Познавательные игры дают возможность проверить и закрепить знания по русскому языку, полученные учениками на уроках. Во время игр дети получают уникальную возможность дополнить свои знания. В игре дети активизируются, увлекаются, размышляют, находясь в неформальной обстановке. Победителем чаще всего оказывается тот, кто не просто больше знает, а тот, у кого лучше развиты воображение, логическое мышление, наблюдательность и умение пользоваться знаниями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словарь - это вселенная в алфавитном порядке. »
«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке».
(Познавательная игра по русскому языку для обучающихся 6 -7 классов).
Цель: познакомить обучающихся в основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.
Оборудование: орфографические, толковые, этимологические, фразеологические и другие словари (синонимов, антонимов, иностранных слов).
Класс разделен на 2 (можно и 3,4) команды.
Ход игры.
Вступительное слово учителя.
- Если человек не знает, как написать слово, какой словарь он откроет?
*/дети отвечают/
- Если человек не знает значение слова, в какой словарь он заглянет?
*/дети отвечают/
- Если нужно узнать значение иностранного слова, какой словарь нужен человеку?
*/дети отвечают/
Словари бывают разные и посвящены самым разным областям человеческой жизни и деятельности. Есть словари философские, политические, музыкальные, словари терминов и т.д. Так что же такое словарь? Это «сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык». Вольтер писал: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…»
Ученик: Всю свою жизнь посвятил В.И.Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А сколько слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за свою жизнь собрал еще столько же, ранее ученым неизвестных, - он называл их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-х томный «Толковый словарь живого великорусского языка» - труд всей жизни В.И.Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.
Задание 1.
Учитель: Слово «толковый» означает дельный, разумный. А применительно к словарю – содержащий в себе толкование, объяснение. Перед вами «Толковый словарь» С.И.Ожегова. Используя его, дайте объяснение словам:
библиотекарь и библиофил;
абонент и абонемент;
дипломат и дипломант.
*/дети отвечают/
Задание 2.
Учитель: Как расположены слова в словаре? Расставьте слова в алфавитном порядке
август, автор, авиация, альтернатива;
мастер, март, машина, марево;
роса, роща, роскошь, росток .
*/дети отвечают/
Задание 3.
Учитель: Существуют орфоэпические словари. О чем узнаем, если откроем такой словарь?
А теперь правильно произнесите слова : наводчик, скворечник, шоссе, пюре, яичница.
Задание 4.
Учитель: Существуют трудности, связанные с постановкой ударения в словах. Поставьте ударение в словах и произнесите эти слова.
Брал, брала, брало, брали.
Гнал, гнала, гнало, гнали.
Занял, заняла, заняло, заняли.
Понял, поняла, поняло, поняли.
*/дети отвечают/
Задание 5. Ударение в русском литературном языке имеет большое значение. Ударение помогает отличать одно слово от другого. Составьте предложения со словами: «атлас», хлопок», «замок».
*/дети составляют предложения/
Что такое антонимы? Составьте предложения со словами: «ключ», «коса», «лук».
*/дети составляют предложения/
Задание 6.
Учитель: Заглянем в этимологический словарь. Что общего между словами «медведь» и «ведьма»?
Что общего между «дачей» и «подарком»?
Что общего между «городом» и «огородом»?
Что общего между «грядкой» и «грудью»?
*/дети отвечают/
Задание 7.
Учитель: Теперь в ваших руках словари синонимов. Подберите синонимы к словам: «бесстрашный», «веселый», «быстрый», «внимательный», «говорить», «блестеть».
*/дети отвечают/
Задание 8.
Учитель: Как называются слова с противоположным значением? Перед вами словари антонимов. Найдите антонимы к словам: «будущее», «возвышенный», «смелый» и т.д.
*/дети отвечают/
Учитель: А теперь вспомните пословицы, в которых встречаются антонимы.
Дети вспоминают пословицы. Например, «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Кто хочет много знать, тому мало надо спать», «Корень учения горек, да плод его сладок».
Задание 9.
Учитель: Русский язык богат фразеологизмами. Что мы называем фразеологизмами? Каковы источники фразеологизмов? Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое – либо выражение.
*/ученики рассказывают о происхождении фразеологизмов/
Нить Ариадны.
Авгиевы конюшни.
Панический страх.
Яблоко раздора.
Пиррова победа.
Муки Тантала
Ящик Пандоры.
Прометеев огонь.
Учитель: А как вы объясните фразеологизмы?
Гордиев узел.
Ахиллесова пята.
Геркулесовы столпы.
Крокодиловы слезы.
Копья ломать.
Если затрудняетесь, то можете заглянуть в словарь.
Заключительное слово учителя.
Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употребить в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.