Тема интерактивного занятия в детском объединении «Школа Гражданина»: «Быть добрым надо по привычке…»
Направленность: духовно – нравственное воспитание
Актуальность занятия:
Недостаточно сформированная духовно-нравственная культура воспитания ведет к негативному воздействию, прежде всего на детей, которые как губки впитывают не только положительные, но и отрицательные стороны жизни. Это приводит к частым конфликтам, где отсутствие умения устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками приводит к равнодушию и одиночеству. Возникла необходимость выработать ряд дополнительных мероприятий для создания благоприятной атмосферы в детском объединении. Поэтому одним из приоритетных направление воспитания личности обучающегося является духовно – нравственное воспитание в условиях внедрения ФГОС ООО.
Цель занятия: формирование представлений обучающихся об общечеловеческом качестве – доброта и её значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
1. Создать условие для эмоционального восприятия значимости доброты в числе качеств характера личности;
2. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; стремление совершать добрые дела.
3.Развивать критическое мышление и творческое воображение;
4.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Педагогическая целесообразность: Хотелось бы показать значимость нравственно – этических понятий и возможность в системе дополнительного образования детей и внеурочной деятельности проведение этических диалогов с воспитанниками. В дальнейшем проводить акции «Твори добро» или «Копилка добрых дел»
Возраст: 5 класс
Обоснованность выбранной технологии и формы проведения мероприятия:
Технология «Этический диалог» А.И. Шемшуриной, взятая в основу проведения занятия позволяет вовлечь обучающихся в обсуждение нравственной проблемы, рождает совместный процесс мыслительной деятельности детей, и каждый ученик может проявить свои индивидуальные возможности и творчество. Игры, творческие задания, упражнения, психологические эксперименты, тексты – всё это включено в содержание бесед.
Технология этического занятия с подростками как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для них вопросов бытия, с которыми они сталкиваются. В соответствии с этим этическое занятие строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром, в процессе которого происходит эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта школьников. В методике построения занятия приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я.
Подготовительная работа:
Занятие не требует большой подготовке. Необходимо отобрать материал и составить сценарий, подготовить мультимедийную презентацию, цветную бумагу, ножницы, маркер, клей на 4 группы.
Оборудование и оформление: компьютерная презентация, эпиграф на доску
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивное занятие "Быть добрым по привычке" »
Заявка на участие
в конкурсе среди педагогических работников на лучшую разработку уроков и лучший сценарий внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию личности
Почтовый адрес, рабочий и домашний телефоны, факс,
e-mail.
Сахалинская область, г. Поронайск, проспект Антона Буюклы, 2.
Раб. Телефон – 4 - 24 - 65
Тема конкурсной работы
Сценарий интерактивного занятия:
«Быть добрым надо по привычке…»
Дата Подпись
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПОРОНАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Название конкурсной работы:
«Быть добрым надо по привычке…»
(возраст детей: 10 -11 лет, 5 класс
Срок реализации: декабрь 2014г)
Автор:
Денисенко Вероника Алексеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Поронайск
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема интерактивного занятия в детском объединении «Школа Гражданина»: «Быть добрым надо по привычке…»
Направленность: духовно – нравственное воспитание
Актуальность занятия:
Недостаточно сформированная духовно-нравственная культура воспитания ведет к негативному воздействию, прежде всего на детей, которые как губки впитывают не только положительные, но и отрицательные стороны жизни. Это приводит к частым конфликтам, где отсутствие умения устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками приводит к равнодушию и одиночеству. Возникла необходимость выработать ряд дополнительных мероприятий для создания благоприятной атмосферы в детском объединении. Поэтому одним из приоритетных направление воспитания личности обучающегося является духовно – нравственное воспитание в условиях внедрения ФГОС ООО.
Цель занятия: формирование представлений обучающихся об общечеловеческом качестве – доброта и её значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
1. Создать условие для эмоционального восприятия значимости доброты в числе качеств характера личности;
2. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; стремление совершать добрые дела.
3.Развивать критическое мышление и творческое воображение;
4.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Педагогическая целесообразность: Хотелось бы показать значимость нравственно – этических понятий и возможность в системе дополнительного образования детей и внеурочной деятельности проведение этических диалогов с воспитанниками. В дальнейшем проводить акции «Твори добро» или «Копилка добрых дел»
Возраст: 5 класс
Обоснованность выбранной технологии и формы проведения мероприятия:
Технология «Этический диалог» А.И. Шемшуриной, взятая в основу проведения занятия позволяет вовлечь обучающихся в обсуждение нравственной проблемы, рождает совместный процесс мыслительной деятельности детей, и каждый ученик может проявить свои индивидуальные возможности и творчество. Игры, творческие задания, упражнения, психологические эксперименты, тексты – всё это включено в содержание бесед.
Технология этического занятия с подростками как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для них вопросов бытия, с которыми они сталкиваются. В соответствии с этим этическое занятие строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром, в процессе которого происходит эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта школьников. В методике построения занятия приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я.
Подготовительная работа:
Занятие не требует большой подготовке. Необходимо отобрать материал и составить сценарий, подготовить мультимедийную презентацию, цветную бумагу, ножницы, маркер, клей на 4 группы.
Оборудование и оформление: компьютерная презентация, эпиграф на доску
Технологическая карта
Форма мероприятия:
Интерактивное занятие в форме этического диалога
Тема:
«Быть добрым надо по привычке…»
Группа:
объединение «Школа Гражданина»
Возраст:
10-11 лет, 5 а и б классы МБОУСОШ № 1
Время:
45 минут
План:
Что такое добро и доброта.
Для чего нужна людям доброта.
Каким делает человека доброта.
Добрые поступки
Цель и задачи занятия:
Цель: формирование представлений обучающихся об общечеловеческом качестве – доброта и её значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
1. Создать условие для эмоционального восприятия значимости доброты в числе качеств характера личности;
2. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; стремление совершать добрые дела.
3.Развивать критическое мышление и творческое воображение;
4.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека
Учащиеся формируют представление о добре, её значимости в системе человеческих отношений.
Характер деятельности:
Системно – деятельностный подход.
Методы обучения:
Этический диалог, критическое мышление
Приёмы деятельности учителя:
Создание творческих ситуаций для решения ситуационных задач, организация обсуждения мнений, работа с притчей. Использование ИКТ: презентация.
Форма организации обучающихся:
Интерактивный тренинг: приветствие «Подари улыбку другу», игра «Доскажи слово…», «Ручеёк добра», «Комплименты по кругу с жёлтым шариком. Обсуждение, работа в группах: составление «ромашки добра», поиск нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я, составление синквейна со словом: добро, доброта.
Развитие умений учащихся:
Развитие коммуникативных умений; творческих способностей; критического мышления; умение делать оценочные суждения, умение делать выводы. Публичное выступление. Защита проектов.
Оборудование:
1.Мультимедийный проектор с экраном
2.Презентация
3.Музыкальный центр для песни из кинофильма Приключения Маленького Мука «Дорога добра» Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова.
4.Эпиграф:
«Добро людей не выбирает,
Оно как солнышко сияет
И дарит всем тепло и свет,
Границ у мощи солнца нет.
Как солнца луч добро твори,
Его тепло боготвори.
И на своем земном пути
Не выбирая, всем свети».
Домашнее задание:
Написать сочинение «Быть добрым надо по привычке…»
Разработать одну акцию добрых дел и её защита на следующем занятии.
Список литературы:
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. - 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Майсак Н. Прощать – значит любить… // Классное руководство и воспитание школьников. 2008. № 14.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
Шемшурина А. И., Шемшурин А. А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников // Этическое воспитание. 2007. № 5.
Педагог: Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики. Стряхните напряжение, усталость. У нас сегодня много интересных дел. Мы будем с вами узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, ну а с неудачами мы будем справляться все вместе. Я рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Я не случайно выбрала такую форму общения - круг.
Вопрос: Как вы думаете - почему? (ребята отвечают)
Педагог: Да, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще возможность некоторое время быть вместе, вот так - глаза в глаза, рука к руке.
Проведение игры – приветствия «Подари улыбку другу»:
Педагог: Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза. Улыбнитесь, пожалуйста, соседу слева и соседу справа. Посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Вопрос: Ребята, вам приятно было дарить друг другу улыбку? Почему?
2этап.Вывод обучающихся на проблему
Педагог: Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди. А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи слово…», отвечаем хором, дружно. Готовы?
Растает ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости
Говорим (прости, пожалуйста)
И в России, и в Португалии
На прощанье говорят (до свидание)
Вопрос: Какие слова мы с вами произносили? (вежливые, добрые)
Игра по кругу "Давайте говорить друг другу добрые слова". Педагог: А сейчас мы по кругу будем передавать воздушный шарик, и говорить друг другу добрые слова.
Кто в дружбу верит горячо, Кто друга чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадёт. Ты добрых слов не пожалей Произнеси их для друзей (Ребята передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты, добрые слова.)
Вопрос: Как вы думаете, какое сегодня мы с вами говорили главное слово?
(добро, доброта)
Вопрос: Как вы думаете, ребята, помогут ли добрые слова дружить людям?
3этап.Построение логической цепочки.
Педагог: В наш век стремительных перемен, время сложного периода для страны мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком отношении со стороны окружающих. А называется наше занятие «Быть добрым надо по привычке…»
Вопрос: Ребята, а как вы понимаете смысл данной темы?
Педагог: Сегодня наш разговор пойдёт о доброте и о добрых поступках. Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один. Переживает чувство отчаяния, страдает. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу. Человеколюбие определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
Вопрос: Ребята, скажите, пожалуйста, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (высказывания ребят)
Вопрос: А может ли добро победить зло?
4этап: Обращение к личности ребёнка
Педагог: Возьмите листочки и составьте схему: « Добро это…»
(Ребята составляют схему и зачитываю )
Педагог: А что такое доброта? (формулируют понятие)
(Дети зачитывают свои предложения)
-Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
-Доброта - всё положительное, полезное, хорошее.
-Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
-Доброта – доброжелательное отношение к окружающим людям.
Вопрос: А для чего нужна доброта?
-Доброта вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
- Каким делает человека доброта?
- Какого человека мы можем назвать добрым?
Ответ: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Работа с текстом:
Педагог: Послушайте стихотворение:
Я предал пса. Что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит.
И руку лижет липким языком
Содержание стихотворение обсуждается.
- Можно ли этого человека назвать добрым? Почему?
(Дети отвечают, что добрый человек – это человек, заботливо относящийся к животным, друзьям, близким)
5.Точка наивысшего напряжения как кульминация
Педагог: Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться держать и вести себя среди других людей.
Работа в группе: составить Ромашку Доброты.
Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? Вам необходимо сделать цветок ромашку и записать их на лепесточках ромашки добрые поступки человек и собрать ее?
Готовые Ромашки добра вывешиваем на доске и зачитываем добрые поступки.
Примерные ответы:
Помочь товарищу в школе.
Сказать кому-то доброе слово.
Пожалеть кого-то.
Сходить за хлебом для слабой старушки.
Покормить бродячего щенка.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжёлую сумку.
Когда кто-либо приходит к вам, помоги снять куртку.
Если кто-то что-либо уронил, подними.
Старайтесь маме или бабушке помочь по хозяйству.
В школе и дома не мусори. Уступи место в троллейбусе, трамвае, автобусе пожилым людям.
Пишите письма домой и друзьям, когда уезжаете.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Старайтесь во всем помочь ближнему. Не допускайте грубости.
Педагог: Как приятно отметить, что вы совершаете добрые поступки. Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.
А сейчас послушайте Притчу «Помни добро и забывай зло»:
Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: - Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Вопрос: А как поступите вы?
6этап. Резюме диалога.
- Все ребята в ваших руках, какие совершать поступки. Сейчас, давайте подведём итог нашего диалога и составим Синквейн со словом добро или доброта.
-Приглашаю прочитать ваши синквейны, а мы аплодируем!
Подведение итогов занятия: Педагог вместе с ребятами анализирует и оценивает деятельность на уроке, объясняет домашнее задание
-Понравилось -Не понравилось -Хотел бы повторить
Домашнее задание:
Творческая работа:
Написать сочинение «Быть добрым надо по привычке…»
Разработать одну акцию добрых дел и её защита на следующем занятии, самые интересные идеи мы будем реализовывать на практике.