Цели:
1) Обучающие:
- Обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах, показать разнообразие и особенности птиц.
2) Развивающие:
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе внеклассного занятия по предмету окружающий мир ( с применением информационных технологий), развивать чувство сопричастности к решению проблемы сохранения природы.
- Развивать память, внимание, познавательную активность.
- Вырабатывать навыки самооценки.
3) Воспитательные:
- Способствовать формированию экологической воспитанности: бережное отношение к окружающему миру.
Организация класса.
Актуализация знаний по теме: «Перелётные и зимующие птицы».
а) Беседа о птицах
Сегодня на занятии мы узнаем много интересного. А тему занятия вы скажите сами отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это…
Птица
- По каким признакам мы определяем птиц?
- Клюв, перья
- Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно в лесу, в поле, на реке, в горах. Птиц в природе очень много. В России их насчитывается более 760 видов, а на Земле 8600 видов.
Птицы владеют множеством профессий, поражая человека своим мастерством. Есть птицы – строители. Почему их так называют? (Сооружают гнёзда из травинок, пуха, глины). Правильно. Птицы – дизайнеры украшают свои жилища живыми цветами, разными стёклышками и камушками, глиной.
-Каких птиц – дизайнеров вы знаете? (Шалашник).
Птицы – врачи спасают деревья от гибели и помогают животным избавиться от паразитов.
Каких птиц – врачей вы знаете? (Дятел, синица, скворцы, совы).
Птицы – садоводы разносят семена растений. Птицы – путешественники пролетают десятки и сотни тысяч километров через моря, реки и пустыни.
Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях
Отгадайте загадки, о ком идёт речь?
б) Загадки о перелётных птицах.
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (грач)
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая, невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это? (соловей)
Эта птичка никогда
Для птенцов не вьёт гнезда
Сядет где – то на суку
И кричит: «Ку – ку! Ку – ку!» (кукушка)
Ребята, а как же кукушка выводит птенцов?
(Подкладывает яйца в чужие гнёзда).
- Правильно, ребята. А кукушата очень прожорливы, если им не хватает корма, они других птенцов выталкивают из гнезда
На шесте – дворец
Во дворце – певец.
(скворец)
Молодцы, ребята. Верно отгадали загадки.
- Улетают ли эти птицы в тёплые края?
- Как называют этих птиц?
- Почему их так называют?
Работа на основном этапе занятия.
1.Беседа о зимующих птицах
а) Загадки.
А как называют птиц, которые остаются зимовать?
(Зимующие)
Физминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лес
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает рос
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели
А теперь послушаем загадки про зимующих птиц, которые приготовили ребята.
В серой шубке перово
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
Воробей
Спинкой зеленовата
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая
Вещунья белобока,
А зовут её…
Сорока
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло
Сова
Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
снегирь
Я по дереву стучу, червяка
Добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой!
дятел
б) Доклады о зимующих птицах.
А сейчас ребята нам расскажут о некоторых зимующих птицах.
Снегири.
Снегири. Называют их так, потому что появляются они у нас вместе со снегом
Наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Узнать снегирей легко. Их красные грудки, Голубовато – серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега
Снегири не торопясь перелетают стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам лучшие гроздья рябины.
Весной снегири будут уже далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. И лишь поздней осенью или в начале зимы снова прилетят к нам.
Дятел.
С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упёршись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из – под коры насекомых.
У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий.
Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Сорвёт дятел шишку и несёт её в свою кормушку – щель в дереве. Зажмёт шишку и за пять минут выберет все семена. Целый день работает дятел, и под деревом скапливается гора пустых шишек.
Ребята, а вот что за птица?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом?
(клёст)
Клёст
Клёст считается святой птицей. У него клюв похож на крестик. Он обитает в еловых и сосновых лесах, ведь его корм – это семена хвойных растений. А в феврале появляются птенцы, но птенчики не замерзают: у них пушистое оперение. К тому же один из родителей всегда находятся в гнезде, обогревает и кормит птенцов.-А какие ещё птицы у нас остаются зимовать?
( Сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики, поползни, свиристели.)
2. Игра: «Раздели птиц»
А сейчас мы с вами выполним такое задание. Разделимся на группы по четыре человека. Я вам раздам наборы картинок перелётных и зимующих птиц. Вы должны разложить их на две группы. ( Звучат голоса птиц).
Проверка выполненного.
-Назовите перелётных птиц.
-Назовите зимующих птиц. Проверяем внимательно. Молодцы. Задание выполнили верно.
-Ребята скажите, легко ли найти птицам корм зимой?
-Почему?
( Зимний день короткий, всё покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
Да, в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм.
-А как же мы с вами может помочь птицам?
(Мы можем их подкармливать).
-Чем вы подкармливаете птиц?
(Семенами, крошками хлеба)
3. Беседа о кормушках.
Птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Дятлы любят сало.
-А где птицы могут найти наши угощения?
(В кормушках).
-Из чего можно изготовить кормушку?
(Из дерева, из пакетов из – под молока, из пластиковых бутылок).
-Правильно. Но кормушки должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
-А где мы развешиваем кормушки?
(В садах, парках.)
Вот, ребята, вам и будет задание сделать кормушки. На улице уже стало холодно. Мы развесим кормушки и начнём подкармливать птиц.
А сейчас послушайте стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
?И для птиц тепло.
Разве можно забывать!
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Физминутка-игра.
А сейчас мы отдохнём и поиграем.
Я вам показываю картинки перелётных и зимующих птиц. Если на картинке зимующая птица встаёте, перелётная-сидите
4. Работа с пословицами.
- Я вам приготовила интересное задание. В каждом пакете пословица, в которой перепутаны места всех слов. Нужно восстановить пословицу и объяснить её смысл
- Всякая птица своим клювом сыта.
- Увидел грача – весну встречай.
(Выполняют задание две группы по два человека.)
Пока ребята выполняют задание мы с вами по описанию отгадаем название птицы.
а) У меня большой сильный клюв, который похож на долото. Я долблю им деревья, добываю жучков ими, и питаюсь. После моей работы остаются дупла, в которых могут жить птички и белки. (дятел)
б)Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это не как все птицы. Она не вьёт гнёзда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (кукушка)
в) Из соломенок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом. (ласточка)
г) Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков. Зимой она прилетит к нашим домам за помощью и будет клевать всё, что вы дадите, - зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щёчки и грудка, брюшко жёлтое, спинка зелёная, крылья серо – голубые, а на голове чёрная шапочка. (синица)
Проверка выполненного задания
Охрана птиц – очень важная задача! Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.(показ Красной книги). Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 году, а в 1974 году была создана Красная книга и у нас в России.
В Красную книгу России включено 63 вида птиц, из которых 26 – на грани полного исчезновения (например: белый журавль, бородач, кречет), а 37 редких видов нуждаются в особой охране (например: дальневосточный аист, фламинго, дрофа). Давайте беречь и защищать пернатых друзей и помощников.
Послушайте стихотворение.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищать.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются птицы,
Охраняются даже цветы.
6. Выставка книг.
Рефлексия.
У вас на столах лежат картинки птиц. У кого хорошее настроение от занятия, картинки наклейте на верхние веточки дерева. У кого плохое – на нижние. Вы сейчас слышали пения птиц. Птицы приносят не только пользу, но и радость. Своим пением они поднимают настроения человека. Я рада, что у вас хорошее настроение.
Вы слышали пение птиц?
Где вы слышали пение птиц?
Итог.
-Что нового узнали на занятии?
-Чем больше всего вам запомнилось занятие?
-Я рада что занятие вам понравилось. Вы были молодцы, хорошо работали.