Проект на тему «Как правильно питаться»
I.1Обоснование выбора: Изучив большую тему «Пищеварительная система» мы решили выяснить какова ситуация с правильным питанием у детей нашей школы с 5-9 класс.
I.2 Цель перед нами стояла такая:
изучить правила рационального и правильного питания
Узнать:
- как правильно питаться?
q каким должен быть режим питания?
q какие продукты можно употреблять без ограничений?
q каких продуктов питания следует избегать?
q влияет ли питание на здоровье?
I.3Методом проекта мы выбрали девиз: ««Мы живем для того, чтобы есть, или едим для того, чтобы жить? »
I.4 Задачи:
· изучить литературу;
· найти информацию в СМИ;
· провести соцопрос;
· проанализировать опрос и информацию;
· Подведение итогов.
· Размещение результатов работ учащихся на сайте школы.
I.5 Этапы работы:
- Подготовить и спланировать свою работу
· изучить литературу, найти информацию в интернете;
· беседа с детским врачом о состояние здоровья детей и подростков;
· провести исследование;
· создать презентацию « Правильное питание-залог здоровья»
II.Аннотация проекта
Тема правильного питания близка и понятна многим. Все знают, что правильное питание школьников – важнейшее условие его нормального роста и развития, залог здоровья. Но вот что такое «Правильное питание» - об этом у разных людей бытует невероятное количество суждений, порой догматических и лженаучных. Пожалуй, ни одна сфера той области знаний, которая посвящена сохранению и укреплению здоровья, не содержит столько предрассудков, недоразумений и ложных теорий, как питание.
Актуальность данного проекта прослеживается в свете реализации в Саратовской области, в том числе и в нашей школе№1, приоритетного национального проекта «Школьное питание», главной целью которого является правильное питание и сохранение здоровья школьника.
Проект направлен на формирование у школьников основ культуры питания, как одной из составляющих здорового образа жизни. В процессе работы учащиеся осознают ценность здоровья и здорового образа жизни, формируются понятия разнообразного питания, гигиены питания, режима питания, рациона питания, культуры питания. В результате реализации проекта учащиеся овладевают теоретическими понятиями в области правильного питания, знаниями основополагающих принципов здорового образа жизни, практическими умениями ориентирования в ассортименте продуктов.
Знания, полученные в результате реализации данного проекта, являются хорошей мотивацией для обучения школьников естественным дисциплинам.
Сохранение и укрепление здоровья детей - это один из важнейших вопросов в современном обществе. Сотни и тысячи трудов посвящены вопросу здоровья человека, миллионы ежедневно задумываются над особенно значимыми вопросами, стараясь решить проблемы, мешающие вести здоровый образ жизни. В ходе проекта ученики должны выработать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни: к занятиям физической культурой, правильному и рациональному питанию, рациональному использованию времени работы за компьютером, негативному отношению к вредным привычкам, правильной организацией учебного и свободного времени.
Проект нацелен на учащихся 8-ых классов, используется при изучении темы «Пищеварение». В ходе проведения проекта учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся проводить простые биологические исследования. Ребята изучат основы рационального питания, раскроют значение витаминов и оценят влияние пищевых добавок на здоровье человека, научатся использовать приобретенные знания в повседневной жизни для составления собственного рациона питания.
Основополагающий вопрос: Что дает правильное питание?
Проблемные вопросы: Как правильно питаться?
Этот вопрос интересует любого человека, который хочет получать от пищи не только удовольствие, но в первую очередь пользу. Реклама, новые продукты питания, развитие пищевых технологий сыграли с нашим поколением злую шутку, создав своеобразную подмену понятий: место «полезной пищи» заняла «вкусная пища».Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение, сердечнососудистые заболевания, диабет, повышенное давление и рак.
Планируемые результаты проекта:
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
- привлечение большего количества детей к правильному питанию, и как следствие улучшение знаний учащихся.
- увеличение охвата горячим питанием школьников.
- улучшение состояние здоровья детей по показателям заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи; обеспечение благоприятных условий для организации учебно-воспитательного процесса.
Исследовательская работа
Состояние здоровья детей и подростков в настоящее время является весьма актуальной проблемой и заслуживает самого серьёзного внимания со стороны органов здравоохранения и образования, так как от физического, психического и репродуктивного потенциала подрастающего поколения зависит здоровье и качество жизни основной массы работоспособного населения страны через 10-15 лет.
В настоящее время 70% детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет страдают хронической патологией. Большинство из них имеют 2 и более заболеваний, а также 2-3 функциональных расстройства. Заболеваемость подростков отличается комплексностью, сочетаемостью патологических отклонений. Увеличилось число детей с дисгармоничным физическим развитием, избыточной массой тела или с ее дефицитом.
За период обучения в школе число больных детей увеличивается в два раза, особенно в 4 - 5 классах, когда совпадают периоды полового созревания и повышения учебной нагрузки. К 8 классу в четыре раза возрастает частота нарушений со стороны органов зрения, в три раза – пищеварительной, мочевыводящей системы, в два раза - нервно-психических расстройств и болезней сердечнососудистой системы.
Подростковый возраст – это период бурного роста, полового созревания, при этом ситуация усложняется тем, что системы и органы часто развиваются не в едином темпе. У подростков повышается аппетит – и это хорошо, его следует обязательно удовлетворять. Но употреблять в пищу следует, не что попало, а определенные продукты.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, наиболее встречающимися заболевания пищеварительной системы у школьников являются гастрит, холецистит, панкреатит, которые связанны с неправильным питанием.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей является неправильное питание детей.
Считаете ли Вы правильным и здоровым свой режим и рацион питания?
В % от числа опрошенных
Не вполне
Немаловажной проблемой питания детей является и вопрос вкусовых предпочтений. Большинство детей приходят в школу с устойчивыми привычками к фаст - фуду (быстрое питание). Они хотят, есть в школе пиццу, гамбургеры, чисбургеры, пельмени, чипсы и др. То, что удобно готовить современной семье и то, что рекламируется в средствах массовой информации.
С 3.03.2013 по 14.03.2013 среди 5-9 классов мы проводили анкетирование.
- 1.Употребляете ли вы чипсы, жевательные резинки.
- 2. Сколько раз в день вы принимаете пищу?
- 3.Кушаете ли вы каши.
- 4. Употребляете ли вы первые блюда.
- 5.Едите ли сладкое перед едой.
- 8Любяти ли салаты из овощей.
- Питание – один из факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование здоровья подростков.
- Недостаточное поступление питательных веществ в юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронических патологий.
- Проблема правильной организации питания школьников имеет не только медицинское, но и большое социально-экономическое значение, так как является одним из важных факторов, формирующих здоровье и последующее развитие человека.
- Питание обеспечивает адекватность биохимической адаптации растущего организма к постоянно изменяющимся условиям жизни.
- Именно в детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются особенности метаболизма взрослого человека.
- Таким образом, от правильной организации питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.
Список использованной литературы:Печатная литература:
1. Энциклопедия для девушек и женщин:[текст]– Санкт-Петербург «Диамант», 1996.
2. Гигиена и здоровье А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов.
3. Биология.Человек.Д. В. Колесов,Р.Д. Маш,И.Н. Беляев