«Учусь управлять собой» -внеклассное мероприятие по предмету «Самопознание» для уч-ся 6-х классов
( по теме предмета: Искусство быть здоровым)
подготовила и провела зам.директора по ВР Ильина И.В.
Цель: расширить понимание уч-ся, что духовное здоровье – это эмоции, не менее важно, чем физическое. Довести до сознания детей, что внутренний покой – это и есть духовное здоровье
Задачи:
- формировать представления учащихся о ценности истинного здоровья, о гармонии физического и духовного здоровья;
- раскрытие сущности взаимосвязи духовного и физического здоровья;
- воспитание ответственности за сохранение и улучшение своего здоровья.
Ход мероприятия.
Я очень рада видеть вас, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли ? (Ответы детей).
Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.
Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
- Позитивный настрой концентрация на свете
- Цитата урока
Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.
Слова написаны на доске, прочитываются хором.
- Сегодня мы будем говорить о чувствах и состояниях человека, о том как их можно выразить и как ими управлять.
- Для начала я предлагаю вам встретиться с героями мультфильма.
М/ф «Просто так», просмотр первых кадров.
- Беседа
Вспомнили этот мультфильм? (Ответы детей).
- Кто герои этого мультфильма? (Ответы детей).
- Если наша цель выбирать, то давайте выберем название тому чувству, которое испытывает мальчик. (Радость).
- А ослик какое чувство испытывает? (Грусть.)
- Сможем мы с вами изобразить эти чувства? (Ответы детей).
- Давайте все вместе попробуем изобразить радость. (Используется зеркало.)
- А теперь - грусть. Молодцы!
- Вы молодцы, правильно определили чувства и состояния героев мультфильма. Все чувства, состояния можно назвать одним словом - эмоции.
- Сейчас мы поговорим о тех чувствах, которые может испытывать человек.
Весела я, весела,
Ножками я топаю.
Я танцую и пою
Ив ладошки хлопаю
И. Лопухина
- Какое чувство испытывает девочка? (Радость).
Мне грустно.
Глаза слегка сужены.
Уголки рта опущены.
Я плачу.( Грусть)
Злость
Мои брови нахмурены и сдвинуты.
Зубы стиснуты.
Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат.
Я сжимаю кулаки.
Я хочу ударить.
Я кричу.
Удивление
Мои брови приподняты.
Рот слегка приоткрыт, округлён.
Глаза широко раскрыты.
Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»
Страх
Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.
Глаза очень широко открыты.
От испуга я дрожу.
Я хочу защитится, спрятаться, убежать.
Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей). Попробуйте самостоятельно поделить эти эмоции на две группы.
Детям раздаются карточки с названиями эмоций.
Радость Грусть
Интерес Страх
Удивление Вина
Злость
Стыд, вина
Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.
Я прячу глаза.
У меня краснеет лицо, уши.
Интерес
Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь.
Я смотрю внимательно на предмет.
Мои брови слегка сведены.
Глаза широко раскрыты
- Как вы назовёте эмоции 1-й группы? (Хорошие, приятные.)
- Их принято называть - положительные. А эмоции другой группы как можно назвать?
(Плохие, неприятные). Отрицательные.
(Ответы детей)
При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянём в волшебный теремок, в котором живут герои разных сказок.
Посмотрите на это окно. Какое лицо на нем нарисовано? Какой герой живёт в теремке?
Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.
- Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели волшебные воздушные шары. .
4. Притча-сказка
Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. И задумались шарики, что же может сделать их снова прежними? Сделает их снова разными?
5.Групповая творческая работа работа
Дети с помощью маркера рисуют на шариках разные лица.
- Молодцы, ребята, шарики очень обрадовались, а теперь им пора улетать. Шарики улетают под музыку.
6. А сейчас мы поиграем в игру «Мои цыплята». Вы будете не просто мальчиками и девочками, а маленькими цыплятами, а я буду вашей мамой-курицей. Внимательно слушайте и выполняйте то, что я вам буду говорить.
Воспитатель вместе с детьми садится на пол и накрывает всех «волшебным платком».
- Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы в цыплят играть.
Желтые, хорошие,
На солнышко похожие.
Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.
Первый цыплёнок очень удивился:
Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно.
Учащиеся изображают это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).
Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.
Учащиеся передают это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты.
Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.
Ученики передают состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз.
Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный мир вокруг!»
Дети повторяют слова: «Какой чудесный мир вокруг!» — улыбаются и радуется.
Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывал им в глаза, дотрагивался до них.
Ученики выполняют действия, указанные воспитателем, при этом брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты.
Шестой цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.
Дети передают состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга.
Седьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало так стыдно, что он всех задерживал.
Ученики передают состояние этого цыпленка: брови сдвинуты к носу, глаза опущены вниз.
Мои хорошенькие цыплятки, я так
рада видеть вас (улыбается). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится. Учитель накрывает детей платком.
Раз, два, три, четыре, пять!
Поиграли мы в цыплят.
И сейчас хотим опять
Превратиться мы в ребят.
Ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на состояние нашего здоровья? (Ответы детей).
Конечно, влияют. Мы выяснили, что эмоции бывают отрицательные и положительные.
- Как отрицательные эмоции влияют на здоровье? (Ответы детей).
- Как положительные эмоции влияют на здоровье(Ответы детей).
- Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Открою секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться.
- Есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Вспомните, пожалуйста, какие способы и приёмы вы знаете. (Снеговик, подушка для битья, стаканчик, мирилочка без слов, разрывание бумаги, упражнения на расслабление).
- Правильно! Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр вам подарит мокрый песок.
7. Игра «Вылепим злость»
Давайте с помощью песка вылепим собственную злость, а потом победим ее.
Дети работают с песком. После вылепливания злости – разбивают.
8. Вопросы
О чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).
Правильно, что такое эмоции? (Ответы детей).
- На какие две группы оделяться эмоции? (Ответы детей).
- Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. Давайте вспомним наш девиз. Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? (Ответы детей).
- Что такое духовное здоровье? Внутренний покой? Что общего между ними? (Ответы детей).
- А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться.
- Вспомним совет Кота Леопольда: «Давайте жить дружно!»
9. Песня кота Леопольда из мультфильма «Если добрый ты» - поем вместе с просмотром мультфильма
(Сюрпризный момент: в класс влетают воздушные шарики с нарисованными на них весёлыми мордашками, к шарикам привязаны конфеты.)
Учитель. Ребята, это сюрприз! Держите шарики, ешьте конфеты, вы их заслужили!
- А теперь я попрошу вас и гостей выразить эмоции от нашего совместного общения с помощью смайликов.
10. Минутка тишины – закройте глаза и пошлите всем своим близким положительные эмоции из своего сердца. Пошлите свои положительные эмоции всем людям Земли.