Просмотр содержимого документа
«Урок толерантности во 2 классе»
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ
(2 класс)
Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии.
Оборудование: плакат, медиаоборудование, шкатулка с зеркалом, рукавички.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце попробуете сказать, что означает слово толерантность.
1.ИГРА «Знакомство»
У каждого из вас есть сейчас возможность сообщить нам о себе.
2.ЧТЕНИЕ СКАЗКИ
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. Была у него богатая лавка. Все в ней было: и шелка, и снадобья, и кушанья. Купец по разным странам ездил, привозил отовсюду разные диковины. Однажды решил купец поплыть на другую сторону земли. Собрал купец самых лучших матросов, самый крепкий корабль, запасся припасами и поплыл. Долго плыли, приплыли к берегу. Пошли матросы на ночлег размещаться, а купец нашел лавку, разложил товары свои по полкам. Стали к нему жители местные заходить, товарами интересоваться. А купец от всех нос воротит: запах от них противный, одеты уж больно грязно, манерам не обучены. Покупатели недовольными из его лавки выходили. Никто туда идти не хочет. Призадумался купец, так ведь и разориться недолго. Что делать? Сидел он и горевал возле своей лавки. Проходил мимо старичок. Остановился и сказал: «Все люди, что цветы на поляне: красивые и не очень, душистые и без запаха. Разные они. Только все они к солнышку тянутся». Сказал старичок слова эти и пропал.
ОБСУЖДЕНИЕ
- Что понравилось, что не понравилось?
- Что запомнилось в сказке?
- Что важного узнал купец?
Библиотекарь: На нашей планете более 200 государств, расположенных на 5 континентах. У каждого народа свой язык, свои обычаи, но при этом у всех людей есть общее – все они хотят жить в мире, радоваться, смеяться, дружить и встречаться друг с другом. Люди создали Всеобщую декларацию прав человека.
Путешествие «Вокруг света без билета».
Тебя я зову в путешествие снова
Куда мы поедем, ты сам выбирай.
Вот карта и глобус к работе готовы,
А вот и загадки! Ну слушай давай!
Ну что ты согласен, дружок отгадать
Те страны, где предстоит побывать?
Задание 1
-Ребята, посмотрите к нам приехали гости. Давайте отгадаем из каких они стран.
Эта страна самая населенная в мире. В этой стране самая длинная крепостная стена – 5 тысяч километров. В этой стране живет бамбуковый медведь – панда. Здесь пьют чай уже более 2 тысяч лет.
- Что это за страна? (КИТАЙ)
Эту страну открыл Христофор Колумб. Символ этой страны белоголовый орел. На флаге этого государства 50 белых звезд по числу штатов. По имени первого президента страны названа столица – Вашингтон. В этой стране находится Статуя Свободы.
- Догадались о какой стране идет речь? (США)
- Эта страна знаменита своими туманами. Большинство населения леди и джентельмены. Меньшинство – королева. Она царствует, но не правит. Следование традициям и порядок – вот главная национальная черта. Столица страны стоит на реке Темза.
- О какой стране идет речь?
Дети: Англия.
Эта страна напоминает сапог. Её столицу называют вечным городом. Страна знаменита макаронами и пиццей.
Дети: Италия.
- Молодцы. Культур на свете очень много. Если не знать их особенностей, можно совершить много ошибок. Если вы решите отправиться с визитом в какую-нибудь страну, постарайтесь получше узнать о традициях и обычаях.
Задание 2 Решение проблемных ситуаций.
Библиотекарь: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? Дети: нет, ссоримся… Библиотекарь: все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами? Предлагаю вам ситуации. Покажите, как вы поступите в той или иной ситуации.
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажете ничего;
- пожалуетесь учителю.
2. Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?
- будете плакать;
- пожмете плечами;
- будете смеяться над ним;
- будете защищать товарища кулаками.
3. Вам не везет: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
- будете плакать;
- продолжите играть;
- начнете злиться;
- ничего не скажете.
4. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- пожалуетесь учителю;
- будете кричать;
- попытаетесь отобрать ее;
- отлупите приятеля.
5. Ты не согласен с кем – нибудь… Как ты поступишь?
- ты все-таки выслушаешь его;
- ты не дашь ему говорить.
6. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными. Как ты поступишь?
- Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять;
- Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны.
7. Младший братишка сломал твою игрушку. Как ты поступишь?
- Ты его прощаешь, он ведь сделал это ненарочно;
- Ты ударишь его.
8. Ты поссорился со своей сестрой. Твои действия:
- Ты пытаешься объясниться с ней;
- Ты обижаешься и мстишь ей за это.
Задание 3 «В чужой монастырь»
- Предлагаю Вам игру «Вежливое приветствие».
В разных странах, у разных народов приняты свои ритуалы приветствия. Сейчас вы попробуете их проделать.
Легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай)
Рукопожатие и поцелуй в щеки (Франция)
Легкий поклон, руки сложены перед лбом (Индия)
Простое рукопожатие (Германия)
Легкий поклон, ладони по бокам (Япония)
Объятия и троекратный поцелуй (Россия)
Молодцы! Ребята, мы ещё ничего не сказали об устном народном творчестве, а ведь народные произведения – итог многовековой людской мудрости. Пословицы и поговорки у различных народов обозначают приблизительно то же самое, что и у нас русских.
Задание 4 «Мудрость не имеет границ»
На доске записаны русские пословицы. Я буду зачитывать иностранные пословицы, а вы подбираете и проговариваете нашу.
Арабская пословица «Бежал от дождя – попал под ливень».
Русская «Из огня да в полымя».
Татарская пословица «Где много пастухов, там все овцы передохнут».
Русская «У семи нянек дитя без глазу».
Английская «Любишь танцевать – плати скрипачу».
Русская «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Африканская «Сын леопарда тоже леопард».
Русская «Яблоко от яблони недалеко падает»
Задание 5 «Волшебное озеро»
- Сейчас, мы будем передавать друг другу шкатулку, вы должны заглянуть внутрь, что-то там увидеть в «волшебном озере».
Там вы увидели самого уникального и неповторимого человека на свете, самого себя. Мы выяснили, что каждый человек это уникальная личность единственная в своем роде.
- Как мы должны относиться к себе?
Бережно, с любовью, с уважением, дорожить своей жизнью и жизнью окружающих, принимать себя такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом терпимость является толерантность. Произнесите это слово, как по-вашему оно звучит? (Ласково, как колокольчик, переливаясь, дружелюбно, по-дружески)
- Что нового вы узнали? Что такое толерантность? (Проявлять толерантность - значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.)
Заключение
- В память о сегодняшнем дне давайте на рукавичках напишем пожелания.
(Библиотекарь раздает подготовленные рукавички. По окончанию зачитываются и прикрепляются к плакату)
-Сейчас у всех хорошее настроение. Давайте же относиться друг к другу так, как ты хочешь, чтобы относились к себе.