--Умение адекватно оценивать свою деятельность, воспринимать оценку со стороны.
--Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
--Универсальные логические действия.
№ | Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-
| Орг.момент. Вступительная беседа. Слайд 1 Слайд 2 | Тему нашего занятия я не назову, вы об этом догадаетесь сами. А сейчас закройте глаза и прислушайтесь к своему сердцу—сегодня – это ваш самый главный помощник и советчик в работе. А чтобы наша работа была плодотворной и интересной, я приготовила для вас ларец с волшебными дарами. | Ребенок открывает пустой ларец. |
- Нет, нет! Он не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. - Что же это? Что человек чувствует только сердцем? | Это доброта, нежность, ласка, вера, надежда, любовь, чуткость, совесть, мир, милосердие, прощение, улыбка, мечта, честность. |
- Как вы думаете, какой человек может увидеть и почувствовать, чем наполнен волшебный ларец? - Догадались ли вы какая тема нашего сегодняшнего разговора? - Определим цель нашего занятия. - Вот мы сегодня и наполним наше занятие добротой. | - Добрый, чуткий. Дети отвечают (будем говорить о доброте), определяют цель. |
-
| Ознакомление с темой. Беседа. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 | Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней. - Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? - Что есть зло? (Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.) - Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые и злые дела. - Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? | Дети отвечают (Это все хорошее, доброе, красивое. Например весна, солнце, улыбка, мама, учитель…) Ответы детей. |
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: «Доброта—отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». А для чего нужна доброта? - Я предлагаю вам, ребята, послушать одну притчу. Притча—это жанр литературы, по основным признакам похожий на басню. Это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложена какая-то определенная правда, какой-то определенный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем. Притча, которую я вам сейчас расскажу, называется «В больнице» (чтение учителем притчи стр.139) - Кого в этой притче можно назвать добрым, чутким? Почему? Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе! Как говорится, «моя хата с краю, ничего не знаю»! Бывает, что человек прожил день, никому не сделав добра, не помог, не посочувствовал, не поддержал в беде. Этот день прошел бесследно, потому что не был согрет теплом дружеского участия. - Ребята. А какого человека мы называем добрым? | Добрым и милосердным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей. Добрым еще называют того, кто любит не только людей, но и животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу. Добрый человек старается быть вежливым. |
| Слайд 6 Слайд 7 | - Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «ДОБРО» - Можете ли вы назвать такие приветствия? - А знаете ли вы историю слова «ДОБРО»? Это слово является исконно русским. Слышали вы и такие выражения, как «Дать добро» и «Получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам? | - Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.) - В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела) - В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь) - Дать добро — дать согласие, разрешение. - Получить добро — получить разрешение, согласие. |
-
| Игра «Свод законов доброты» Слайд 8 Слайд 9 | Представьте, что доброта — это наука, у которой есть свои законы. Ее законы складывались из мудрости человеческих сердец и превратились в пословицы. Слова в них перепутались. Восстановите законы доброты. Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить, в чем заключается ее смысл, а затем всем рассказать ваше общее мнение. ГОТОВЫЕ ПОСЛОВИЦЫ: Не одежда красит человека, а его добрые дела. Учись доброму, так худое на ум не пойдет. Хорошо тому, кто добро делает, еще лучше тому, кто добро помнит. Добрым сердцем мир держится. --Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Не только народ сочинял пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всем мире люди. Их вы еще можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте: «Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья», «Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым». Доброта очень ценилась на Руси. Людям, известным своей добротой, давали соответствующие клички. Позднее они превратились в фамилии и имена: Добролюбов, Добронравов, Добрынин, Добрыня. Вот вы еще раз убедились в правоте пословицы: «Добрые умирают, а дела их живут». По фамилиям людей мы и теперь, спустя сотни лет, можем узнать о добрых делах их предков. | Дети работают в группах и собирают свои законы-пословицы. |
-
| Игра «Сказочный герой — добрый или злой?» Слайд 10 | - Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый — вы хлопните в ладоши, если злой — закрываете лицо руками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Баба-Яга, Золушка, Мальвина, Серый волк) | |
-
| Игра «Сценки» Слайд 11 | Каждой группе я раздам конверт, в котором листочек с текстом. В тексте описывается игровая ситуация, которую вам нужно прочитать и разыграть сценку. Вспомните, пожалуйста, что сначала вам нужно сделать между собой, о чем договориться, чтобы разыграть сценку. Правильно, нужно распределить роли. И только потом можно придумывать слова, которые вы будете говорить друг другу. 1 конверт: Мама, папа и двое детей собираются в гости. «Мама» и «папа» должны объяснить «детям», как нужно и как нельзя вести себя в гостях. 2 конверт: Вы стоите в очереди в магазине. Перед вами еще 3 человека, но вы очень спешите и вам нужно очень быстро купить подарок, чтобы не опоздать на день рожденья. Как вы поступите в данной ситуации, что нужно сделать или сказать, чтобы очередь вас пропустила? 3 конверт: Три девочки играют в куклы. Другая девочка тоже хочет с ними поиграть. Что для этого нужно сделать или сказать? 4 конверт: Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете? --О чем мы сейчас с вами увидели сценки? --Правильно, о хороших манерах и поступках. | Работа в группах. Дети отвечают - Добрыми должны быть поступки. |
-
| Игра «Добрый звездопад» Слайд 12 | Дети встают в круг. Все они добрые звездочки. В середине круга стоит мама Луна. Этому ребенку дается чаша с волшебными блестками. Включается музыка, и все звездочки кружатся и танцуют вокруг мамы Луны. Когда музыка обрывается, звездочки останавливаются, Луна кого-то обсыпает блестками и этот ребенок называет , что доброго он совершил в ближайшее время. | |
-
| «Советы доброты» Слайд 13 | --Только ли слова должны быть добрыми? А что еще? --Да, добрыми должны быть и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей. Смеяться над ними. Мы с вами теперь знаем, что же такое доброта. Доброта имеет много граней: это и вежливые слова, и добрые поступки, и помощь, и улыбка, уважение. Все это и многое другое, о чем мы с вами сегодня говорили и есть доброта. Доброта есть в каждом из вас. А что же нам нужно сделать, чтобы доброта поселилась у нас в классе? Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила доброты? --Ребята, а давайте мы с вами составим наши советы доброты, для нашего класса. Как вы думаете, на что похожа доброта? Она есть в каждом из нас, она может обогреть и охватить всех сразу своим теплом. Правильно, похожа на солнышко, которое посылает на землю свои лучики, чтобы нас одарить светом и теплом. Давайте и мы с вами сделаем плакат с нашими добрыми советами в виде солнышка и лучиков. Для этого нам понадобится ватман, конвертики у вас на партах и клей. Из конвертиков, в которых много советов, мы выбираем только те советы, которые больше всего подходят нашему классу. --Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. А наш плакат будет нам помогать в этом. Вы всегда можете обращаться к нему за помощью. Вот мы и поселили с вами частичку доброты в нашем классе. --Солнышко ясное встало. Доброе утро!- сказало. --Доброе утро!— кричу я прохожим, Веселым прохожим, На утро похожим… Но если проснешься, И дождик в окно Стучит, да стучит И без солнца темно? Доброе утро, друзья, все равно… | Дети отвечают Работа с плакатом СОВЕТЫ ДОБРОТЫ: --Сказать кому-то доброе слово. --Защищать девочек, маленьких детей. --Быть добрым человеком! --Не быть жадным. --Сочувствовать другим. --Не выдавать чужой секрет. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений. Делать добро для близких и друзей. Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь. Если ты за что-нибудь обиделся на своего друга, Постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись! Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя—попрощайся. Если товарищ попал в беду—помоги ему, чем можешь. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним. Будь вежлив и воспитан. |
-
| Обобщение Слайд 14 Слайд 15 | --Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу весов мы будем «класть зло» (таблички с надписями: ЗАВИСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ВОЙНА, ЛОЖЬ) Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. --Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки—в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее, доброе дело. Украсим нашу планету «Земля» ( На вырезанный круг, от каждой группы, выходит ученик и наклеивает заранее заготовленные детали аппликации: дом, деревья, цветы, фигурки детей, облака, солнце) Получается красивая аппликация. --Как мы назовем эту картину? --Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Во время работы с аппликацией, звучит песня «Дорогою добра», на экране –фотографии –слайды класса) | Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла. «Как прекрасен этот мир», «Мир», «Добро победило зло» |
-
| Рефлексия | Наше занятие подходит к концу. А сейчас давайте вспомним, о чем мы с вами размышляли на уроке, о чем задумались? Какие из даров ларца Доброты вы хотели бы иметь в своем сердце? Может быть, какого-то качества у вас нет, или есть, но маловато, и вы обязательно будете стремиться к тому, чтобы приобрести это качество. --Что же после этого занятия для вас означает слово «Доброта»? Поделитесь дома с близкими своими размышлениями. На этом наше занятие окончено. Я желаю вам, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах, чтобы весь мир был наполнен Добротой, Нежностью, Верой, Надеждой, Любовью, Счастьем, Радостью, Улыбками, Благодарностью. | |
-
| Итог | - Оцените свою работу сигнальными фишками. | Дети оценивают свою работу—поднимают фишку зеленого, желтого или красного цвета, объясняют свой выбор. |