Внеклассное мероприятие «В мире сказок».
Цели:
1. Повторить и обобщить знания детьми русских народных сказок и сказок других народов.
2. Развивать память детей через повторение прочитанных сказок
3. Воспитывать любовь к сказкам.
Ход мероприятия:
Учитель: О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
- Я думаю, что нет такого человека на земле, который бы не знал и не любил сказки.
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить сказки, которые любим с детства. Как вы думаете, чему учат сказки, о чем они, какие черты характера воспитывают?
- Как вы думаете, только дети любят сказки?
- В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
-А что такое сказка?
- Сказка - это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. - Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
- Сказки – это вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощенная в слове. Сказки воплощают в себя мечты о доброй, справедливой жизни.
- Давайте вспомним, какие бывают сказки?
- Сказки бывают авторские и народные. Само название авторские, говорит о том, что эти сказки придумал и записал один автор. Давайте вспомним авторов, которые писали сказки? Это А. С. Пушкин, Шарль Перро, Андерсен, братья Гримм, Чуковский, Ершов, Габдулла Тукай и другие.
- А почему сказки называются народными? Как вы думаете? Кто их сочинил?
- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уста в уста, из поколения в поколения. У каждого народа свои сказки.
- Какие народные сказки вы знаете?
1 задание:
Из списка сказок выбрать:
3 класс – народные сказки
4 класс – авторские сказки
- Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.
- Волшебные сказки - это сказки, где происходят всевозможные приключения, превращения, волшебство, где человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба – Яга, Змей Горыныч. Все в них фантастично.
- Какие волшебные сказки, вы знаете? («Гуси - Лебеди», «По – щучьему велению», «Два Мороза», «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Иване –царевич и серый волк», «Царевна – лягушка»).
- Второй вид сказок – это бытовые сказки, которые передают быт, обстоятельства народной жизни. Все в этих сказках обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В них нет приключений, превращений, очень мало необычного. Герои простые люди.
-Какие бытовые сказки, вы знаете? («Курочка – Ряба», «Жадная старуха», «В шутку едим, в шутку работаем», «Дочка пекаря»)
- Так, мы с вами поговорили о волшебных сказках, о бытовых. А о каком виде народных сказок мы еще не сказали?
- Правильно, сказки о животных. В этих сказках действующими лицами являются животные, дикие и домашние, птицы и рыбы. Отношения между ними очень похожи на отношения между людьми. Да и характеры зверей похожи на характеры людей. Например, мы говорим: хитер как лисица, голоден как волк, труслив как заяц, болтлив как сорока.
- А какие сказки о животных вы знаете? («Волк и семеро козлят», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя», «Лиса и кувшин»).
2 задание:
Из списка сказок:
3 класс – выбрать сказки о животных
4 класс – выбрать волшебные сказки
3 задание:
Исправить ошибки:
3 класс – Даша и медведь
Утки – лебеди
По - рыбьему веленью
Лапша из топора
4 класс – Петушок – золотой Голосок
Волк и семеро ягнят
Иван – царевич и серый Пёс
Царевна – индюшка
4 задание:
- С каких слов обычно начинаются сказки?
- А какими словами заканчиваются?
3 класс – выбрать, какими словами начинаются сказки
4 класс - выбрать, какими словами заканчиваются сказки
- Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок
- Жили – были …
- В некотором царстве, в некотором государстве
- И стали они жить поживать, да добра наживать
- Как аукнется, так и откликнется
- Не далеко, не близко, не высоко, не низко
- И жили они долго и счастливо
5 задание:
- Сказочные герои часто носят длинные имена. Сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы хором - вторую.
Команды отвечают по очереди.
Кощей. (Бессмертный),
Иван. (царевич),
Спящая. (красавица),
Змей. (Горыныч),
Сестрица.(Аленушка)
Крошечка. (Хаврошечка),
Конек. (Горбунок),
Братец…(Иванушка)
6 задание:
«Сказочный калейдоскоп»
Вопросы задаются по очереди.
- Сколько козлят у многодетной мамы?
- Самая известная курочка?
- Кто тянул репку перед Жучкой?
- Девочка, которая растаяла весной?
- Девочка с голубыми волосами?
- Мальчик – луковка
- Как звали мышат в украинской сказке «Колосок»?
- На каком транспорте любил ездить Емеля?
- Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька?
- Как звали трёх поросят в одной сказке?
- Какие цветы принесла девочка зимой, чтобы угодить мачехе?
- Кто разрушил теремок?
7 задание:
- В сказках есть положительные герои и отрицательные.
3 класс – подчеркнуть имена положительных героев
4 класс - подчеркнуть имена отрицательных героев
8 задание:
Составить слово из букв.
3 класс – Колобок
4 класс – Золушка
- К какому виду сказок относится сказка «Золушка»?
- К какому виду сказок относится сказка «Колобок»?
9 задание:
Нарисовать:
3 класс – спортивный костюм Кощея Бессмертного.
4 класс – рабочий костюм Бабы Яги
- Сейчас жюри подведёт итоги.
- Какие бывают сказки?
- Что вы нового узнали?
- И в конце нашего занятия хочу вам искренне пожелать:
Мои юные друзья! Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
-Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле!