kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарь - это вселенная в алфавитном порядке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные игры дают возможность проверить и закрепить знания по русскому языку, полученные учениками на уроках. Во время игр дети получают уникальную возможность дополнить свои знания. В игре дети активизируются, увлекаются, размышляют, находясь в неформальной обстановке. Победителем чаще всего оказывается тот, кто не просто больше знает, а тот, у кого лучше развиты воображение, логическое мышление, наблюдательность и умение пользоваться знаниями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарь - это вселенная в алфавитном порядке. »

«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке».

(Познавательная игра по русскому языку для обучающихся 6 -7 классов).


Цель: познакомить обучающихся в основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оборудование: орфографические, толковые, этимологические, фразеологические и другие словари (синонимов, антонимов, иностранных слов).

Класс разделен на 2 (можно и 3,4) команды.

Ход игры.

Вступительное слово учителя.

- Если человек не знает, как написать слово, какой словарь он откроет?

*/дети отвечают/

- Если человек не знает значение слова, в какой словарь он заглянет?

*/дети отвечают/

- Если нужно узнать значение иностранного слова, какой словарь нужен человеку?

*/дети отвечают/

Словари бывают разные и посвящены самым разным областям человеческой жизни и деятельности. Есть словари философские, политические, музыкальные, словари терминов и т.д. Так что же такое словарь? Это «сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык». Вольтер писал: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…»

Ученик: Всю свою жизнь посвятил В.И.Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А сколько слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за свою жизнь собрал еще столько же, ранее ученым неизвестных, - он называл их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-х томный «Толковый словарь живого великорусского языка» - труд всей жизни В.И.Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.

Задание 1.

Учитель: Слово «толковый» означает дельный, разумный. А применительно к словарю – содержащий в себе толкование, объяснение. Перед вами «Толковый словарь» С.И.Ожегова. Используя его, дайте объяснение словам:

библиотекарь и библиофил;

абонент и абонемент;

дипломат и дипломант.

*/дети отвечают/

Задание 2.

Учитель: Как расположены слова в словаре? Расставьте слова в алфавитном порядке

август, автор, авиация, альтернатива;

мастер, март, машина, марево;

роса, роща, роскошь, росток .

*/дети отвечают/

Задание 3.

Учитель: Существуют орфоэпические словари. О чем узнаем, если откроем такой словарь?

А теперь правильно произнесите слова : наводчик, скворечник, шоссе, пюре, яичница.

Задание 4.

Учитель: Существуют трудности, связанные с постановкой ударения в словах. Поставьте ударение в словах и произнесите эти слова.

Брал, брала, брало, брали.

Гнал, гнала, гнало, гнали.

Занял, заняла, заняло, заняли.

Понял, поняла, поняло, поняли.

*/дети отвечают/

Задание 5. Ударение в русском литературном языке имеет большое значение. Ударение помогает отличать одно слово от другого. Составьте предложения со словами: «атлас», хлопок», «замок».

*/дети составляют предложения/

Что такое антонимы? Составьте предложения со словами: «ключ», «коса», «лук».

*/дети составляют предложения/

Задание 6.

Учитель: Заглянем в этимологический словарь. Что общего между словами «медведь» и «ведьма»?

Что общего между «дачей» и «подарком»?

Что общего между «городом» и «огородом»?

Что общего между «грядкой» и «грудью»?

*/дети отвечают/

Задание 7.

Учитель: Теперь в ваших руках словари синонимов. Подберите синонимы к словам: «бесстрашный», «веселый», «быстрый», «внимательный», «говорить», «блестеть».

*/дети отвечают/

Задание 8.

Учитель: Как называются слова с противоположным значением? Перед вами словари антонимов. Найдите антонимы к словам: «будущее», «возвышенный», «смелый» и т.д.

*/дети отвечают/

Учитель: А теперь вспомните пословицы, в которых встречаются антонимы.

Дети вспоминают пословицы. Например, «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Кто хочет много знать, тому мало надо спать», «Корень учения горек, да плод его сладок».

Задание 9.

Учитель: Русский язык богат фразеологизмами. Что мы называем фразеологизмами? Каковы источники фразеологизмов? Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое – либо выражение.

*/ученики рассказывают о происхождении фразеологизмов/

Нить Ариадны.

Авгиевы конюшни.

Панический страх.

Яблоко раздора.

Пиррова победа.

Муки Тантала

Ящик Пандоры.

Прометеев огонь.

Учитель: А как вы объясните фразеологизмы?

Гордиев узел.

Ахиллесова пята.

Геркулесовы столпы.

Крокодиловы слезы.

Копья ломать.

Если затрудняетесь, то можете заглянуть в словарь.

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употребить в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Словарь - это вселенная в алфавитном порядке.

Автор: Шабарчина Наталья Викторовна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Ода словарям. Библиотечный урок для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(47) "oda-slovariam-bibliotiechnyi-urok-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "129808"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415777054"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Внеурочное занятие кружка «Загадки русского языка». «Путешествие по страницам словарей»"
    ["seo_title"] => string(88) "vnieurochnoiezaniatiiekruzhkazaghadkirusskoghoiazykaputieshiestviiepostranitsamslovariei"
    ["file_id"] => string(6) "261284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449089297"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Проект урока "Учимся работать со словарем" "
    ["seo_title"] => string(43) "proiekt-uroka-uchimsia-rabotat-so-slovariem"
    ["file_id"] => string(6) "181748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425392318"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока русского языка на тему "Безударные падежные  окончания имён существительных в единственном числе."4 класс "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-biezudarnyie-padiezhnyie-okonchaniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "148408"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419692676"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок - заседание "В гостях у словарей" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "urok-zasiedaniie-v-ghostiakh-u-slovariei-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "268577"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450641332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства