Методическая разработка классного часа "Что такое "хорошо" и что такое "плохо".
Методическая разработка классного часа "Что такое "хорошо" и что такое "плохо".
Нравственный классный час "Что такое "хорошо" и что такое "плохо" проводится в форме устного журнала с целью выработки у учащихся собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, критического осмысления и анализа своих нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.основной задачейэтого внеклассного мероприятия являетсяформирование нравственных личных качеств, как доброта, желание помогать людям, воспитание правовой культуры учащихся, профилактика правонарушений и преступлений.Сначала проводится предварительная подготовка, затем разбор разных ситуаций, анкетирование, сочинение-размышление, встреча с экспертами и дискуссии как бороться с вредными привычками. В конце подводится итог занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Что такое "хорошо" и что такое "плохо".»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
(классного часа)
«Что такое « хорошо» и что такое «плохо»
Ф.И.О: Михеева Марина Васильевна
Место работы: МБОУ ВСОШ
Должность: социальный педагог, учитель истории
Стаж работы в занимаемой должности: 3 год.
Название учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя сменная общеобразовательная школа».
Телефон: раб. 83437343479, сот.89533878841
Нравственный классный час (10 класс)
Форма: Устный журнал
Тема: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Цель: Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.
Задачи:
1. Формирование осознанного поведения, осмысления своих поступков;
2. Развитие нравственных личностных качеств, таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
3. Воспитание правовой культуры учащихся, профилактика преступлений и правонарушений.
Предварительная подготовка:
1.Создание алфавита темы обсуждения.
2.Поиск пословиц и поговорок о вредных привычках.
3.Обсуждение ситуаций по теме устного журнала.
4.Анкетирование учащихся по теме устного журнала.
5.Сочинение-размышление учащихся «Взгляд на проблему со стороны…»
6.Приглашение гостей в устном журнале.
Эпиграф
Крошка – сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
В. Маяковский
Что было вчера,
То забыть пора.
С завтрашнего дня,
с завтрашнего дня
Ни соседям, ни друзьям
Не узнать меня.
Песня кота Матроскина из м/ф «Зима в Простоквашино»
Алфавит темы обсуждения:
- Алкоголизм;
- Беспечность;
- Воровство;
- Грубость, грабёж;
- Драка;
- Жестокость, жаргонизм;
- Издевательство;
- Курение, кража, клевета;
- Мусор в общественных местах;
- Наркомания;
- Преступление;
- Токсикомания;
- Уличение, улика;
- Факты;
- Хулиганство;
- Цепная реакция;
- Чёрная полоса жизни;
- Шёпот за спиной;
- Э;
- Ю;
- Я.
Пословицы и поговорки по теме устного журнала:
- С кем поведёшься, от того и наберёшься.
- Был бы омут, а черти будут.
- Была пора, так не было ума: а пора ушла, и ум пришёл.
- Была и честь, да не сумел её снесть.
- В вине больше погибает, чем в море утопает.
- В воре что в море, а в дураке что в пресном.
- В чужую дудку не наиграешься.
- Голова б думала, ноги не пошли.
- Дурную славу нажить – как пить попросить.
- Жизнь измеряется не годами, а делами.
- За худую привычку и умного дураком обзывают.
- Книгу продал, да карты купил.
- Неправда, что дуга ветловая: концы в воде, так середка наружу, середка в воде – концы наружу.
- Поделом вору и мука.
- Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы.
- Человек путной, сам себя путал, да и людей под себя связал.
- Язык лепечет, а голова не ведает.
Ситуация по теме устного журнала
Ситуация №1
После уроков Лена спустилась в гардероб школы. Рядом с вешалкой, на которой висело ее пальто, лежал мешок. Открыв мешок, Лена увидела, что в нем спортивная форма: кроссовки и спортивные брюки. Недолго думая, Лена переложила вещи к себе в сумку и ушла из школы. Через некоторое время она надела кроссовки в школу, а спортивные брюки начала носить на уроки физкультуры. Однажды к ней подошла девочка и сказала: «Это мои кроссовки. Верни мне их обратно».
Как поступила Лена? Как вы можете оценить и разрешить ситуацию?
Ситуация №2
Однажды после уроков Саша сказал своим друзьям, что у него есть что-то очень интересное и попросил их сразу не расходиться. Ребята собрались в близлежащем парке на скамейке. Саша достал из кармана что-то завернутое в бумагу и сказал, что друг угостил его весьма безобидным наркотиком. Если его попробовать, то становиться весело, мир меняется, появляются интересные ощущения. Кто с опаской, кто с интересом разглядывали порошок, а затем решили все-таки попробовать. Хотя бы один раз, ведь интересно…
Как вы оцениваете данную ситуацию?
Ситуация №3
Идя на дискотеку, кто-то предложил купить несколько бутылок водки и вина. Компания была большая, поэтому выпивки досталось немного, но есть совершенно не хотелось. Чувствовалось только легкое головокружение, это придавало особую необычность и интерес к своему состоянию.
Придя на дискотеку, хотелось веселиться, куражиться, задирать кого-то. Ему понравилась девчонка, которую очень хотелось пригласить танцевать. Но она не пошла с ним, только презрительно скривилась. Ребята, увидев, что меня проигнорировала девчонка, начали смеяться, а меня это разозлило, я подошел и ударил ее…
Как вы оцениваете данную ситуацию?
Ситуация№4
…Это повторяется изо дня в день. Каждое утро он просыпается. Говорит, что это было последний раз, обещает, что подобное никогда не повторится. Мама плачет, молча вытирает глаза, подает ему еду и соглашается абсолютно со всем, что он говорит. Она не возражает, она молчит, потому что знает – вечером повторится все тоже самое…
Я его очень люблю, люблю его, когда он трезвый. Мой отец умеет все: готовить еду и мастерить, решать задачи и чинить машины. Я его ненавижу, когда он пьян. Он перестает быть человеком и становится зверем. Он бьет маму, я не могу никуда уходить из дома, потому что боюсь оставить ее одну. Друзья советуют мне обратиться в милицию, но мне его очень жаль…
Как поступить в такой ситуации?
Анкетирование учащихся
1.Пил (а) ли ты в своей жизни спиртные напитки?
2.Какие спиртные напитки тебе нравятся?
3.Как часто ты пьешь спиртные напитки?
4.Пьешь ли ты спиртные напитки в кругу семьи?
5.Что ты испытываешь после принятия алкоголя?
6.Много ли ты куришь?
7.Что для тебя курение – дань моде или привычка?
8.Курят ли в твоей семье?
9.Куришь ли ты вместе с родителями или в их присутствии ты этого не делаешь?
10.Какие сигареты ты предпочитаешь?
11.Пробовал ли ты в своей жизни наркотик?
12.Возникает ли у тебя желание его попробовать?
13.Видел ли ты когда – нибудь состояние, которое переживает человек, попавший в зависимость от наркотиков?
14.Прелагал ли кто – нибудь тебе попробовать наркотик?
15.Ты когда – нибудь воровал?
16. Тебе хотелось бы иметь среди своих друзей вора?
17.Ты мог бы ударить человека?
18.Тебе трудно сказать человеку правду о нем?
19.Считаешь ли ты, что со злом и пороками можно мириться?
20.Можешь ли ты предложить пути борьбы с человеческими пороками?
21.Может ли быть эта борьба успешной, если ее осуществляют только люди, имеющие для этого определенные полномочия?
22.Можно ли помочь своим друзьям в трудной ситуации, если вовремя сказать им правду о их поступках?
23.Надо ли бороться с самим собой?
24.К кому ты можешь обратиться, если в твоей жизни или в жизни твоих друзей случится беда?
Сочинение – размышление «Взгляд со стороны»
В сочинении ребята могут проанализировать проблему « Что такое «хорошо» и что такое «плохо» со своей точки зрения. Ведь если взрослые считают, что распитие спиртных напитков это - плохо, так не всегда считают их ученики – старшеклассники. Необходимо дать возможность ученикам изложить свой взгляд на данную проблему, определить их отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы в ходе классного часа обратить внимание учащихся на мнения их сверстников. Самое главное – чтобы ребята не только писали разумно, но поступали разумно.
Приглашение гостей ля участия в устном журнале.
Необходимо пригласить для участия в устном журнале психолога, социального педагога, врача – нарколога, юриста, родителей учащихся (по желанию). Специалисты – участники устного журнала должны не только ответить на вопросы учащихся, но и проанализировать обсуждаемые ситуации, высказать свое мнение по анкетам учащихся.
Х о д у с т н о г о ж у р н а л а
Классный час проводится в актовом зале или классном кабинете. Стулья поставлены амфитеатром. На спинках стульев висят таблички:участники. Перед стульями сбоку стоит стол, на котором название: эксперты. За столом располагаются гости устного журнала.
На доске надпись: Что такое «хорошо» и что такое «плохо» и слова песни – эпиграфа устного журнала. Для демонстрации презентации подготовлен экран.
(Выходят ведущие.)
В е д у щ и й 1. Уважаемые одноклассники, гости нашего журнала, педагоги! Сегодня мы хотим познакомить вас со страницами устного журнала «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
В е д у щ и й 2. Мы совершенно не случайно выбрали эту тему предметом нашего сегодняшнего разговора.
Ведь не зря существует такая фраза: то, что хорошо одному, совершенно плохо другому и наоборот.
В е д у щ и й 1. Но есть вещи, которые неоспоримы, они определяются только понятиями это – хорошо, а то – плохо. И сегодня помогут нам разобраться в этих вопросах наши эксперты. Встречайте!
(Эксперты проходят и занимают свои места. На экране слова, обозначающие понятия правового алфавита.)
В е д у щ и й 1. Уважаемые участники! Знакомы ли вам эти слова? Слышали ли вы их когда – нибудь? Когда и при каких обстоятельствах вы с ними познакомились?
(Ребята – участники рассказывают, когда они впервые услышали эти слова, с какими ситуациями это было связано.)
В е д у щ и й 2. Давайте попробуем обратиться к нашему алфавиту и более остановиться на некоторых его буквах и словах, связанных с ними. Безусловно, открыть секреты каждого слова нашего специального алфавита мы не сможем, но некоторые понятия для нас с вами весьма важны.
В е д у щ и й 1. Алкоголизм… Что стоит за этим словом? Так ли оно страшно для каждого человека и человечества? Для каждого из нас?
С чем связано для человека употребление алкоголя? Почему именно употребление алкоголя приводит к дурным последствиям? На эти и другие вопросы мы хотели бы сегодня получить исчерпывающий ответ.
В е д у щ и й 2. Но для начала мы обратимся к результатам анкетирования учащихся нашего класса и проанализируем ответы одноклассников.
(Один из учеников класса знакомит ребят с результатом анкетирования. Для наглядности используется экран и компьютерная презентация.)
В е д у щ и й 1. А теперь давайте обратимся к ситуациям, которые были описаны в одной из молодежных газет и попытаемся высказать свое мнение по теме, затронутой авторами.
(Учащиеся читают с экрана статьи №3,№4 и анализируют их)
В е д у щ и й 2. Готовясь к участию в сегодняшнем разговоре, учащиеся класса обращались к статистике, различным источникам и нашли статью великого русского писателя Л.Н.Толстого под названием «Что вино делает с человеком» Оно лучше всякой статистики дает характеристику понятию «алкоголизм».
У ч е н и к 1. Л.Н. Толстой обращает внимание на то, что девять десятых всех преступлений человека совершается на почве алкоголизма. Он пишет: «Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым. От употребления пьяных напитков происходит особенные, свойственные только пьющим, мучительные болезни, от которых умирает много людей. Третье и самое ужасное последствие пьяных напитков – то, что вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, злее и глупее. Пьяное веселье всегда заканчивается драками, ругательствами, всякого рода преступлениями и унижениями человеческого достоинства».
У ч е н и к 2. Эта статья написана несколько веков назад, но впечатляет тем, что описывает пороки сегодняшнего дня достаточно достоверно. Не так ли, уважаемые эксперты? Нам хотелось бы задать вам несколько вопросов и получить исчерпывающие ответы, анализируя проблему алкоголизма в наше время и поступок молодого человека из обсуждаемой нами статьи.
(Выступают психолог, юрист, врач)
У ч е н и к 1. Заканчивая статью по проблеме алкоголизма, Л.Н. Толстой обращается к молодежи. Вот его слова, обращенные к нам с вами:
«Если ты молодой человек, еще никогда не пивший, еще не отравленный ядом вина, - дорожи своей неиспорченностью и свободой от соблазна! Если ты вкусишь соблазна, тебе уже труднее будет побороть его. И не верь, что вино увеличивает веселье. Твоим годам свойственно веселье истинное, хорошее веселье, а вино только из истинного, невинного веселья сделает твое веселье пьяным, безумным и порочным.
Выпивши, ты сделаешь то, чего и не подумал бы сделать трезвый. Зачем тебе подвергать себя такой страшной опасности?»
В е д у щ и й 1. Слова Л.Н. Толстого столь убедительны, что спорить или возражать ему – бесполезное и ненужное занятие.
В е д у щ и й 2. А есть ли в русском фольклоре пословицы и поговорки на эту тему?
(Выступление учащихся с собранными пословицами и поговорками.)
В е д у щ и й 1. Наше телевидение, средства массовой информации изобилуют передачами, репортажами, связанными с темой алкоголизма. А каким видят алкоголизм наши одноклассники?
В е д у щ и й 2. Мы предлагаем ребятам зачитать свои сочинения на обсуждаемую тему.
В е д у щ и й 1. Тема алкоголизма болезненна и опасна. Но не менее страшна тема употребления наркотиков.
В е д у щ и й 2. Давайте обратимся к статистике анкетирования учащихся класса.
В е д у щ и й 1. Говорят, что стать наркоманом не трудно. Трудно выйти из состояния наркотической зависимости и вернуться к нормальной жизни.
У ч е н и ц а. «…Это была всего лишь неделя ее пребывания в клинике. Он сидел рядом, держал ее руку, немая усталость забирала его последние силы. Она была по прежнему красива, несмотря на бледность лица и безжизненность широко распахнутых глаз.
Монотонно капала капельница, кукушкой отсчитывая последние секунды жизни. Он сидел рядом несколько суток , не позволяя ее родным забирать из его рук ее безжизненную исколотую руку.
Он вспоминал…Он помнил ее веселой и энергичной, смешливой и сосредоточенной. Экзамены, поездки за город, встречи с друзьями, шумные праздники – все это было в их жизни.
А потом пришел тот черный день, когда она призналась ему в этом…
У ч е н и к. Он кричал, просил, умолял, но…молчал, скрывая Это от родных и близких, взрослых, защищая свою любимую. Он боялся огласки, боялся разговоров, которые могли бы ее запятнать, обидеть, он ею дорожил…
«Парень, парень!» - прозвучали слова вдалеке. «Забирать вещи будете?»
На больничной тумбочке – ее вещи: старые фенечки, колечки, несколько фотографий, с которыми она никогда не расставалась, тетрадка с любимыми стихами. Ее нет и больше никогда не будет…
На улице шел дождь. Он шагал сквозь пелену дождя, в его голове молотом стучали слова: виноват, виноват, виноват…
В е д у щ и й 2. Это – реальная история, которых в нашей жизни встречается довольно много. Стоит только открыть дверь в лечебное учреждение, в котором проходят курс лечения от наркотической зависимости, и сердце может не выдержать от рассказов о трагедиях, связанных с наркоманией.
И все-таки, что могут сказать нам наши сегодняшние эксперты по данной проблеме.
(Эксперты отвечают на вопросы учащихся)
В е д у щ и й 2. Каждый из нас может привести статьи из газет и журналов о наркомании и наркоманах.
А как на практике, как поступить в реальной жизни, когда твой друг, приятель тебе предлагает попробовать и при этом ищет повода, чтобы потом посмеяться над тобой? Об этом – в ситуации, которую мы для вас приготовили.
(Учащиеся анализируют ситуацию №.2. Им помогают эксперты.)
У ч е н и к . Мне сон приснился очень странный:
Два голоса звучат в глуши:
Один трагический, печальный,
Другой - восторг живой уши.
Пока не высохла роса,
Послушаем их голоса:
У ч е н и ц а. «Лечу в пространство безвозвратно,
Жизнь моя проносится стрелой.
И нет дороги мне обратной,
Все стерто в памяти больной…
Кто защитит, не знаю:
Душа отравлена бедой,
Я наркоманка, я страдаю,
И друга нету за спиной.
Таких, как я, наверно, много.
Мы все – как журавлиный крик.
Вы не судите слишком строго.
Ведь наша жизнь – лишь только миг.
У ч е н и к. «Как жизнь прекрасна, жить хочу –
В восторге от всего земного
Во сне и наяву лечу –
Не надо ничего другого…
Я выбираю жизнь.
Везде она всегда со мной. И всюду –
В богатстве, в роскоши, в нужде
Другим служить я людям буду.
И голоса пропали вдруг
Растаяли, как дуновенье.
Открыв мне истину свою,
Даря надежду и терпенье.
В е д у щ и й 1. А сейчас мы хотели бы услышать мнение наших экспертов и задать им свои вопросы.
(Эксперты анализируют ситуацию, проводят статьи закона по проблеме наркомании, служебную статистику.)
В е д у щ и й 2. Всякие пороки страшны. Есть еще один, называемый воровство. Говоря о воровстве, я сразу вспоминаю Юрия Деточкина из фильма Л. Гайдая «Берегись автомобиля»
В е д у щ и й 1. А мне приходит на ум информация о том, что и сегодня в некоторых африканских странах человек, однажды укравший что-либо изгоняется из племени и до конца своей жизни не имеет права жить среди своих соплеменников.
В е д у щ и й 2. Воровство – это порок, который и в сегодняшнем мире спокойно существует и мирно соседствует с благородством и порядочностью, добротой и любовью.
В е д у щ и й 1. А так ли уж мирно? Давай зададим вопрос ребятам и узнаем их отношение к воровству.
(Высказывания учащихся, анализ статистики и анкетирования.)
В е д у щ и й 2. Прежде, чем мы поставим окончательную точку в анализе этой проблемы, давайте обратимся еще к одной ситуации и попробуем высказать свои суждения.
(Учащиеся анализируют ситуацию№1.)
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Сегодня мы проанализировали в созданном нами правовом словаре лишь три слова – алкоголизм, наркотик, воровство, а сколько в этих словах боли, беды, трагедий и несчастий! Мне кажется, если бы слова были живыми существами, они бы кричали и просили избавить их от того страшного смысла, который в них заключен. За этими словами слезы матерей и отцов, болезни детей и взрослых, смерти и увечья, потеря смысла человеческой жизни. И даже если нас с вами это не коснулось, мы не вправе об этом говорить. Мы не должны быть равнодушными, мы не должны проходить мимо, потому что наши слова, наши решительные действия могут спасти чью-то, а значит, сохранить радость.