Внеурочная деятельность- приобщение школьника к чтению
Внеурочная деятельность- приобщение школьника к чтению
Внеклассные мероприятия по литературному чтению «Книгу прочитал, умнее стал», которая направлена на приобщение учащихся к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания, формирование информационной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность- приобщение школьника к чтению»
Внеурочная деятельность- приобщение школьника к чтению
Учитель МАОУ «СОШ№99» Козирук С.Б. г. Новокузнецк
Значение книги в жизни человека огромно. Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что современные дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу теряют интерес к чтению. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Дети не просто не читают, они даже не проявляют никакого интереса к чтению. В результате процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются: ребята не сразу и не всегда понимают суть заданий, забывая их прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в их возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Так же педагоги выделяют еще ряд основных причин затруднений при чтении современных учащихся: это недостаточный уровень техники чтения, отсутствие аналитических умений, бедный словарный запас, неразвитое воображение. Молодому поколению становится труднее воспринимать тексты, в частности классические. Это становится одной из актуальных проблем современного образования и является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению школьников.
Я постараюсь поделиться своим опытом привлечения учащихся в библиотеку и приобщение их к чтению. Одним из основных направлений работы школьной библиотеки является внеклассные мероприятия по литературному чтению.
Разработана программа внеклассных мероприятий по литературному чтению «Книгу прочитал, умнее стал», которая направлена на приобщение учащихся к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания, формирование информационной культуры. Новизна программы состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и обеспечивают чтение произведений различных по содержанию и тематике. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора школьника. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: творческая, исследовательская, проектная.
Мероприятия должны вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме. К данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.
В нашей школе учащиеся не понаслышке знают, что такое школьная библиотека, конечно же, это является большим плюсом, но в то же время, существуют и свои минусы, не всем учащимся привито желание ходить в библиотеку, брать книги, читать. И поэтому свою работу с вновь прибывшими учащимися строю так чтобы им не раз еще хотелось прийти в библиотеку и взять книгу. Одной из главных форм работы школьной библиотеки является библиотечный урок, который знакомит учащихся с библиотечно-библиографическими понятиями, учит работе со справочно-библиографическим аппаратом и книгой в частности, воспитывает уважение к книге и труду библиотекаря, привлекает учащихся к чтению. Для развития интереса и желания ходить в библиотеку стараюсь использовать всевозможные методы и формы библиотечной деятельности: литературные обзоры, обзоры у выставок, беседы, экскурсии, игры, литературно-музыкальные композиции, тематические и литературные вечера, презентации книг. Как правило, они дополняются просмотром презентаций, видеофильмов. Все мероприятия в обязательном порядке сопровождаю книжными выставками, краткими обзорами по представленным книгам, а также рекомендательными беседами по прочтению данных книг. Во всех мероприятиях, проводимых в библиотеке, обязательно стараюсь задействовать учащихся из разных классов. Так дети чувствуют свою сопричастность, значимость. Они с удовольствием читают стихи, сказки, рассказы, играют в сценках. Ни одно из мероприятий не обходиться без презентации. Во-первых, это возможность представить материал более полно и красочно. Во-вторых, массовые формы работы с читателями при применении современных технологий только выигрывают, приобретая новое качество и являясь более информативными. Об этом и говорят и показатели библиотеки, после проведения любого мероприятия наши читатели проявляют больший интерес к библиотеке и чтению книг.
В этом учебном году в библиотеки проводилось ряд мероприятий, посвященных 71-годовщине Победы в Великой Отечественной войне, которая с событиями в Украине стала более значимой и актуальной.
Ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика». С каждым годом конкурсантов увеличивается. Каждый конкурсант представил на суд жюри чтение вслух отрывок из прозаического произведения российского или зарубежного автора. Конкурс чтецов – это не просто театральная деятельность, это самый сложный и самый интеллигентный вид творческого самопроявления. Это действительно очень сложно, учить большие куски прозы наизусть, большой труд, а уж продекламировать по памяти перед публикой - это умение и талант.
В целях воспитания культурно-нравственных ценностей в библиотеке проводятся мероприятия, которые знакомят учащихся с культурой народов проживающих на территории Кузбасса.
А во время Недели детской книги для учащихся проводились: конкурсы рисунков, просмотры видеофильмов по книгам-юбилярам – 2016-2017гг., где детей знакомят не только с самой книгой, но рассказывают об авторе, истории создания книги, чем эта книга интересна и поучительна.
Можно перечислять еще много мероприятий, которые проводятся для учащихся, но самое главное что, ни одно мероприятие, не прошло незамеченным, дети были рады их посетить и поучаствовать.