприятие для повышения интереса к чтению книг, а именно – сказок, у младших школьников. Мы обратились за помощью к заведующей нашей школьной библиотекой, и она с радостью откликнулась на нашу просьбу о помощи в проведении мероприятия. Надежда Евгеньевна разработала сценарий мероприятия «Шкатулка сказок» для детей, зачисленных на логопедический пункт. Мероприятие проводилось в виде викторины. Все дети, зачисленные на логопедический пункт, собрались в читальном зале школьной библиотеки. Под звуки Камаринской к детям выбежал озорной скоморох в колпаке с бубенцами, потешил ребят стихами и танцами, да проверил, знают ли дети сказки. Ребята дружно отвечали на вопросы викторины, угадывали героев по присланным телеграммам, по исполненным песням, по предметам из сказок. А после викторины каждый участник получил приз – закладку для книг с памяткой для чтения и конфеты. А на вопрос ведущих, будут ли они теперь читать книги, дети хором ответили громким утвердительным «ДА!»
Конечно, мы не ограничимся одним мероприятием по воспитанию интереса к чтению у младших школьников. В планах дальнейшего взаимодействия логопеда, психолога и библиотекаря работа с родителями и учителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Внеурочное мероприятие по развитию чтения у детей с нарушениями речи" »
На логопедические занятия к первоклассникам часто «Приходят» гости из сказок, мультфильмов. Вот и однажды, на занятие к детям приползла мудрая черепаха Тортила с заданиями. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что никто из присутствующих первоклашек не узнал героиню замечательной сказки про Буратино. Ну, ладно,- подумалось мне, - возможно детям трудно было запомнить имя не совсем главного персонажа из сказки, уж Мальвину, наверное, все знают. И, когда на доске появилась картинка Мальвины, только один ребенок робко поднял руку и назвал имя девочки с голубыми волосами. Занятие я провела, но осадок остался.
Казус повторился через несколько дней, только уже в группе, где занимались второклассники. В этот раз «мистером Икс» оказался Карлсон. Вот тут я забила тревогу.
Я много лет работаю с младшими школьниками, и раньше тоже замечала, что с каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки. Отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью. Поэтому, я обратилась за помощью к школьному психологу. Психолог провела среди младших школьников анкетирование, и выяснилось, что основной причиной отсутствия интереса к чтению является то, что детям не читали сказок родители.
Дело в том, что сказки на бессознательном уровне закладывают нам механизмы решения возникающих жизненных проблем. Другое дело, что во время исследования мы столкнулись с тем, что современные дети часто вообще не знают сказок, не только народных, но и всеми любимых авторских: "Пеппи - длинный чулок", "Малыш и Карлсон". Кроме того, они разучились мечтать. Раньше дети мечтали стать космонавтом или балериной, а сейчас – удачно выйти замуж или иметь большую зарплату. Поэтому конечно, родителям стоит читать с детьми сказки и проговаривать ту моральную идею, которую они несут. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. И особенно это касается тех детей, которые имеют нарушения речи.
Чтобы восполнить пробелы воспитания в семье, мы решили провести мероприятие для повышения интереса к чтению книг, а именно – сказок, у младших школьников. Мы обратились за помощью к заведующей нашей школьной библиотекой, и она с радостью откликнулась на нашу просьбу о помощи в проведении мероприятия. Надежда Евгеньевна разработала сценарий мероприятия «Шкатулка сказок» для детей, зачисленных на логопедический пункт. Мероприятие проводилось в виде викторины. Все дети, зачисленные на логопедический пункт, собрались в читальном зале школьной библиотеки. Под звуки Камаринской к детям выбежал озорной скоморох в колпаке с бубенцами, потешил ребят стихами и танцами, да проверил, знают ли дети сказки. Ребята дружно отвечали на вопросы викторины, угадывали героев по присланным телеграммам, по исполненным песням, по предметам из сказок. А после викторины каждый участник получил приз – закладку для книг с памяткой для чтения и конфеты. А на вопрос ведущих, будут ли они теперь читать книги, дети хором ответили громким утвердительным «ДА!»
Конечно, мы не ограничимся одним мероприятием по воспитанию интереса к чтению у младших школьников. В планах дальнейшего взаимодействия логопеда, психолога и библиотекаря работа с родителями и учителями.