Уважаемые коллеги. Хочу поделиться своей разаботкой внекласного мероприятмя.
В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. По имеющимся данным только за последние годы в мире зарегистрировано около 150 самых разных опасных пожаров, превратившиеся в крупные катастрофы. Они уже унесли жизни десятков тысяч человек, нанесли громадный материальный ущерб.
Пожары не знают ни границ государств, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых. Это обязывает знать о них как можно больше, чтобы защитить себя.
Поэтому в последние годы мы, педагоги и сотрудники пожарной охраны пытаемся наладить обучение ребят противопожарной грамоте. Ведь противопожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещённости. Поэтому уже с первого класса на уроках окружающего мира, внеклассного чтение (приложение №1) и конечно во внеклассных мероприятиях.
Хочется, наедятся, что разработки занятий, которые я вам хочу предложить, заинтересуют учителей начальных классов, родителей и помогут довести до сознания детей главную мысль – как важно изучать основы личной безопасности жизнедеятельности, насколько серьёзно надо относиться к проблеме пожарной безопасности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по окружающему миру »
Пожарным можешь ты не быть.
(внеклассное занятие (игра - соревнование) для 3класса)
Цель: закрепить знания правильного поведения при пожаре.
Оборудование: выставка рисунков на тему «Осторожно, огонь!»; стакан с водой, ложка; одежда пожарного; верёвочка, детская машинка; обручи, противогаз; сосновые шишки, ведро; открытки или плакаты с пожарной тематикой.
Ход занятия.
Уч-ся. Мчится красная машина,
Всё быстрей, быстреё, вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
- Поднажми ещё немножко, -
Он шофёру говорит. –
Видишь в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
- Ясно всё, шофёр ответил.
Дав машине полный газ.
Уч. Все вы, вероятно, не раз видели, как по селу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где – то возник пожар и кому – то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно всё это вы слушаете и думаете, что лично вас это никогда не коснётся. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. Тем не менее, количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из – за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить и поговорить о правилах пожарной безопасности. И я вам предлагаю провести игру – соревнование «Пожарным можешь ты не быть».
Уч-ся. Собрались мы здесь сегодня,
Чтобы ловкость показать.
Научиться быть пожарным
И пожар не создавать.
Уч. Не раз мы с вами убеждались, что «старинная пословица не даром молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют.
Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесённой мудрости нашего народа об огне, его значении и опасности. Внимание, первый конкурс: «Лучшийзнаток пословиц и поговорок об огне». (Кто больше знает пословиц и поговорок об огне и со словами, связанными с этим явлением. За каждый правильный ответ - жетон).
И так начинаем:
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Искру туши до пожара, беду отводи от удара.
Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
Дыма без огня не бывает.
Там не загорится, где огня нет.
И сырые дрова загораются.
Упустишь огонь – не потушишь.
«Лень, отвори дверь: сгоришь!» - «Хоть сгорю, да не отварю».
Много дыму, да мало пылу.
Солома с огнём не дружит.
Огонь без дыму, человек, без ошибки не бывает.
На воре и шапка горит.
Ожёгшись на молоке, станешь дуть и на воду.
Легко чужими руками жар загребать.
Из огня да в полымя.
Голова без ума, что фонарь без огня.
Вертится – коробится как береста на огне.
Словно в огне сгорел.
Горе что дым: глаза ест.
Правда, да кривда что огонь да вода.
Кочерга, как чёрная гагара, в огонь помчала.
Печь зимой как сундук с золотом.
Огонь, точно красный кочет, в небо дыру точит.
Из искры возгорится пламя.
Уч. Вот как народные пословицы отмечают связь явлений и зависимость следствий от причин. А в этом конкурсе победу одержал(а)…
Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сначала сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова.
Однако огонь часто становился страшным врагом, разрушал буквально всё на своём пути, наносил огромный вред ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь вырывался из–под контроля и повиновения человека, превращался в пожар. Очень тяжело приходилось пожарным бороться с огнём. Поэтому они должны быть хорошо подготовлены. И мы сейчас проверим, кто из вас может стать хорошим пожарным. Эстафета: «Юный пожарный».
Нам надо разделиться на три команды. Каждый участник команды проходит определённый этап, передавая друг другу эстафетную палочку.
1-й этап. Участник быстро подбегает к стулу, на котором сложена одежда пожарного, и быстро надевает её.
2-й этап. После передачи эстафеты, второй участник подбегает к стулу, на котором стоит стакан с водой. Задача: перенести воду ложкой из одного стакана в другой не расплетая ни капли.
3-й этап. После передачи эстафеты, третий участник подбегает к стулу, садится, берёт в руки катушку, и наматывая на неё верёвочку ведёт детскую машинку, на которой стоит стакан с водой.
4-й этап. После передачи эстафеты, четвёртый участник с завязанными глазами проходит по лабиринту из стульев и находит выход из «задымлённого помещения».
Подведение итогов.
Уч. Причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, сухую траву, тополиный пух, играют со спичками.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения определённых материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении выделяются также другие вещества, оказывающие отравляющие действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения.
При спасении пожарным приходится передвигаться по задымлённому коридору. Чтобы не получить отравление угарным газом они используют противогазы. Эстафета: «Спасение». Нам надо разделиться на три команды.
По длине зала помощники держат обручи – это коридор, по которому надо пробежать. На противоположной стороне противогаз для каждой команды. У первых участников они есть тоже. По команде учителя надо одеть противогаз на себя и бежать за другим, чтобы принести его для следующего члена команды, когда второй участник одевает на себя противогаз, взявшись за руки, они проходят сквозь обручи. Первый снимает противогаз, чтобы остаться на безопасной стороне от дыма, и передаёт его второму, который должен передать третьему. Действие повторяется.
Подведение итогов.
Уч. Очень часто, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной службы и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются над тем, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.
А давайте вспомним историю возникновения пожарной охраны в России.
Уч-ся. Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена Василия Тёмного. Это были указы о том, как обращаться с огнём и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней надобности; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смертной казнью.
В 1493 году после пожара в Кремле началась каменная застройка Москвы, Иван III приказал в радиусе ста десяти саженей от кремлёвских стен снести все деревянные постройки.
В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки с водой.
В 1803 году царь Александр I указ о формировании в Петербурге пожарной команды. На вооружении команды находились ручные пожарные насосы. Единственным видом пожарной связи между пожарными частями служили каланчи, с которых можно было обнаружить пожар по зареву.
Уч. А сейчас попробуем выявить самых быстрых, смелых, умелых. Эстафета: «Рекорды Гиннеса».
Самый меткий. От линии на расстоянии десяти шагов ставится ведро. Участнику выдаётся 10—15 сосновых шишек, которые надо бросить в ведро. Побеждает тот, кто забросит наибольшее количество шишек в ведро.
Самый зоркий. Открытки или плакаты с пожарной тематикой разрезаются на квадратики и в конверте выдаются играющим. Нужно собрать их на скорость.
Самый смышленый. Участникам выдаются конверты, в которых содержатся карточки со словами: песок, вода, огнетушитель, одеяло. Задание: «Вы увидели тлеющие угли. У вас в конверте набор средств тушения. Ваши действия?» (Участник должен на слова тлеющие угли положить карточки со словами, обозначающие средства тушения. Например: тлеющие угли - вода, песок, огнетушитель).
Подведение итогов.
Уч. Сила ловкость и сноровка,
И физическая подготовка
Для пожарного нужна,
Для пожарного важна.
Эстафета: «Полоса препятствий». Нам надо разделиться на три команды.
Задание: по гимнастической скамейке ползком преодолеть 4 обруча; перепрыгнуть через планку, не задев её; взять в корзине мяч и вернуться в команду.
Подведение итогов.
Уч. Наше занятие подходит к концу. Помните ребята, что пожар - явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому.
Уч-ся. Если кто – то гладил брюки
И не выключил утюг –
Он немедля остаётся
И без дома, и без брюк.
Если кто –то, не подумав,
У бензина закурил
Он, конечно же, большую
Неприятность сотворил.
Не курите на работе,
Прячьте спички от детей,
И тогда на попадёте
В список грустных новостей.
Ведь пожар неуправляем.
Очень много силы в нём.
Мы вас просто умоляем –
Осторожнее с огнём.
Уч. Лучшим пожарным у нас стал(а) … . Но вы ребята, всегда обязаны помнить, что в жизненных ситуациях должен оказаться победителем каждый из вас, потому что от этого зависит ваше здоровье, а порой и жизнь.