Внеклассное занятие по теме «Птицы зимой» входит в цикл занятий по экологии у первом классе. Учитель даёт представление о перелётных и зимующих птицах, воспитывает бережное и заботливое отношение к живой природе, развивает творческие способности учащихся. На занятии в игровой форме ребята узнают, что происходит с птицами с наступлением зимы: одни улетают в тёплые края, другие остаются зимовать в родных местах. Ребята узнают, какие птицы куда улетают и почему. Знакомятся с зимующими птицами, почему они остаются. Узнают историю удивительной птицы – клеста. Выводят правила, как правильно помочь птицам зимой, чтобы не навредить им. Для проведения занятия требуется подготовка учителя и учащихся, так как в сценарии содержатся и стихотворения, и три сценки. Это занятие можно провести в первом классе и показать его не только одноклассникам, но и в других классах и родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«внеклассное занятие "Птицы зимой" »
ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ
Тема: « Птицы зимой.»
Цели: дать представление о зимующих птицах и их значении зимой;
развивать эстетические и творческие способности детей;
воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
Оборудование: изображение птиц, костюмы для героев сценки, альбомные листы, фломастеры и карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в лес. Скоро лес станет белым-белым. Наступит холодная и суровая зима. А пока вся живая природа готовится к встрече с зимой.
- Давайте послушаем, о чём говорят звери в лесу.
Сценка.
Белка. - Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь у меня их таскает.
Мышь. – Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они, белка, в дупле оказались.
(выходит грустная лиса)
Белка. – Почему лиса ты такая грустная?
Лиса. – А почему мне не грустить? Скоро зима. Заяц-беляк всё лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет. Ты, белка летом рыжая была, а сейчас серую шубу надела. Одна я, бедная, летом и зимой одним цветом.
(уходят все, появляются цапля и скворец)
Цапля. – Здравствуй, скворушка.
Скворец. – Что ты такая печальная, цапля?
Цапля. – Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что скоро наступит зима и какой-то трескучий мороз. Да вот и лиса о какой-то зиме говорила. Может быть, это неправда?
Скворец. – Пустая болтовня! Сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видал. Врут пичужки, не бывает на земле холодной зимы. (уходят)
- Ребята! Почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле зимы? (они перелётные птицы, улетают в тёплые края)
- Верно. Многие птицы улетают от нас на зиму в тёплые края. Когда у нас зима, там тепло, цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки и перепела в африканские степи, а утки и цапли кормятся в далёком Египте на большой реке Нил, скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Поэтому они и не видели никогда зимы. А возвращаются они, когда зима отступает. Но многие птицы не улетают и остаются с нами зимовать.
- А какие птицы остаются с нами зимовать? (ответы детей)
(Ученики в костюмах птиц читают стихи.)
Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались, Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь, Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно, Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках От зари и до зари Разговор ведут чечётки, Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко, Разогнав лесную тишь. А на вырубках, на липках Отзовётся бойкий чиж.
Как с утра и до заката На репьях гостят щеглы. И торопятся куда-то Ярко-красные щуры.
Как, рассвет встречая новый Будит лес своих гостей. Не опишешь даже словом Красоту земли моей.
- Отгадайте загадки и узнаете, какие ещё птицы остаются зимовать.
Маленький мальчишка В сером ярмячишке По дворам шныряет, Крошки собирает. (воробей)
Стрекотунья, белобока, Наша сплетница…(сорока)
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.
- А ещё в лесу зимой живёт удивительная птица.
Сценка.
Дятел. Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клёст. Да нет, дятел, это я радуюсь.
Дятел. Чему ты радуешься? Зима в лесу, холодно.
Клёст. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись. И до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел. В такой мороз? Да они же замёрзнут.
Клёст. Нет. Я им еловых веток натаскал, а клестиха - мать греет не хуже печки. Им тепло и сытно. А от моей песенки ещё и весело.
- А почему у клестов зимой птенцы выводятся?
- Верно. Эти птицы питаются семенами еловых и сосновых шишек. У них и клюв для этого приспособлен. Клюв у них крестом, чтобы доставать семена из шишек.
- И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метелей, снегопада, сильного мороза. Многие птицы погибают не от холода, а от голода.
Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку в её конуре. Такой же морозище, как на дворе.
Но дольше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, И тогда Им будет легко Пережить холода.
- Чтобы птицы не погибли зимой, как мы можем им помочь?
- А чем подкармливать птиц?
- Но не всегда птички довольны нашей помощью.
Сценка.
Сорока. Тра-та-та-та. Что я видела, что я слышала? Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, капризничают.
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица. Повесили сало солёное, а у нас от него животы болят.
Клёст. Остался голодным, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?
Снегирь. А где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?
- Успокойтесь, птицы. Всё будет в порядке. Ребята обязательно учтут ваши замечания.
(работа в группах: 1 группа рисует кормушку, а 2 группа составляет правила кормления птиц)
Правила.
1. Кормушки должны быть простыми, с крышей и бортиками, чтобы не выдувало корм и не засыпало его снегом.
2. Корма должно быть немного и всегда свежим.
3. Сало для синичек должно быть несолёным.
4. Кормить птиц нужно регулярно.
- Теперь вы знаете, как помочь птицам зимой. Сделайте дома вместе с папами кормушки и повесте их возле своего дома во дворе. И птицы будут вам благодарны.
Покормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, Горсть одна нужна. Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
Приручите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.