Устный журнал
«На страже леса – дома своего»
(внеклассное мероприятие)
Мазуренко Мария Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Гусиноляговская основная общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
2014 год
Участники мероприятия: учащиеся 1-2 классов
Цели и задачи:
-создание условий для расширения кругозора учащихся о мире пернатых, условий для осознания собственного «Я» в мире (моя роль);
-обучение самостоятельно добывать знания, используя приёмы исследовательской работы;
-воспитывать бережное отношение к окружающему миру, чувство долга и ответственности за сохранение родных богатств, родного края;
- развивать умение выражать свои чувства и впечатления, переживания и наблюдения литературным словом
Оборудование:
Выставка книг «Птицы – друзья природы»
Рисунки учащихся на тему «Береги природу»
Плакат «Пословицы о птицах»
Фонограмма «Голоса птиц»
Презентация «На страже леса – дома своего»
I.Актуализация и самопределение к деятельности
Учитель
-Итак, ребята, вы готовы? Сейчас я включу запись, а вас я попрошу закрыть глазки и представить, что вы находитесь в лесу. Предположите, о чём пойдёт речь на этом занятии.
(Звучит запись «Голоса птиц»)
-Ребята, кого вы услышали в лесу? Чьи голоса звучали? Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Мы услышали голоса птиц…… )
-Правильно сегодня наша речь пойдёт именно о птицах.
-А что же они делают в лесу? И что значит для птиц лес? Обсудите в парах Работа в парах (высказывания учащихся)
-Вот об этом мы сегодня и поговорим. Мы перелистаем с вами страницы устного журнала «На страже леса – дома своего».
-А что значит быть на страже? Обсудите в парах.
Работа в парах (высказывания учащихся)
-Молодцы, и действительно, лес охраняют не только лесники, но и птицы. Их много, все они разные и каждая по – своему бережёт свой дом.
II. Представление проектов (открытие нового знания)
1страница «Дятел» (выступление 1- ой группы)
1-ый ученик
Прежде чем открыть первую страницу, послушайте стихотворение-загадку
Не дровосек, не плотник.
А первый в лесу работник (дятел)
2-ой ученик
Дятлов называют не только лесными докторами, но и незаменимыми специалистами. И это правильно. Они действительно лечат лес и проводят работу, которую никто кроме них сделать не может. Только у дятлов такой клюв – длинный, сильный, похожий на долото. Клюв это инструмент, с помощью которого дятел добывает из стволов или из - под коры вредных насекомых и их личинок. Однако, как ни силён и ни длинен клюв, насекомое им не схватишь. И тут на помощь птице приходит язык длинный (до10-15 см), клейкий с острыми твёрдыми зазубринками на краях. Просунет дятел такой язык в отверстие, а то и в ходы, проделанные личинками. Приклеит добычу или наколет её на зазубринку и вытащит. Птица избавляет деревья от вредных насекомых короедов и жуков – дровосеков. Один дятел за день съедает до 900 короедов. Быстро двигаться по стволу дерева дятлу помогают его цепкие пальцы, направленные по 2 вперёд и назад и жёсткий хвост, который служит опорой. Когда дятел ударяет клювом по стволу, то по звуку определяет, есть в этом месте насекомые или нет, и тогда пробивает шахту в ход короеда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех насекомых. После того как дятел вылечит дерево, остаются дупла. В них охотно гнездятся другие птицы. Кроме насекомых любит полакомиться кедровыми орехами, семенами сосны, ели. Весной дятел часто лакомится берёзовым соком, но делает это очень осторожно, не причиняя вреда дереву. Итак, стучит дятел в лесу, значит, лес будет жить.
3-ий ученик (читает стихотворение)
В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель.
Барабанит в мёрзлый ствол:
«Эй, компания, за стол!
Подбирайте для почина
Кто жуков, а кто личинок, -
Клад разведан под корой
Открывайте пир горой!»
4-ий ученик
В наших краях тоже много дятлов (демонстрация слайдов)
Чёрный дятел. Его можно встретить в лесах Горного Алтая, в бору по берегам Бии. У него ярко-красная шапочка, глаза белые. Он съедает большое количество короедов, жуков дровосеков, усачей.
Белоспинный дятел. Он обитает в лесах с больными и ослабленными деревьями и тем самым препятствует распространению вредителей на здоровые деревья.
Седой дятел. У него оливково-зелёное оперение, у самца лоб красный.
Обобщение.
Учитель
-Итак, можем ли мы говорить о том, что дятел стоит на страже дома своего? Обсудите в парах.
Работа в парах (высказывания учащихся)
2 страница «Синица» (выступление 2 - ой группы)
1-ый ученик (читает наизусть)
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам
2-ой ученик
Синицы – подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц за день прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых. В среднем каждая синица съедает за день столько насекомых, сколько весит сама. Зимой синицам трудно найти за короткий день корм в достаточном количестве. Выручить их помогут кормушки, развешенные нами. В благодарность за это синицы и летом будут уничтожать вредителей вблизи от места подкормки. А наблюдая за птицами, можно увидеть много интересного в их поведении.
Учитель
--Итак, можем ли мы говорить о том, что синица стоит на страже дома своего? Обсудите в парах.
Работа в парах (высказывания учащихся)
3 страница «Сова» (выступление 3 –ей группы)
1-ый ученик (читает наизусть)
Ночь, как смоль, черным - черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет – станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает …..(сова)
2-ой ученик
Совы ведут ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У сов острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна сова вылавливает 12-15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой. Чтобы совы могли ещё больше приносить пользу, человеку надо активно привлекать их в наши леса, сады, парки. Здесь дело за нами, ребята, необходимо подготовить и развесить в подходящих местах ящики для совиных гнёзд.
Учитель
--Итак, можем ли мы говорить о том, что сова стоит на страже дома своего? Обсудите в парах.
Работа в парах (высказывания учащихся)
III. Закрепление и проверка знаний
Учитель
- В любом журнале, как известно последняя страница всегда занимательная. Здесь можно проверить свои знания, поиграть, что-то разгадать и, конечно же, узнать много нового и интересного. У нас тоже есть такая страница.
4 «Занимательная страница»
Загадки
1 Кто там прыгает шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голосом речистым, чистым
Клё – клё – клё кричит со свистом (клёст)
Клёст зимой распространяет семена сосны и ели, летом поедает вредных насекомых.
2 Окраска сероватая.
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? (ворона)
Ворона – санитар и истребитель грызунов.
3 Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных насекомых.
Игра «Как зовут вас детки?»
-Я называю птиц, а вы хором, как зовутся их птенцы
Сова (совята), скворец (скворчата), ласточка (ласточкины дети), зяблик (птенцы зяблика), грач (грачата), кукушка (кукушата), иволга (иволжата).
Викторина «Знаем ли мы птиц»
-Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
-Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
-Какая птица наших лесов самая маленькая? (королёк)
-Где гнездятся скворцы? (в скворечниках, в дуплах)
-Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
Обращение к пословицам
Работа в группах
(выбор пословицы и и обсуждение)
1 Лес без птиц и птицы без леса не живут.
2 Всякая птица своим клювом сыта.
3 Увидел грача – весну встречай.
Правила поведения в лесу
Работа в группах
( Учитель предлагает учащимся в группах выработать правила поведения в лесу)
- Не ломай ветки деревьев.
- Не разоряй муравейники
-Не убивай лягушек
-Не топчи траву
-Не лови бабочек
-Не рви цветы
-Не шуми в лесу
Обращение к выставке книг
IV.Подведение итогов, Рефлексия
-Чей проект вам понравился? Почему?
-Как вы оцениваете работу над своим проектом?
-Какие трудности возникали в работе?
-кто помогал с ними справиться?
-Что у вас уже хорошо получается?
-Что показалось наиболее интересным?
-Какую цель вы ставите перед собой в дальнейшем?
Заключительное слово учителя
Птицы дороги нам не только тем. что приносят пользу, но и как часть чудесной природы нашей родины. Их мелодичные весёлые голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Поэтому мы должны беречь птиц, заботиться о них.
Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!
Используемая литература
- Бёме Л.Б. Жизнь птиц. У нас дома.– М.: «Лесная промышленность», 1987.
- Бианки В. Лесная газета. –Л.: «Детская литература», 1983.
- В Бианки «Кто чем поет», «Чьи это ноги», «Синичкин календарь», «Мастера без топора», «Про птиц и зверей»,
- Голованова Э.Н. и Пушкинский Ю.Б. «Птичьи заботы», «Гнездо - дом».
- Дерим-Оглу Е. Рассказы о лесных птицах – М.: «Московский рабочий», 1971.
- Сладков Н. За птичьими голосами. – М.: «Детгиз», 1962
- Пришвин М. «Говорящий грач»,
- Снигирев Г. «Птицы наших лесов»,