План – конспект занятия
по внеурочной деятельности «Доноведение» 1 класс
Тема «Зимняя сказка»
Цели: закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
способствовать расширению кругозора учащихся,
уточнять знания о зимних праздниках и забавах на Руси и на Дону; расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
воспитывать любовь к природе, к животным.
Ход занятия
Учитель. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Слайд1
Зимой природа совершенно не такая, как весной, осенью и летом. Слайд2
Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. И мы с вами побываем сегодня в зимней сказке, вспомним, как меняется природа зимой, как живут звери и птицы, чем занимаются люди в это время года. Будьте внимательны!
Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели
Закружили-завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла... (зима).
Ученица. Зима. Вы меня сегодня звали?
Вот и я сама,
С вьюгой, снегом, холодами
Русская зима!
Я волшебница — зима,
В гости к вам сюда пришла.
И не просто пришла –
Вам подарки принесла.
Я покрыла поле снегом,
Снег на ветки лег.
Пруд и речку заковала
Я под крепкий лед.
Вы меня не испугались?
К печке теплой не прижались?
Не пожаловались маме?
Можно жить мне будет с вами?
У. Здравствуй, Зимушка-Зима! Конечно, можно с нами. У нас ребята – смелые, их ничем не запугаешь – ни метелями и вьюгами, ни холодами, ни снегами!
У.Ребята, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима).
У.Какой же из них зиму начинает, а год кончает? Слайд3
«Году конец и начало зиме!» –
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга, и снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в … (декабре) Слайд 4
Дети.Декабрь. В народе о нем говорят, что декабрь — хвостик года. В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз. Обновил коньки, салазки, Елку из лесу принес.
У. У декабря есть родные братья. Отгадайте: какой месяц году начало, а зиме середина? Слайд5
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано – … (январь)
Дети. Январь. Слайд6
В народе за январем закрепилось много названий: январь — носик года, январь — первенец года
У.А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Слайд7
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он – … (февраль)
Так какой же месяц зиму кончает?
Все. Февраль. Слайд8 О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А еще говорят, что февраль зиму замыкает — весне дорогу показывает
Слайд 9Ученик. Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, и вот сама
Пришла волшебница-зима!
Идет зима дорогами,
Крадется, как лиса,
Покрыла все сугробами,
Заснежила леса.
В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады:
- Спасибо за наряды!
Пушистые и белые
Зима наряды сделала.
И для лесов, и для полей
-Пускай им будет потеплей!
Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки, и в шубки их одела.
Сама повеселела.
У. Ребята, для чего деревьям, кустикам, травке эти снежные одеяла и шубки? (Снег укрывает растения одеялом, чтобы им было тепло)
У. Молодцы, ребята. А сейчас мы отправимся в зимний лес и узнаем, как же там звери и птицы поживают. (сценки показывают ученики) Слайд 10
Клёст и Чиж
— Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
— Да нет, Чижик, это я радуюсь!
— Нашел время радоваться.
— Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, — до чего милы, до чего хороши:
— В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
— Ещё как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!
У.Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой? (ответы детей)
У.Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде — малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
Значит, зимние птицы находят себе корм зимой. А вот как они переносят непогоду? Давайте послушаем.
Ворон и тетерев Слайд 11
— Что, Ворон, холодно?
— Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть; вовсе закоченеешь.
А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег — бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадешься!
У. Как тетерев переносит непогоду? Какие еще животные прячутся под снег? Полевые и лесные мыши, куропатки, заяц в сильный мороз тоже прячутся в снег. Почему животные прячутся в снегу, снег ведь не может греть? Дела в том, что в рыхлом снегу, между снежинками находится воздух, а воздух, как нам уже известно, плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе, а под снег он пробраться не может. Это хорошо знают звери и птицы. Вот они и прячутся под снег.
Сценка «Хомяк и Крот» Слайд 12
- Хр-р-хр-р-р: Хр-р-р-хр-р-р:
- Пуф-пуфф: Пуф-пуф:
- Хр-р-р: Ай, кто здесь?
- Пуфф: Это я, Крот. А ты кто?
- Еще спрашивает: <Кто, кто?> Хомяк я, вот кто! Чего ты, бессовестный, в мою квартиру лезешь?
- Пуфф-пуф: Да я нечаянно: Уморился, с лап сбился. Червяков, понимаешь, ищу, а они от морозов глубоко попрятались. Роешь-роешь, ищешь-ищешь, семь верст под землей пройдешь, покуда червяка заморишь:
- А ты делай, как я! На зиму - спаленка, рядом со спаленкой - кладовочка. Поел - поспал, поспал - поел, и за семь верст ходить не надобно!
У. Ребята, а это чьи следы на поляне? Давайте послушаем, о чем заяц беседует со снегирем. (Сценка)
Сценка "Заяц и Снегирь" Слайд 13
- Заяц белый, куда бегал?
- На деревню.
- Для чего?
- Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.
- И нашел?
- Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки злющие.
- А теперь ты куда?
- Осинку глодать.
- Да она, поди, горькая?
- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел, - куда как сладка осинка покажется!
- Чем питается заяц зимой? (Веточками деревьев, гложет кору с их стеблей).
У.Как животные и растения переживают зиму мы вспомним, прослушав стихотворение. Слайд 14:
Ученик. Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц -
За наших воробышков,
Галок, синиц.
У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.
Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
У. Слайд 15 Какие птицы зимуют в наших краях? Как им помочь? (ответы детей) Слайд 16
Физминутка
А на улице мороз - Ну-ка все потерли нос!… (Трем носы.)
Ни к чему нам бить баклуши, Быстро все взялись за уши!… (Беремся за уши.)
Покрутили, повертели, Вот и уши отлетели!… (Вертим уши.)
У кого не отлетели, С нами дальше полетели!… (Машем руками.)
Головою покачали!… (Качаем головой.)
По коленками постучали!… (Стучим по коленям.)
По плечам похлопали!… (Хлопаем по плечам.)
И назад потопали!… (Топаем.)
У. Ребята, к нам сегодня пришёл ещё один гость…
Слайд 17 Ученик. Снеговик.
Я, ребята, Снеговик.
K снегу, холоду привык.
Вы слепили меня ловко:
Вместо носа - тут морковка.
Уголечки вместо глаз,
Шляпой служит старый таз.
Дали в руки мне метелку -
Только в этом мало толку!
Мне, признаться, надоело
Одному стоять без дела.
Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой.
Дети отвечают. Горки делаем. На санках катаемся.
Снеговик.
А еще чем вы занимаетесь зимой?
Ребенок.
Снеговиков лепим, в снежки играем.
Слайд 18Ученик. Хорошо и легко мне,
И мороз не берёт.
Лыжи - верные кони
Так и рвутся вперёд.
Слайд 19 Я коньки надеть
Хочу.
Словно ветер
Полечу.
Унесусь я,
Встав на лёд,
Зимней ласточкой
В полёт.
Слайд 20 Наконец пришла зима!
Снег летит, не тает.
Словно снежные дома,
Горки вырастают.
Выходите-ка во двор,
Тёма, Саша и Егор!
Будем дружно мы кататься
С ледяных и снежных гор.
У. Да, много занятий у людей зимой.
Лыжи и коньки - скользящие лошадки
Слайд 21Скользить на лыжах и коньках наши предки научились много тысяч лет назад. Ещё бы, ведь на огромных снежных пространствах, когда вьюга порой наметает снег под самую крышу, добыть немного пищи и даже просто сходить к соседу в гости немыслимо без лыж! Да и сейчас без лыж не обходится ни один уважающий себя сибиряк. Короткие и длинные, плоские, круглые, обтянутые шкурками, с палками или без – сколько разнообразных форм претерпели за тысячелетия приспособления-снегоходы, пока не приняли привычную для нас элегантно-спортивную форму длинных, узких, изогнутых лыж с лёгкими алюминиевыми палками и прочными креплениями. Самой старой лыже, обнаруженной на Псковщине целых 4300 лет! Катание с горки - что может быть более увлекательным и захватывающим дух. Смог скатиться с крутой горки на лыжах и не упасть - вот ты и герой, образец для подражания.
Не отстают от своих зимних собратьев и коньки. Это что-то из русских сказок: коньки-горбунки, коньки-бегунки. Передняя часть древнерусских коньков была действительно украшена конской головкой – отсюда и название, уменьшительно-ласкательное, - «конёк». Коньки – одно из древнейших изобретений человечества. В России на костяных коньках рассекали лёд аж 3000 лет назад, если не раньше. В Сибири по замёрзшим рекам, озёрам и каналам катались на моржовых клыках. Сначала коньки, как и лыжи, просто привязывали к обуви шнурками, пока император Пётр I – сам завзятый фигурист и конькобежец – не догадался приклепать их к обуви. При строительстве Московского метрополитена было найдено много коньков, выкованных тульскими умельцами в начале ХХ века. В перерывах между изготовлением самоваров и оружия русские мастера создавали настоящие шедевры древнего конькобежного спорта. Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках. Ведь коньки - это и ловкость и смелость. Возможность проявить себя в состязаниях на скорость, получить заряд хорошего настроения и бодрости.
Разнообразны были зимние забавы русского народа. Работы зимой было меньше - самое время для развлечений и активного отдыха. Зима - самая удивительная пора, полная игр и забав. Пока на улице светит солнышко и лежит белый снег - самое время испытать радость общения с зимушкой-зимой.