Беседа: Открой книгу, и чудеса начинаются по книге
« АЗБУКА» - Л.Н.Толстого.
Цель:
1.Познакомить детей с историей создания “Азбуки” Льва Толстого.
2.Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
3. Развитие интереса к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти.
4. Знакомство со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой.
5. Воспитывать интерес к литературному наследию.
Слайд
Библиотекарь. Мы сегодня познакомимся с историей создания книги “Азбуки” Льва Николаевича Толстого.
Слайд 2
Прочитаем и обсудим рассказы из « Азбуки», послушаем отрывки из аудио книги, посмотрим видео - клип о великом писателе Л.Н. Толстом.
Слайд 3,4
Библиотекарь. Под городом Тулой есть усадьба Ясная Поляна, где жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). В те далекие времена, а это 150 лет назад в стране было очень мало школ. Лев Николаевич Толстой решил открыть школу Ясной Поляне для детей.
Слайд 5,6 (Показ репродукции картины Б.М. Кустодиев “ Школа в Московской Руси”, 1912).
В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению.
Слайд 7
В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу.
Библиотекарь показывает репродукцию картины Н.П. Богданова - Бельского “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”(1895).
Слайд 8,9
В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”. Вышла она в 1872 году (142 года тому назад). Вот так выглядела Азбука - обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы
Слайд 10; Слайд 11; Слайд 12; Слайд 13
Дети читают рассказы вслух “У Маши ноги были босы”, “Я веду Таню за руку”, “У меня шесть кур”, «Моему брату Матюшки»
Слайд 14
Давайте, прослушивание аудио рассказ « Филипок» и обсудим его.
Случай из жизни мальчика, о котором поведал Толстой, он наблюдал в своей школе. Слайд 15
У. Зачем Филиппок отправился в школу?
Д. Он захотел учиться.
У. Каким был его путь к школе?
Д. Трудным, с опасностями.( Выскачила Жучка, а за ней большая собака. Филипок бросился бежать, собаки за ним.
Кто спас Филипка в этой ситуации?
Мужик, отогнал собак и сказал:» Куда ты, пострелёнок один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
Куда бежал Филипок?
В школу.
У. Почему он поначалу не решался войти в школу?
Д. Боялся, там уже занимались.
У. Как его встретил учитель?
Д. Приветливо.
Учитель. Рассказы Толстого, посвящённые детям, ярко подмечают поведение детей.
Слайд 16
Ученики слушают аудио рассказ и обсуждают рассказы “Косточка”.
Давайте обсудим рассказ, который называется « Косточка»
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? ( О косточки сливы)
Фрагмент рассказа
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.
Что произойдет дальше?
Фрагмент рассказа.
Когда никого не было в горнице, Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел?
Что произойдет дальше?
Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:- А что, дети, не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу?
Почему мама сосчитала сливы, о чем это говорит?
Догадались ли родители, кто съел сливу?
Фрагмент рассказа.
Все сказали, нет. Ваня покраснел, как рак, и тоже сказал нет, я не ел.
Как вы думаете, что ответят дети? Хватит ли мужества признаться Вани.
Тогда отец сказал. Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в этом беда. Беда в том, что сливах есть косточка, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал:- Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Знал ли отец, кто съел сливу? Какие слова из текста подтверждают, что он все понял? Да. Ваня покраснел как рак.
Как чувствовал Ваня, почему он побледнел? Почему он заплакал, ведь его никто не ругал? Стало стыдно ему. Рассказ учит вас не брать тайком, а говорить об этом взрослым.