kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация Л.Н. Толстой быль "Прыжок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».

Цели:

  1. Развивать умения давать характеристику литературному герою, анализировать поступки героев, объяснять внутреннее состояние.
  2. Отрабатывать выразительность чтения
  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать воображение.
  4. Воспитывать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу. (Слайд2)    

- Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения

В. Радина «Дети и книга».

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать.

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

В. В. Радин

- Как вы думаете, так ли это важно уметь читать?

(Ответы детей.)

II. Проверка домашнего задания   

  1. Пересказ учащимися рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди». –  Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа? (Предположения детей).

- А как бы вам хотелось закончить этот рассказ? (Ответы детей)

2. Воспитательный момент об охране природы. 

 Лебеди - грациозные и прекрасные птицы. В настоящее время они стали редкими и занесены в  Красную книгу.  На них запрещена охота.

          В нашем городском парке  есть эти прекрасные птицы. Люди создали для них хорошие условия  и поэтому они не улетают  в теплые края.                                

 III Актуализация знаний. Сообщение темы урока. 
1. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство   с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого.

- Что вы помните  из биографии  писателя? (Ответы детей).

2. Дополнительные сведения учителя о писателе.

Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.

    Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь.

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- писал Л.Н. Толстой.

В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс.

За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи. 

Лев Николаевич открыл в  Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте.

Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку, для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни.

 Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком.

         В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.

Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

– Любимая скамеечка.    

- «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней»,- писал Л. Н. Толстой.

Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько  дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе.

По его просьбе похоронен был в Ясной поляне.

Л. Н.Толстой всю свою жизнь посвятил литературе.

 Он работал для детей и с детьми. Написал  для них много книг.

Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю.

Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

         Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
         На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.

И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну , веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий.

Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой. 

 - Обратите внимание на подзаголовок «быль».

- Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).

IV. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

- Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль.

 - Послушайте внимательно рассказ, обратите внимание на правильную интонацию произношения.  

 - Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, из-за чего мальчик совершил прыжок?

(Дети высказывают свои предположения. Неоднозначность мнений вызывает необходимость,  углубленно перечитать текст)

Словарная работа. 

1.      Задор – горячность, азарт.

Аршин – мера длины.

Два аршина – около полутора метров.

Задней рукой – у обезьян четыре руки.

 Пушечное ядро – старинный   орудийный снаряд в виде шара.

 Каюта - отдельное помещение на  судне.

  1. Отработка техники чтения.
  2. - Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

воз-вра-щал-ся

пе-ре-драз-ни-ва-ла

за-бав-ля-ют-ся

за-це-пив-шись

раз-за-до-рил-ся

  Физкультминутка под музыку «Зарядка» 

 3. Комментированное чтение и анализ текста (с выборочным чтением)  

 - Что значит прочитать выразительно?

- Чтение рассказа до слов «все замерли от страха».

- Какие чувства испытал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подтвердите ответ словами из текста

- Почему мальчик покраснел? Подтвердите ответ словами из текста. - - Проследим за состоянием мальчика.

- Какие чувства испытывал  он, когда лез на мачту?

- Чтение рассказа до конца.

- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?

- Когда он опомнился? Подтвердите ответ словами из текста. («Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался»)

- Почему капитан, отец мальчика, требует, чтобы он прыгнул в воду, а не приказывает ему просто: «Прыгай»?

- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

Каким предстает мальчик в этом рассказе?

- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор. 

  • Смелость
  • желание испытать себя
  •  мальчишеский задор
  • стремление отстоять свое достоинство
  • упрямство
  •  желание покрасоваться
  •  глупость
  • желание доказать, что он сын капитана.
  • стремление отстоять свое достоинство,
  • мальчишеский задор,
  • желание доказать, что он сын капитана.

- Какими качествами обладал капитан?

- Похож ли мальчик на отца-капитана?  

- Во всем ли мальчик похож на своего отца?

- Итак, ребята, скажите, из-за чего мальчик совершил прыжок?

V. Итог урока. Рефлексия. 

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

VI. Домашнее задание: пересказ основных событий рассказа от лица главного героя.; задание в РТ  

(При наличии времени):

1. Работа в печатной тетради:    -  Выберите одну из пословиц, предложенных в рабочей тетради, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.

2. Найди в тексте эпизоды, которые соответствуют иллюстрациям

  

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока и презентация Л.Н. Толстой быль "Прыжок" »

Урок литературного чтения в 3 классе   Учитель: Ошкина Галина Алексеевна

Урок литературного чтения

в 3 классе

Учитель: Ошкина Галина Алексеевна

Книги учат детей Всем премудростям жизни – Как быть Человеком, И быть нужным Отчизне, И как правду от лжи Все должны отличать. Как бороться с врагом И как зло побеждать.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать.

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Лев Николаевич  Толстой

Лев

Николаевич

Толстой

Биография Л.Н. Толстого

Биография Л.Н. Толстого

)

)

Л. Н. Толстой  «ПРЫЖОК» быль

Л. Н. Толстой

«ПРЫЖОК»

быль

Задор – горячность, азарт. Аршин – мера длины. Два аршина – около полутора метров. Задней рукой – у обезьян четыре руки. Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара.  Каюта - отдельное помещение на судне.

Задор – горячность, азарт.

Аршин – мера длины.

Два аршина – около полутора метров.

Задней рукой – у обезьян четыре руки.

Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара.

Каюта - отдельное помещение на судне.

смелость желание испытать себя мальчишеский задор стремление отстоять свое достоинство упрямство желание покрасоваться глупость желание доказать, что он сын капитана.
  • смелость
  • желание испытать себя
  • мальчишеский задор
  • стремление отстоять свое достоинство
  • упрямство
  • желание покрасоваться
  • глупость
  • желание доказать, что он сын капитана.
стремление отстоять свое достоинство, мальчишеский задор, желание доказать, что он сын капитана.
  • стремление отстоять свое достоинство,
  • мальчишеский задор,
  • желание доказать, что он сын капитана.
РЕФЛЕКСИЯ -Мне захотелось…  - Я задумался…  - Я понял (а)…  - Я почувствовал (а)…  - Я бы поставил (а)…

РЕФЛЕКСИЯ

-Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

Спасибо за урок

Спасибо за урок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока и презентация Л.Н. Толстой быль "Прыжок"

Автор: Алексеева Майя Алексеевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)». "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-chtieniia-na-tiemu-l-n-tolstoi-pryzhok-byl"
    ["file_id"] => string(6) "120421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413717811"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация и конспект урока по теме: " Л.Н. Толстой " Прыжок"" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-tiemie-l-n-tolstoi-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "153358"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420995700"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок  литературного чтения Л.Н.Толстой «Прыжок»"
    ["seo_title"] => string(44) "uroklitieraturnoghochtieniialntolstoipryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "309608"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458826827"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "план-конспект урока c презентацией по теме "Лягушки и жабы" "
    ["seo_title"] => string(68) "plan-konspiekt-uroka-c-priezientatsiiei-po-tiemie-liaghushki-i-zhaby"
    ["file_id"] => string(6) "222014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435764342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства