Конспект внеклассного мероприятия на тему "Фразеологическая викторина"
Конспект внеклассного мероприятия на тему "Фразеологическая викторина"
Тема: «Фразеологическая викторина»
Цели:
1. Образовательные: продолжить знакомство с фразеологизмами, учить использовать их в речи; уметь находить и объяснять значение устойчивых сочетаний слов.
2. Развивающие: развитие речи, мышления, памяти, внимания, языкового чутья.
3. Воспитательные: прививать любовь и интерес к русскому языку, развивать культуру речи.
Оборудование: высказывание К. Паустовского о русском языке, словари фразеологизмов, тексты-задания.
Структура внеклассного мероприятия:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы, цели.
3. Вступительное слово преподавателя.
4. Практическая работа (форма-соревнование)
5. Итог
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели.
Тема: «Фразеологическая викторина»
Цели:
1. Образовательные: продолжить знакомство с фразеологизмами, учить использовать их в речи; уметь находить и объяснять значение устойчивых сочетаний слов.
2. Развивающие: развитие речи, мышления, памяти, внимания, языкового чутья.
3. Воспитательные: прививать любовь и интерес к русскому языку, развивать культуру речи.
Оборудование: высказывание К. Паустовского о русском языке, словари фразеологизмов, тексты-задания.
Структура внеклассного мероприятия:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы, цели.
3. Вступительное слово преподавателя.
4. Практическая работа (форма-соревнование)
5. Итог
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели.
Тема: «Фразеологическая викторина»
Цели:
1. Образовательные: продолжить знакомство с фразеологизмами, учить использовать их в речи; уметь находить и объяснять значение устойчивых сочетаний слов.
2. Развивающие: развитие речи, мышления, памяти, внимания, языкового чутья.
3. Воспитательные: прививать любовь и интерес к русскому языку, развивать культуру речи.
Оборудование: высказывание К. Паустовского о русском языке, словари фразеологизмов, тексты-задания.
Структура внеклассного мероприятия:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы, цели.
3. Вступительное слово преподавателя.
4. Практическая работа (форма-соревнование)
5. Итог
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
среднего профессионального образования Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
Торгово-экономическое отделение
Методическая разработка
открытого внеклассного мероприятия
по русскому языку
на тему: «Фразеологическая викторина»
Составила и провела преподаватель:
_________________Кармишина М.В.
Пенза 2013Тема: «Фразеологическая викторина» Цели:
Образовательные: продолжить знакомство с фразеологизмами, учить использовать их в речи; уметь находить и объяснять значение устойчивых сочетаний слов.
Развивающие: развитие речи, мышления, памяти, внимания, языкового чутья.
Воспитательные: прививать любовь и интерес к русскому языку, развивать культуру речи.
Оборудование: высказывание К. Паустовского о русском языке, словари фразеологизмов, тексты-задания. Структура внеклассного мероприятия:
Оргмомент.
Сообщение темы, цели.
Вступительное слово преподавателя.
Практическая работа (форма-соревнование)
Итог
Ход занятия:
Оргмомент.
Сообщение темы и цели.
III. Вступительное слово преподавателя.
Здравствуйте, уважаемые студенты!
Тема нашего занятия: «Фразеологическая викторина». Наша задача – познакомиться с фразеологизмами, научиться определять значение фразеологизмов.
В середине XX века ученые-лингвисты заметили, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно емкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология еще очень молода, и хотя за прошедшие годы сделано немало, далеко не все тайны открыты. И мы с вами попытаемся проникнуть в некоторые из них. Итак, в путь!
IV. Практическая работа (результаты оцениваются по пятибалльной системе)
Конкурс I. Приветствие.
II. Конкурс плакатов.
Конкурс III. Расскажи о происхождении фразеологизмов.
Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией: ящик Пандоры, прокрустово ложе, бочка Данаид, нить Ариадны. За каждым из них стоит общеизвестный миф.
Расскажите о происхождении фразеологизмов и объясните их значение.
(выражение «Нить Ариадны» связано с мифом о Тесее, афинском герое, который убил чудовище – Минотавра, полубыка- получеловека. Обреченный на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, Тесей воспользовался нитью, которую дала ему Ариадна, полюбившая героя. Эту нить Тесей прикрепил у входа в лабиринт и во время пути разматывал ее, что и помогло ему найти выход. В настоящее время это выражение обозначает способ выйти из затруднительного положения).
IV. Конкурс художников «Живые картинки».
Использую приемы пантомимы (т.е. при помощи жестов, мимики), изобразите следующие фразеологизмы:
I команда – денег куры не клюют
вставлять палки в колеса
II команда – делать из мухи слона
язык чешется
V. Конкурс.
Задание. Вспомнить как можно больше фразеологизмов с названием животных. Побеждает тот, кто последним назовет фразеологизм.
VI. Конкурс.
Задание. Дайте ответ на вопрос, используя фразеологизмы (поочередно командам за правильный ответ – 1 балл).
Есть ли у Земли лицо?
(стереть с лица земли)
Может ли горе быть в жидком состоянии?
(хлебнуть горя, испить горя)
Есть ли глаза у правды?
(смотреть правде в глаза)
Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?
(каша)
Может ли вопрос заболеть?
(больной вопрос)
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
(бежать со всех ног)
VII. Конкурс.
Задание. По определениям угадайте фразеологизм (поочередно командам за каждый правильный ответ – 1 балл).
Умышленно, намеренно не замечать чего-либо (закрывать глаза на что-либо).
Очень худой, изможденный (кожа да кости).
Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях (не солоно хлебавши).
Быть всегда готовым к защите, обороне (держать порох сухим).
Первое участие в бою, первое испытание на каком-либо поприще (боевое крещение).
Днем, на виду у всех (среди бела дня).
Удрученный, печальный (как в воду опущенный).
Неохотно принудив себя к чему-либо (скрепя сердце).
VIII. Конкурс.
За определенное время (но не больше 10 минут) каждая их играющих команд должна записать на листке бумаги как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.
Варианты ответа:
голова:
человек с головой
морочить голову
вскружить голову
потерять голову
не сносить головы
отвечаешь головой
как снег на голову
голова идет кругом
сломя голову
нос:
задирать нос
вешать нос
водить за нос
зарубить на носу
клевать носом
держать нос по ветру
остаться с носом
встретиться нос к носу
не видеть дальше собственного носа
глаз:
мозолить глаза
хлопать глазами
говорить правду в глаза
пускать пыль в глаза
глазом не моргнуть
с глазу на глаз
хоть глаз выколи
открыть глаза
как бельмо на глазу
смотреть чужими глазами
ухо:
держать ухо востро
пропустить мимо ушей
покраснеть до ушей
медведь на ухо наступил
развесить уши
навострить уши
слушать краем уха
прожужжать все уши
ушки на макушке
уши вянут
зуб:
зуб на зуб не попадает
око за око, зуб за зуб
говорить сквозь зубы
иметь зуб (на кого-либо)
в зубах навязло
положить зубы на полку
ни в зуб ногой
скалить зубы
зубы заговаривать
попасть на зуб
язык:
язык без костей
острый на язык
тянуть за язык
злые языки
язык проглотить
найти общий язык
язык не поворачивается
держать язык за зубами
язык до Киева доведет
не сходит с языка
рука:
валится из рук
дать руку на отсечение
из рук вон плохо
как без рук
легкая рука
мастер на все руки
умывать руки
прибрать к рукам
взять себя в руки
сидеть, сложа руки
нога:
со всех ног
встать на ноги
встать с левой ноги
падать с ног
потерять почву под ногами
сбиться с ног
идти в ногу
путаться под ногами
ног под собой не чуять
одна нога здесь, другая там
IX. Конкурс (за каждый правильный ответ по одному баллу).
Задание первой команде: Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят
Водой ….
Мы исходили городок
Буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге,
Что еле ….
Задание второй команде: Товарищ твой просит ответы украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ….
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, ….
Пожалуй, слушать их не станут:
От этой песни уши ….
Ответ: … не разольешь, … поперек, …волочили ноги, … медвежью услугу, … кто по дрова, … вянут.
X. Конкурс.
Подберите русские эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный смысл:
(поочередно командами)
Жить как петух на откормке (франц.)
Как сыр в масле
Покупать зайца в мешке (чешск.)
Кот в мешке
Как псу муха (польск.)
Как собаке пятая нога
Как заяц в ананасе (польск.)
Как медведь в малине
XI. Конкурс.
Произведите синтаксический разбор предложений (на доске).
Денег у нас было кот наплакал (I)
Вам медведь на ухо наступил (II)
Теперь перед нами с птичьего полета стлался город, змеилась река (В. Бахметьев) (I)
По дороге в Вешенскую они заговорили о создавшемся положении и очень быстро нашли общий язык (II)
XII. Конкурс.
Вспомните фразеологизмы со словами «взять». (победителем считается тот, кто последним назовет фразеологизм, а с другой стороны продолжение не последует).
Взять - быка за рога, верх, в оборот, волю, в руки, всем, в толк, в шоры, голыми руками, горлом, грех на душу, за бока, за горло, за душу, измором, на абордаж, на арапа, на буксир, на карандаш, на мушку, на пушку, на себя, на себя труд, на себя вид, под обстрел, под крылышки, под стражу, пример, с бою, свое, слова обратно, в ум, себя в руки, силой, слово, с места, сторону, много на себя, не взять капли в рот, ни дать ни взять.
Подведение итогов.
V. Итог.
Вот и окончено наше путешествие в мир фразеологии. Фразеологизмы делают нашу речь более емкой, образной, выразительной, в чем, мы надеемся, вы убедились. В области изучения фразеологизмов сделано немало, но любое познание бесконечно.