kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по культуре речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо.                                                          

Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«культура речи»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Красное Поселение муниципального района Елховский

Самарской области











«Формирование навыков речевого этикета

у младших школьников (4 класс) во внеурочной деятельности»









Подготовила


учитель начальных классов


Уварова Галина Анатольевна








с. Красное Поселение

2014

Тема внеурочного занятия «Культура речи, поведения и общения»


Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо. 

Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.

Автор: Уварова Галина Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Красное Поселение Елховского района. Внеурочная деятельность в 4 классе.

Цели: формирование навыков культуры речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания;

-воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим.

-развивать интерес к русскому языку.

Задачи.

Обучающие: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитывающие: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества. Тип занятия: комбинированный.

Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Формирование УУД:
Личностные УУД: 
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование  мотивации к обучению и познанию
3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению

Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и  людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Ход занятия

Вступительное слово учителя

-Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего урока – культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается. Что же такое культура речи?

(Выслушиваются ответы детей)

Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.

Немного истории

Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет русский язык в жизни народа?

На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.

Наш язык

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой - это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда

На языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот на русском говорю

Уже я восемь лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Менделеев дал закон,

На русском языке!

«Долой царя!» - народ сказал

На русском языке!

Н.Бойко

Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. Русские писатели, собирая и изучая все богатства народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы.

Красочность и богатство русской речи хорошо показаны в стихотворении Ф.Тютчева.

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотая рожь.

И как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдёшь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскалённых над сводом небес.

Пахнет липа душистая мёдом,

И шумит полный сумраком лес.

-Что значит любить свой язык? (Ответы детей.)

Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.

О культуре речи

-Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт магазин на обед.

Хозяйка моет стаканы,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он портфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Петя.

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а не дитя!

Петя обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

-Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

-Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, как болел Петя Крутилкин.


Сценка

Доктор. На что жалуешься молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и горлу дерёт.

Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В третьем «Бы».

Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор. Порядочек! Железно! (Берёт у Пети градусник.) Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

-Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.

А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Танька. Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением:

-Петрушка! Вечно ты с обновкой – с разодранным локтём.

-Ты, Филька, ты – прямой чурбан.

А вы, ребята, живёте в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Витька, Ванька, Толька.

-Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. У поэта С.Михалкова есть хорошее стихотворение «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Пчёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

-Какой вывод? Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.

Прочитаем девять основных правил по культуре речи.





Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

-Культура речи – это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! –

Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет!

-Ребята, что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”?

-В старину на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?


Как здороваются в других странах?

Доброго ранку…

Ни хао …

Бон жур …

Гутен морген …

Хэллоу …

Какие жесты помогают здороваться?

Индийцы: складывают руки и прижимают их к груди

Китайцы: пожимают руку себе

Самоанцы: при приветствии обнюхивают друг друга

Латиноамериканцы: обнимаются

Лапландцы: трутся носами

Японцы: кланяются

Тибетцы: снимают головной убор правой рукой и высовывают язык

Русские, англичане, американцы: пожимают друг другу руки

Какими словами нужно прощаться?

Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации.

В любой ситуации применима формула прощания «До свиданья!»

Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят «До встречи!»

Расставаясь надолго обычно говорят «Прощайте!»

Ложась спать, люди желают друг другу «Спокойной ночи!»

Среди хорошо знакомых людей говорят «Всего!», «Пока!», «Счастливо!»

Как прощаются в других странах?

Гуд бай! …

Дзай дзен! …

Саё нара! …

Ауфидерзейн! …

Аревуар! …

Арривидерчи! …

Как нужно прощаться?

Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти («мне надо уходить», «очень жаль, но мне пора», «надо идти»)

Перед тем, как произнести прощальную фразу, люди обычно благодарят за общение, извиняются за время, отнятое у собеседника.

Обычно уходящему гостю желают всего самого доброго, приглашают заходить еще, выражают свое дружеское отношение, передавая привет его близким.


А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете вежливые слова, поиграем в рифмы:

Растает ледяная глыба от слова теплого …

… спасибо!

Зазеленеет старый пень, когда услышит …

… добрый день!

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

… спасибо!

И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят …

… до свидания!


-Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого, как дела, тот ответил, что всё хорошо. Можно заканчивать разговор? Да, можно.

А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно, нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжит разговор, спросить, что случилось.

Беседа

-Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек» Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали бы этому совету, насколько легче бы людям общаться друг с другом.

Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, они не спали всю ночь, испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша или кто-то напряжённо работает за письменным столом.

Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива. Мешает окружающим, раздражает их. Помните в песне, услышать сердце человека возможно только в тишине…

А сейчас попробуем раскрыть понятие «воспитанный человек». Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек».

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? Я предлагаю вам такую нравственную задачу. Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссоры, слёз.

(Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как можно было бы сделать.)

-Хотелось бы напомнить вам слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа» (плакат). Как вы их понимате? «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».

Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

-Как вы думаете, нужно ли быть воспитанными в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться? (Высказывания детей.)

-Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность.)

Правила воспитанного человека нужно выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя никто не видит. По тому, как ты ведёшь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливенько улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё таки остаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта.

-Что же такое такт?

Такт в переводе с греческого – лёгкое прикосновение. Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – это внутренняя чуткость, это умение правильно вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент : сочуствия, жалости, внимания.

Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации. Тактичный человек:

-не хвастается;

-не выясняет отношений в присутствии посторонних;

-не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

-терпим к недостаткам и слабостям других людей;

-никогда не рассказывает другим чужих тайн;

-в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;

-не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.


Подведение итогов

-Слово - очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.

Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям.




Просмотр содержимого презентации
«Культура речи»

Вежливые Дельфинчики «Культура речи, поведения и общения». Цели занятия: -формирование навыков культуры речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания; -воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим. -развивать интерес к русскому языку . ГБОУ СОШ с.Красное Поселение Елховского района Уварова Галина Анатольевна, учитель начальных классов

Вежливые Дельфинчики

«Культура речи, поведения и общения».

Цели занятия:

-формирование навыков культуры речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания;

-воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим. -развивать интерес к русскому языку .

ГБОУ СОШ с.Красное Поселение Елховского района

Уварова Галина Анатольевна,

учитель начальных классов

Задачи  . Обучающие:  научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.  Развивающие:  развивать речь детей, мышление, словарный запас.  Воспитывающие:  воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Задачи

.

Обучающие:  научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы. Развивающие:  развивать речь детей, мышление, словарный запас. Воспитывающие:  воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Зарумянилась вишня и слива, Налилась золотая рожь. И как море, волнуется нива, И в траве на лугах не пройдёшь. Солнце ходит высоко над сводом Раскалённых над сводом небес. Пахнет липа душистая мёдом, И шумит полный сумраком лес.   . Ф.Тютчев

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотая рожь.

И как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдёшь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскалённых над сводом небес.

Пахнет липа душистая мёдом,

И шумит полный сумраком лес.

.

Ф.Тютчев

. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык. Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Витя, Ваня, Толя. Своих друзей зовёт он только Алёшка, Витька, Ванька, Толька.

. «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Витька, Ванька, Толька.

Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тропкин – Дармоед, Пупков и Перепупов. В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названия рыб и птиц, Зверей и насекомых. Лисичкин, Раков, Индюков, Селёдкин, Мышкин, Пчёлкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин. Но может некий Комаров Иметь характер львиный, А некий Тигров или Львов Умишко комариный. Бывает, Коршунов иной Синичкина боится. С. Михалков

Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Пчёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

С. Михалков

Правила «Культуры речи» 1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений. 2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь». 3.Не спеши высказывать свои мысли. 4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль. 5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами. 6.Не говори быстро, не проглатывай слова. 7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать. 8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами. 9. Не давай кличек своим товарищам.

Правила «Культуры речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

Тактичный человек -не хвастается; -не выясняет отношений в присутствии посторонних; -не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности; -терпим к недостаткам и слабостям других людей; -никогда не рассказывает другим чужих тайн; -в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить; -не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

Тактичный человек

-не хвастается;

-не выясняет отношений в присутствии посторонних;

-не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

-терпим к недостаткам и слабостям других людей;

-никогда не рассказывает другим чужих тайн;

-в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;

-не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

-  Здравствуйте ! –  Ты скажешь человеку.  -  Здравствуй ! –   Улыбнется он в ответ.  И, наверно,  Не пойдет в аптеку,  И здоровым будет много лет!

- Здравствуйте ! –

Ты скажешь человеку. - Здравствуй ! –

Улыбнется он в ответ. И, наверно, Не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет!

Зачем нужно здороваться?

Зачем нужно здороваться?

  • Ребята, что мы желаем человеку, когда говорим “ Здравствуйте !”?
  • В старину на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте , доброго здоровья , здорово ли живете ?
Как здороваются в других странах? Доброго ранку… Ни хао … Бон жур … Гутен морген … Хэллоу …

Как здороваются в других странах?

Доброго ранку…

Ни хао …

Бон жур …

Гутен морген …

Хэллоу …

Какие жесты помогают здороваться? Индийцы :   складывают руки и прижимают их к груди Китайцы:  пожимают руку себе  Самоанцы : при приветствии обнюхивают друг друга Латиноамериканцы : обнимаются Лапландцы : трутся носами Японцы : кланяются Тибетцы :  снимают головной убор правой рукой и высовывают  язык Русские , англичане , американцы :   пожимают друг другу руки

Какие жесты помогают здороваться?

  • Индийцы :

складывают руки и прижимают их к груди

  • Китайцы: пожимают руку себе
  • Самоанцы : при приветствии обнюхивают друг друга
  • Латиноамериканцы : обнимаются
  • Лапландцы : трутся носами
  • Японцы : кланяются
  • Тибетцы : снимают головной убор правой рукой и высовывают язык
  • Русские , англичане , американцы :

пожимают друг другу руки

Какими словами нужно прощаться?

Какими словами нужно прощаться?

  • Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации
  • В любой ситуации применима формула прощания « До свиданья !»
  • Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят « До встречи !»
  • Расставаясь надолго обычно говорят « Прощайте !»
  • Ложась спать, люди желают друг другу « Спокойной ночи !»
  • Среди хорошо знакомых людей говорят « Всего !», « Пока !», « Счастливо !»
Как прощаются в других странах?  Гуд бай! … Дзай дзен! … Саё нара! … Ауфидерзейн! … Аревуар! … Арривидерчи! …

Как прощаются в других странах?

Гуд бай! …

Дзай дзен! …

Саё нара! …

Ауфидерзейн! …

Аревуар! …

Арривидерчи! …

Как нужно прощаться?

Как нужно прощаться?

  • Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти (« мне надо уходить », « очень жаль, но мне пора », « надо идти »)
  • Перед тем, как произнести прощальную фразу, люди обычно благодарят за общение, извиняются за время, отнятое у собеседника.
  • Обычно уходящему гостю желают всего самого доброго, приглашают заходить еще, выражают свое дружеское отношение, передавая привет его близким.
Вежливые слова Растает ледяная глыба от слова теплого …      …  спасибо ! Зазеленеет старый пень, когда услышит …     …  добрый день !  Если больше есть не в силах, скажем маме мы …  …  спасибо ! И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят …  …  до свидания !

Вежливые слова

  • Растает ледяная глыба от слова теплого …

… спасибо !

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит …

… добрый день !

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

… спасибо !

  • И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят …

… до свидания !

А теперь поиграем и проверим, как мы умеем общаться и вести себя!

А теперь поиграем и проверим, как мы умеем общаться и вести себя!

1 – тур. Тема: «Культура общения».   1 . Какими словами мы пользуемся при встрече?

1 – тур. Тема: «Культура общения».

1 . Какими словами мы пользуемся при встрече?

  • Пока!
  • Здорово!
  • Привет!
  • Здравствуйте!
  • До свидания!
  • Доброе утро!
2. Ты звонишь по телефону и хочешь позвать друга или подругу. Выбери наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дай вариант ответа.

2. Ты звонишь по телефону и хочешь позвать друга или подругу. Выбери наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дай вариант ответа.

  • Позовите Сашу.
  • Здравствуйте, позовите пожалуйста, Сашу.
  • Здравствуйте, позовите Сашу.
  • Здравствуйте, извините, Саша дома?
3.Ты опоздал на урок и хочешь войти в класс. Как ты это сделаешь? Можно войти? Я войду? Извините, можно войти? ?

3.Ты опоздал на урок и хочешь войти в класс. Как ты это сделаешь?

  • Можно войти?
  • Я войду?
  • Извините, можно войти?

?

2 – тур. Тема: «Культура общения».  1. Шёл Боря домой из школы. Видит , идёт по улице слепой человек и палочкой ощупывает тротуар. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой. Как бы вы поступили?

2 – тур. Тема: «Культура общения». 1. Шёл Боря домой из школы. Видит , идёт по улице слепой человек и палочкой ощупывает тротуар. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой. Как бы вы поступили?

  • Помог бы человеку перейти проезжую часть улицы.
  • Пошёл бы своей дорогой.
  • Постоял бы и посмотрел, как человек переходит улицу.
2. Если ты пригласил к себе товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?

2. Если ты пригласил к себе товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?

  • Пообещаю маме выполнить поручение в следующий раз.
  • Попрошу прощения у ребят и выполню мамину просьбу.
  • Сделаю вид, что забыл о маминой просьбе, и пойду играть с друзьями.
3. Если тебе на день рождения подарили коробку конфет. Как ты поступишь с этим подарком?

3. Если тебе на день рождения подарили коробку конфет. Как ты поступишь с этим подарком?

  • Угощу конфетами всю семью.
  • Спрячу конфеты подальше.
  • Отложу часть конфет в вазочку и поставлю на стол.
3. Ваня и Миша гуляли в зимнем лесу. Вдруг Ваня поскользнулся и упал. Миша засмеялся и сказал: «Ну как посадка прошла?». Ваня обиделся и ушёл. Как бы ты поступил?

3. Ваня и Миша гуляли в зимнем лесу. Вдруг Ваня поскользнулся и упал. Миша засмеялся и сказал: «Ну как посадка прошла?». Ваня обиделся и ушёл. Как бы ты поступил?

  • Тоже бы посмеялся.
  • Помог Ване подняться.
  • Подождал бы, пока Ваня сам поднимется.
Молодцы! 3 – ТУР  (играют победители).

Молодцы!

3 – ТУР (играют победители).

  • Назовите вежливые слова.
- Слово - очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий. Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям .
  • - Слово - очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.
  • Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
внеклассное мероприятие по культуре речи

Автор: Уварова Галина Анатольевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Внеклассное мероприятие по теме "Русская фразеология". "
    ["seo_title"] => string(62) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tiemie-russkaia-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101224"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402410889"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект внеклассного мероприятия на тему "Фразеологическая викторина" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-na-tiemu-frazieologhichieskaia-viktorina"
    ["file_id"] => string(6) "147570"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419429106"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Внеклассное мероприятие "А ну-ка, девочки""
    ["seo_title"] => string(41) "vneklassnoe_meropriiatie_a_nu_ka_devochki"
    ["file_id"] => string(6) "510187"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1557826629"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Внеклассное мероприятие по математике в 5 классах "Математические забавы" к неделе математики"
    ["seo_title"] => string(80) "vneklassnoe_meropriiatie_po_matematike_v_5_klassakh_matematicheskie_zabavy_k_ned"
    ["file_id"] => string(6) "507430"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1555495233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства