Внеклассное мероприятие "Птичьи имена" 1 класс.
Цели: расширить кругозор уч-ся, показать обычное явление под новым углом зрения,
развивать творческое воображение, фантазию, смекалку,
воспитание любви и бережного отношения к пернатым друзьям.
Оборудование: иллюстрации птиц, грамзапись «Голоса птиц».
Занятие созданно с целью познакомить учащихся с именами некоторых птиц:зябликом,воробьем,кукушкой, снегиря.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Сегодня у нас необычное занятие, а о ком мы будем говорить догадайтесь:
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит-плохи дела.
А кого паук боится
Угадали? Это……(птица)
-Мы отправимся в гости к птицам - нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие – в поле, третьи – на болоте или в горах. Не беда, что многие улетели зимовать в теплые края. Всех пернатых друзей мы собрали на этом экране. И они очень рады этому. Послушайте, как они звонко поют. (грамзапись «Голоса птиц»)
-Сегодня мы поближе познакомимся с ними и узнаем, как и почему птицы получили свои названия. У каждого из нас есть, имена вам дали родители, а как получили свои имена птицы?
-Послушайте рассказ Н.Сладкова «Имена птиц»:
Забавные у птиц имена. Ну вот, например, птица поганка. Поганка, да еще рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое имя чиж или чечетка? Названия- прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка -это та, что поет на заре. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица - и вдруг «обыкновенная».Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает «обыкновенным».
-Послушайте стихотворение:
Пестреет цветами опушка
Плывут облака налегке
Ку-ку напевает кукушка
В далеком лесном далеке.
-Многие птицы сами себя назвали, другие получили названия за свой голос, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. Как вы думаете, за что эта птица могла получить свое название? (ответы уч-ся)
-Правильно. Конечно, за то ,что она кукует, кричит: «ку-ку!». Кукушка сама подсказала людям, как ее назвать. За свой крик , за свою песню ее так назвали.
-Многие птицы получили свои названия за свой внешний вид цвет перьев, необычный клюв или хвост.
-Многие птицы получили названия от места обитания. Птица крапивник строит свое гнездо, где….в крапиве, а дубровник…..В дубраве.
-Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
-Это птица снегирь. Как вы, думаете почему его так назвали?
-Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.
-А это птица-зяблик. Как вы думаете почему назвали зяблик? Может потому что она зябнет? Так ли это? Послушайте отрывок из сказки Н. Сладкова «Упрямый зяблик» (прочитать)
-Оказывается, зяблик совсем не зяблик. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное «зяблое», как говорят в народе, время, потому что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый воробей.
-Это…воробей, самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство. Вскармливает своих детей только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Как вы думаете почему его так назвали? (ответы уч-ся)
-Но любит эта птичка и семечки, и зерно, и ягоды. Ей вовсе невдомек, что не для нее сеяли. Целые воробьиные стаи собираются возле хранилищ зерна и клюют зерна.
-Вора бей! Вора бей! – кричали люди, отгоняя не прошенных гостей. Отсюда и название-воробей.
-Да, не повезло с именем воробью. Как вы думаете, нужно ли их считать ворами? Почему?
-Правильно. За горсточку зерна, похищенного у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая урожай от вредных насекомых.
-Скоро зима холодное и голодное время года для птиц, как мы с вами можем помочь им?
-Правильно, сделать кормушки и класть корм. Какой можно положить корм? (ответы)
-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать следующие правила:
1.Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки
2.Подкармливать в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
3.Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени.
Игра: «Доскажи словечко»
В лесу под щебет звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись:…(дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(снегири)
Вещунья, белобока
А зовут ее…(сорока)
Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится-
Все хватает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится…(синица)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …(совы)
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Тихо сели на плетень.
-А теперь раскрасим птиц, вы сегодня увидели разных птиц кому какая понравилась .
Выставка работ.
Рефлексия. Каждый постав те себе оценку , подумайте если правильно отвечали на вопросы, были активны наклеим зеленый кружок, если немного ошибались желтый, и если были не активны –красный.Молодцы!