Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Что такое хорошо и что такое плохо"»
Внеклассное мероприятие
«Что такое хорошо и что такое плохо»
4 класс.
Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.
Задачи мероприятия:
донести до учащихся понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией;
воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;
развивать умение рассуждать и критически мыслить;
подвести учащихся к выводу о том, как можно избежать преступлений;
воспитывать у детей ответственность за совершенные поступки.
Оборудование:
Пословицы: «Называться человеком легко, быть им трудно» «Человек – это то, что он сам из себя сделал» «Без добрых дел, нет доброго имени»
На доске: Добрый человек - это тот, который… Злой человек - это тот, который…
Выставка рисунков детей на тему дискуссии.
Анкета: добрый человек- это… злой человек - это…
Ход классного часа.
I. Вступительное слово учителя.
С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Эпиграфом к сегодняшнему занятию стали пословицы, которые вы видите на доске.
- Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (высказывания детей)
II. Введение в тему.
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком. И сегодня я пригласила вас на необычное мероприятие – дискуссию-диспут.
Что это такое? Это обсуждение какой-либо проблемы.
Тема нашей дискуссии такова: Что такое хорошо и что такое плохо.
1 ученик:
Если с другом разделил Ты свои конфеты - Хорошо ты поступил, Каждый скажет это.
2 ученик:
Ты узнал чужой секрет И разнёс сейчас же, Это плохо, хуже нет, Это подло даже!
3 ученик:
Если подал ты при всех Девочке пальтишко, Ты – культурный человек, Мировой мальчишка!
4 ученик:
Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться, Недостоин ты, поверь, Человеком зваться!
5 ученик:
Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу, Это - просто красота, Только так и нужно!
6 ученик:
Ты подбил собаке глаз, Бросил кошку в лужу. Будь уверен, в сорок раз Ты собаки хуже.
7 ученик:
Уважай людей вокруг, Старших, младших тоже, И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим.
Дискуссия.
- Ребята! Как высчитаете, что такоеСОВЕСТЬ? (высказывания ребят, нахождение и чтение определения понятия в толковом словаре).
С
Способность осуществлять самоконтроль
ОВЕСТЬ
Сознание нравственной ответственности за своё поведение
Внутренняя убежденность в том, что является добром и злом
Способность самостоятельно формулировать для себя обязанности, требовать от себя их выполнения и проводить самооценку совершаемых поступков
- Назовите качества человека, который
Живёт по совести Не живёт по совести
добрый
честный
добросовестный
трудолюбивый
дисциплинированный
культурный
злой
лживый
бессовестный
ленивый
Человек живет в государстве, которое устанавливает обязательные для всех законы. Например: есть закон об образовании, закон о правах ребенка и многие другие. Все они основаны на главном законе страны – ее конституции.
Конституция
Основной закон государства
Утверждает права и свободы человека, мир и согласие
Вселяет в людей веру в добро и справедливость
Стремится обеспечить благополучие и процветание России
- Нарушение законов караются судом.
Современная жизнь сложна. Есть очень важный нравственный закон, который сложился в результате всей жизни человека в обществе. Говорят: “Он живет по совести”, или “Он учится на совесть”. Очень неприятно иметь дело с человеком, который не соблюдает этикет - правила поведения. Этикет обязывает быть вежливым, культурно вести себя дома, в школе, на улице, в обществе.
- Давайте вспомним такие термины:
Правонарушение - поведение человека, нарушающее нормы права.
Преступление - опасные виды правонарушений. За них следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступлений перечислены в уголовном кодексе РФ.
Проступки - правонарушения меньшей степени опасности. Они могут быть дисциплинарными, административными, имущественными, финансовыми, семейными.
- Сегодня предмет нашего обсуждения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбран не случайно. Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований.
- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что такое Коррупция?»
- В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. дается такое определение термина "коррупция": "Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".
- Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена.
- Предлагаю вам совершить исторический экскурс «Коррупция в России и за ее пределами».
- Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII в. Начиная с Ивана III известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «кормы» для наместников и их аппарата. В Судебнике великого князя Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки и зафиксирован размер судебных пошлин. Хотя взяточничество вызывало недовольство населения, массовых выступлений и протестов именно по этому поводу практически не было. Известен всего один такой эпизод, относящийся ко времени правления царя Алексея Михайловича (бунт 1648 г. в Москве), когда народу были выданы на растерзание наиболее запятнавшие себя «коррупционеры». В дальнейшем наличие коррупции многократно констатировалось, постоянно делались попытки если и не уничтожения, то хотя бы ее уменьшения. Об этом свидетельствуют многочисленные указы Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Александра II. В качестве терминов для обозначения проявлений коррупции использовались слова «мздоимство» и «лихоимство». Под «мздоимством» подразумевалось принятие должностным лицом взятки за совершение действия, входящего в круг его обязанностей, под «лихоимством» — получение взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности.
- Власти в разное время применяли различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее, к началу ХХ в. взятки и прочие проявления коррупции по-прежнему процветали. - В чем же причина живучести взяточничества?
Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает борьбу с коррупционными проявлениями, подвергая виновных суровым наказаниям вплоть до смертной казни. Постперестроечные власти существенно смягчили наказание за взятки. В 1991 г. на территории СССР смертная казнь за получение взятки была отменена. Однако проведение экономических и политических реформ, имевших следствием рост корыстных преступлений, включая взятки, потребовало принятия дополнительных мер. Уже в 90-е годы был принят ряд документов, касавшихся борьбы с коррупцией, но применение (или, скорее, неприменение) обозначенных в них мер никак не изменило ситуацию.
- Я попросила вас опросить своих родителей: «Как они думают - какие сферы наиболее поражены коррупцией?» Давайте посмотрим результаты опроса.
ГАИ чиновники милиция медицина образование судебная система военкоматы шоу - бизнес сфера торговли армия СМИ
- А как вы считаете: каковыпричины коррупции?
жадность
несовершенство законов
низкий уровень правовой культуры и законопослушания
низкая зарплата
- Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? Есть ли пути её искоренения?
Повысить зарплату
Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.
Не давать и не брать взяток
Ужесточить наказания за коррупцию
- По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003г.
Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, поставили подписи под Конвенцией. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства». Россия в числе первых подписала Конвенцию.
- В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 г. Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.
IV. Вывод: Коррупция это негативное явление. Она создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?
На всех часах вы сможете прочесть Слова простые истины глубокой: Теряя время, мы теряем честь, А совесть остается после срока. Она живет в душе не по часам. Раскаянье всегда приходит поздно. А честь на час указывает нам Протянутой рукою – стрелкой грозной; Чтоб наша совесть не казнила нас, Не потеряйте краткий этот час, пускай, как стрелки в полдень, будут вместе Веленья вашей совести и чести.
V. Анализ результатов анкетирования.
Готовясь к дискуссии, вы ответили на ряд вопросов. Обработав ваши ответы, мы получили следующие результаты.
Согласно вашим ответам: добрый человек - это… злой человек- это… (зачитываются ответы)
Каждый мечтает о счастливом будущем и видит в себе хорошего человека. Никто не хочет стать преступником, вором - это характеристика злого человека.
VI. Выступление инспектора по делам несовершеннолетних.
Сегодня на нашей дискуссии гость, инспектор по делам несовершеннолетних. В своей работе она часто встречается с такими детьми и сейчас расскажет, почему среди детей встречаются такие люди, которые совершают плохие поступки. (Выступление инспектора).
VII. Игра.
1.
Мальчики стоят на дорожке. Женщина с коляской пытается их
объехать. Бабушка что-то говорит им. Как правильно поступить мальчикам в данной ситуации?
2.
Девочка несет корзину с фруктами. Ей тяжело.
Девочку догоняет мальчик. Расскажите, как бы вы поступили
на месте этого мальчика?
3.
Мальчик тайком в раздевалке кушает конфеты.
Как вы думаете, захотят ли дети дружить с ним после этого?
Почему?
VII. Подведение итогов.
“Друзья! Давайте жить по – совести”
Ученик 1
Жить по совести легко! Просто нужно уметь творить добро! Можно песни петь и танцевать. А можно, каждый вечер перед сном, Бабушке своей сказку почитать.
Ученик 2
Совесть нельзя в магазине купить. В лесу невозможно найти. С совестью просто нужно дружить, Верить в добро и любить!
Наше мероприятие подошло к концу. Мы надеемся, что из того, о чём здесь шла речь, вы сделаете определённые выводы. Желаю вам, чтобы на вашем жизненном пути встречалось только хорошее, а плохое старайтесь обходить стороной. Спасибо вам за дискуссию. А в заключении давайте вспомним и споём песню самого доброго сказочного героя-кота Леопольда.