Социально значимый проект «Мы выбираем здоровый образ жизни»
Социально значимый проект «Мы выбираем здоровый образ жизни»
Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей, внесение изменений в содержание проекта на основе результатов диагностики детей и родителей.
Задачи:
- изучить и проанализировать имеющийся банк учебно – методической литературы;
- проанализировать характер оздоровительных мероприятий;
- определить психофизиологические и личностные особенности учащихся, степень интересов к проблеме ЗОЖ;
- провести диагностику запросов, интересов и пожеланий детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально значимый проект «Мы выбираем здоровый образ жизни»»
Социально – значимый проект
«Мы выбираем здоровый образ жизни».
Автор проекта:
Султаебеков М.А.,
учитель физкультуры
МБОУ «Каякентская СОШ№1»
Аннотация проекта
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Как сделать, чтоб ребёнок не терял здоровья? Как сделать, чтоб сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех и надо её решать комплексно и сообща.
Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. И формируя у детей представление, что здоровье – одна из главных ценностей жизни. Мы учим их, беречь и укреплять своё здоровье.
Описание организации
Деятельность в рамках данного проекта будет проходить с 1 сентября 2018 г. по 20 мая 2019 г. Мероприятия проекта будут проводиться по трём этапам.
На первом (подготовительном) этапе «Да здравствую Я!» будет изучена учебно – методическая литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана программа «Здоровья», определены действия учащихся в рамках проекта и списки родителей, желающих оказать помощь в проведении проекта. Работа практического этапа «Разноцветный мир здоровья» будет разбита на 4 блока:
1 блок «Азбука здоровья» направлен на систематизацию знаний о здоровье и образе жизни.
2 блок «Следствие ведут Колобки» направлен на формирование знаний о правильном питании.
3 блок «Физкультура!» задействует все формы физической активности.
4 блок «Сотвори в себе солнце» направлен на создание психологического комфорта, формирования потребности в культуре общения, положительных привычках.
Обобщить знания по каждому блоку помогут итоговые работы.
На завершающем этапе «Здоровые дети – счастливые дети!» необходимо провести итоговое внеклассное мероприятие по теме ЗОЖ «Здоровье человека», итоговую диагностику сформированности знаний и умений учащихся по основам здорового образа жизни, обобщить опыт педагога, представить отчёт о проделанной работе. Выявить удовлетворённость учащихся в реализации проекта.
Информация о деятельности по здоровьесбережению будет распространяться на родительских собраниях, размещена на школьном сайте. Действие по реализации проекта будут осуществлять учительфизкультуры, классные руководители, медицинская сестра, учащиеся 5-6 классов и их родители.
Содержание проекта
Долгосрочные
1) Активный интерес учащихся к приобретенным знаниям, полученных ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
2) Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств интернета в целях получения новых знаний.
3) Приобретение коммуникативных навыков.
4) Создание сплоченного коллектива.
5) Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в виде мини-сочинений, советов, презентаций и т.д.
6) Снижение заболеваемости среди детей.
7) Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Актуальные
1) Составление плана работы по внедрению ЗОЖ.
2) Использование диагностических методов, анкетирование для выявления проблем, связанных с ЗОЖ.
3) Разработка конспекта внеклассного мероприятия о ЗОЖ «Здоровье человека» (итоговая работа по проекту)
4) Выпуск:
-кулинарной книги рецептов «Кулинарные традиции в нашей семье», альбома «Сотвори в себе солнце»;
-памяток: «Напоминалочки добрых советов» (для детей) и «Родителям о ЗОЖ» (для родителей);
5)Творческие проекты: «Внимание! Реклама!», изготовление тестов по ЗОЖ «Здоровье человека».
6) Подборка фотоматериала о проделанной работе.
7) Выпуск газеты по теме ЗОЖ для педагогов и родителей.
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап – подготовительный «Да здравствую Я!»
Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей, внесение изменений в содержание проекта на основе результатов диагностики детей и родителей.
Задачи:
- изучить и проанализировать имеющийся банк учебно – методической литературы;
- проанализировать характер оздоровительных мероприятий;
- определить психофизиологические и личностные особенности учащихся, степень интересов к проблеме ЗОЖ;
- провести диагностику запросов, интересов и пожеланий детей.
Итоги подготовительного этапа:
1)изучена литература, проанализированы ресурсы;
2) проведена диагностика родителей и детей;
3) проведена индивидуальная и групповая работа с родителями с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся (по результатам анкетирования);
4) подготовлены списки родителей, желающих оказать помощь в организации проекта;
5) разработано содержание проекта «Мы за ЗОЖ»;
6) сформированы 4 творческие группы, выбраны руководители в мини – группах, разработана программа действий учащихся, распределены обязанности (что делать? как делать? кто ответственный? что для этого нужно?).
2 этап – основной «Разноцветный мир здоровья»
Цель: реализация целей и задач через отработку и внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих форм, методов, приёмов и технологий.
Задачи:
- реализовать творческий, интеллектуальный и физический потенциал детей;
- ориентировать учащихся на пропаганду идей здорового образа жизни;
- формировать у учащихся культуру здорового образа жизни;
- развивать нравственные и коммуникативные качества;
Работа ведётся по 4 направлениям – блокам.
- «Азбука здоровья»
- «Следствие ведут Колобки»
- «Физкультура!»
- «Сотвори в себе солнце» .
3 этап – завершающий «Здоровые дети – счастливые дети!»
Цель: обобщение и осмысление опыта по пропаганде и формированию здорового образа жизни учащихся .
1)Подготовка(22.04. – 10.05.) и проведение (13.05.) итогового внеклассного мероприятия «Здоровье человека».
2) Проведение диагностики (15.05.) « Двигательная активность детей», «Психоэмоциональная устойчивость учащихся» (вывести сравнительную диаграмму на начало и конец учебного года).
3) Проведение анкетирования (16.05.) «Удовлетворённость учащихся в реализации проекта» (выведение диаграммы см. приложение 5)
4) Вручение благодарностей родителям о помощи в реализации проекта, награждение отличившихся детей (на итоговом школьном празднике «За честь школы»).
5) Выпуск методического пособия « Мы выбираем здоровый образ жизни» для педагогов и родителей (16.05.- 31.05.)
6) Отчёт о результатах проекта. Обобщение опыта учителя (презентация). Выступление на МО.
Обоснование необходимости проекта
В школе систематически используются социально-психологические и психолого-педагогические методы диагностики ( методики выявления уровня тревожности, напряжённости, самооценки, характера взаимоотношений учащихся с педагогами, изучения социально-психологической комфортности ученического коллектива, уровня воспитанности, определения удовлетворённости жизнедеятельностью школы субъектов образовательного процесса). Результаты диагностики состояния психологического здоровья учащихся свидетельствуют о наличии у части школьников таких негативных черт характера как агрессивность, эгоизм и неуживчивость в коллективе, безволие и бесхарактерность, пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам безнравственного поведения, корыстолюбие слабость психолого-смыслового ядра личности. Это лишь частичный перечень личностных свойств, относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребёнка в неблагополучной семье, но и ошибками педагогического характера, собственной незаинтересованностью детей в работе над собой, в стремлении познавать и открывать новое, творить, трудиться. Безусловно, основные предпосылки психологического здоровья формируются в семье, которая призвана помочь ребёнку главными воспитательными методиками: любовью, радостью, ответственностью за разностороннее развитие ребёнка. Но решение такой сложной задачи в сегодняшних условиях жизни не под силу одним родителям. Необходима помощь педагогов и психологов, умеющих организовать учебную и воспитывающую, развивающую деятельность так, чтобы она была успешна и творчески результативна. Сегодня как никогда становится ясно, что проблема воспитания здорового человека требует своего решения в контексте его духовного роста и совершенствования. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вопросы духовности и здоровья надо рассматривать во взаимосвязи. «Духовное благополучие» и «духовность» - важнейшие элементы здоровья человека. Именно поэтому перед педагогами и родительской общественностью ставится задача найти механизмы становления духовности детей, подростков, юношества. Школе необходимы специалисты медицины и педагоги, сами владеющие наукой быть здоровыми и способные дать эту науку детям.
Актуальность.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепление здоровья подрастающего поколения.
В наше время подключение системы образования к решению данной проблемы, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс является особенно важным.
Здоровье ребёнка и его социально – психологическая адаптация в обществе, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Более половины своего жизненного времени ребёнок находится в школе.
На сегодняшний день существует ряд серьёзных проблем, оказывающих влияние на качественную сторону работу школы с продлённым днём: организация предметно – пространственной среды, режима и мероприятий по охране здоровья детей – питания, отдыха, физкультурно – оздоровительной работы прогулок и др. Все эти проблемы по смыслу можно объединить в один вопрос – как в современной школе организовать жизнь и деятельность детей в школе, чтобы находиться в ней было хорошо и комфортно ребёнку и помогало процессу становления личности, гарантировало его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное).
Настоящий проект «Мы выбираем здоровый образ жизни» разработан в условиях реализации национально - образовательной инициативы «Наша новая школа» и раскрывает содержание в приоритетном направлении – здоровьесбережение и здоровый образ жизни. Он направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и формирование здорового образа жизни младших школьников в современных условиях.
Актуальность решения задачи психологического оздоровления воспитанников объясняется наличием у большинства из них таких негативных черт характера как: -агрессивность и жестокость по отношению к слабым и младшим товарищам, учителям и воспитателям, другим людям вообще, -эгоизм и неуживчивость в коллективе, -безволие и бесхарактерность, -пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам антисоциального поведения, -корыстолюбие и безволие, -слабость психолого-смыслового ядра личности. Это лишь частичный перечень личностных свойств относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребенка в неблагоприятной семье в раннем возрасте, но и неверными методами воспитания, ошибками педагогического характера, собственной не заинтересованностью воспитанников в работе над собой, в стремлении познавать новое, трудиться и творить. Актуальность решения задачи физического оздоровления организма воспитанников объясняется ростом заболеваний различного характера, развитию которых способствуют: неблагоприятная экологическая обстановка, -обучение подрастающего поколения в стенах образовательных учреждений ценой здоровья учащихся, условиями организации учебного процесса, -малоподвижный образ жизни, некомпетентность в знаниях и умениях поддерживать и укреплять свое здоровье. Актуальность решения задач общего оздоровления юного поколения объясняется и тем, что в наших образовательных учреждениях нет педагогики здоровья, вопросы культуры здоровья и здорового образа жизни преподаются по остаточному принципу.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
поиск наиболее оптимальных средств создания и укрепления здоровья учащихся, создания благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни.
- сформировать необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развивающие:
- развивать познавательное отношение к ЗОЖ, индивидуальные и творческие способности учащихся;
- содействовать физическому развитию школьников, закаливанию организма.
Воспитательные:
- воспитать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- формировать потребность в культуре общения, положительных привычках.
Методы реализации проекта
непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день;
принцип активного обучения — учащиеся являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий;
последовательность и систематичность — проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;
доступность — определяется, прежде всего ролью учителя как консультанта, организатора процесса;
прочность — знания подкрепляются практикой;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Работа ведётся по 4 направлениям – блокам.
- «Азбука здоровья»
- «Следствие ведут Колобки»
- «Физкультура!»
- «Сотвори в себе солнце»
Рабочий план реализации проекта
№ п/п
Мероприятие
Сроки об исполнении
Ответственный
Отметка об исполнение
1.
Разработка плана по подготовке и реализации проекта.
Изучение учебно - методической литературы, освещающей вопросы формирования здорового образа жизни учащихся, медицинских карт школьников.
Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой, целью и задачами.
Август-сентябрь
Учитель
2.
Выступление на МО классных руководителей , родительских собраниях. Знакомство с проектом.
1 четверть
Учитель
Решение: подготовить списки родителей, желающих оказать какую – либо помощь.
3.
Диагностика запросов, интересов и пожеланий учащихся. Анкета « «Я думаю так» . Анкетирование родителей по проблеме ЗОЖ.
Учитель.
4.
Деловая игра « Обзор здоровья» (определение степени интереса к вопросам ЗОЖ):
разработка программы действий учащихся по реализации проекта, определение целей и задач изучения.
Обсуждение организации поиска информации и распределение работы в творческих группах:
1 гр. – «Мы – друзья спорта».
2 гр. – « Мы – друзья ЗОЖ».
3 гр. – « Мы – друзья питания».
4 гр. – « Мы – друзья хорошего настроения».
Выбор руководителей в мини – группах.
Обсуждение и выбор защиты проекта.
Учитель
Решение: подготовить и провести защиту проекта в конце учебного года в форме внеклассного мероприятия «Здоровье человека» .
5.
Диагностика «Двигательная активность детей», «Психоэмоциональная устойчивость учащихся» (на начало учебного года).
Учитель
6.
Внесение изменений в содержание проекта на основе результата диагностик.
Ожидаемые результаты
1. Учащиеся школы будут информированы о технологиях формирования ЗОЖ. 2. Родители получат значимую информацию по формированию у детей основ ЗОЖ, включатся в общешкольный, общегородской и общегосударственный процесс воспитания физически и нравственно здорового поколения.
3. Между различными организациями, работающими в сфере здорового образа жизни, будет установлено сотрудничество, обмен опытом и ресурсами. 4. Увеличится число желающих освоить способы сохранения своего здоровья.
5. Улучшится психологический климат в детских классных коллективах.
6. Снизится количество учащихся с девиантным поведением и вредными привычками.
7. Учащиеся научатся рационально использовать свободное время.
8. Установится более тесное сотрудничество между родителями и педагогическим коллективом, что благотворно отразится на качестве обучения
детей.
Методы оценки результатов
организация работы школы с опорой на здоровьесьерегающие технологии;
организация занятий с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий;
физическое развитие;
тесное сотрудничество учителя начальных классов и родителями.
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции;
- высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
План дальнейшего развития проекта
По окончанию проекта весь наработанный материал будет использоваться в организации деятельности школы и в повседневной жизни учащихся, внеклассной работы учащихся.
Список использованных информационных
1. Р. М. Арсланова «Будьте здоровы». Начальная школа № 7, 2005 г.
2. Г. Ш. Тазиева «Здоровье в саду и на грядке». Начальная школа № 7, 2005 г.
3.Обухова Л. А, Лемяскина Л. А, Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007. – 288 с. – (Мастерская учителя)
4. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 256 с. – (Воспитательная работа)
с. 193-195(диагностические методики)
5. Поляков О.В. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»./ Автор – сост. О. В. Поляков. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. 6. Антонова Ю.А. «Лучшие спортивные игры для детей и родителей». – М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.XXI век», 2006. – 187 с. – (серии «Учимся играючи». «Азбука развития»).
7. Саляхова Л. И. «Настоящая книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность и физическое здоровье школьника». 1 – 4 классы / Л. И. Саляхова. – М.: Глобус, 2007. – 367 с.
8. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова «Здоровьесберегающая деятельность»: планирование, рекомендации, мероприятия / авт. – сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 205 с.
Интернет ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-409521.html - практическая внеклассная работа в 1 классе «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»
http://metodsovet.su/load/nach_inoe/proek_deyat/proekt_quot_propaganda_i_formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_quot/174-1-0-900 - проект «Пропаганда и формирование здорового образа жизни» (автор творческая группа: учителя начальных классов №57 Невского района С. – Петербурга)