Данное мероприятие рекомендуется для проведения в школах для учащихся средних и старших классах, учреждений дополнительного образования, лагерных смен.
Организаторам перед началом игры рекомендуется провести с участниками беседу о проблеме употреблении и распространения наркотиков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Скажи волшебное - нет! Познавательная игра»
Санникова
Екатерина Васильевна
педагог
дополнительного образования
руководитель
кружка «Вираж»
г. Новосибирск, 2014
«Скажи волшебное - нет!
Познавательная игра
"Наркомания не делает поблажек, она забирает человека целиком,
вместе с его телом, душой и рассудком".
Ратмир Тумановский
Пояснительная записка
Один из мифов советской педагогики и позиции родителей заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Время показало, что комфортность условий обучения - вещь необходимая, но не достаточная. Проблема употребления вредных веществ детьми продолжает оставаться достаточно острой.
Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии здоровьесберегающих интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.
Цель игры:В игровой форме показать подросткам и их родителям опасность употребления и распространения наркотических веществ.
Правила игры: В игре принимают участие 2-3 команды по 5-6человек учащихся и одна команда родителей. Заранее придумывается название команды и выбирается капитан. Команда, набравшая больше баллов, по итогам всех заданий, становится победителем.
Вед: Я расскажу вам одну легенду, которая позволит расставить все точки над i.
"Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь.… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
- "Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это".
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать "тонущих" детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Так вот, задача педагогов и родителей - "добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду", то есть, заниматься своим делом - профилактикой.
Задание №1
«Эрудиты»
1. Пять тысяч лет назад было открыто психоактивное свойство этого вещества. Первые препараты этого вещества носили название «Лаудан».
В 1805 году из этого препарата получили морфин. О каком веществе идет речь?
Ответ: Опий от латинского «опиум».
2. Какое вещество может привести к зависимости уже через два дня?
( Героин, опий, гашиш или кокаин?)
Ответ: Героин.
3.Еще испанские конквистадоры (завоеватели, грабители, захватчики) заметили, что кузнецы американского континента жуют листья какого-то растения, содержащего вещество, которое для наркоманов является «деликатесом», и они его особенно ценят по причине исключительно сильного эффекта. Что это за вещество?
Ответ: кокаин
4. С какими наркотиками связано общественное движение «Хиппи»?
Ответ: Марихуана
5. Какой вид наркомании характеризуется следующими признаками: химический запах при дыхании или от одежды; необычные болезненные участки на теле, покраснения или сыпь вокруг носа или рта; постоянный кашель, снижение аппетита, невнятная речь; странность в поведении, скрытность.
Ответ: токсикомания
6. Этот вид наркотиков оказывает мощный психотропный эффект. Люди, употребляющие их, теряются во времени, могут слышать звуки, видеть то, чего нет. Так же эти наркотики влияют на некоторые области мозга, отвечающие за координацию, мыслительный процесс, слух и зрение.
8.Перечислите вещества, которые наиболее часто используют токсикоманы.
Ответ: клей, растворитель красок, жидкость для химической завивки, лак для ногтей, газ для зажигалок, бензин другие нефтепродукты.
Задание №2
Причины употребления наркотиков
- У нас есть 4 команды. Каждой команде я дам карточку с указанием одной из причин употребления наркотиков. Нужно привести соответствующие примеры и, если есть идеи, предложить: чем помочь ребятам, которые по этой причине оказываются в беде.
1 карточка – Удовлетворение любопытства.
2 карточка – Мода
3 карточка – Подражание
4 карточка - Душевные расстройства
Задание №3
«Внешние признаки»
Командам выдаются листы бумаги А3 , их задача написать как можно больше внешних признаков возможного употребления наркотиков.
Ответы:
- чрезмерное сужение и расширение зрачков;
-коричневый налет на языке;
-бледность, отечность, покраснение глазных яблок;
-необычные пятна или следы на одежде, исходящий от вещей странный запах;
-бледность и ненормальный цвет кожи и т.д.
Задание №4
«Продолжи пословицы»
1. Здоровье сгубишь - новое не купишь.
2.Если не хочешь горя узнать - не пробуй наркотики употреблять.
3.Кто сигаретою дымит, - тот жизнь на годы сократит.
4. Было бы здоровье - остальное будет.
5.Если хочешь долго жить – не смей наркотикам служить.
Задание №5
Верите ли вы…-
Перед вами на полу карточки, если вы согласны, то поднимаете карточку с ответом «ДА». Если не согласны, то соответственно с «НЕТ».
1. Верите ли вы что, наркотики появились в 19 веке? (Нет)
Ответ: Наркотики появились более 5 тыс. лет назад Шаманы, прорицатели, жрецы использовали различные растительные наркотики и посредством магических обрядов и церемоний, пытались изменить состояние
сознания, вызвать чувство особого психического подъема.
2. Верите ли вы, что, в античные времена мак использовался для снятия боли и стресса? (Да)
Ответ: Мак помогал людям переносить боль и забывать страх. Его использовали в медицинских целях.
3. Верите ли вы что, авторы литературных произведений 19 в. способствовали распространению наркотиков в Европе? (Да)
Ответ: Массовое употребление наркотиков в Европе началось в 19 веке и этому способствовало литературное течение того времени, когда сами авторы произведений употребляли наркотики, в основном гашиш и опиум, входили в состояние галлюциногенных снов, в котором и писали свои произведения, описывая прелести наркотического состояния.
4. Правда ли, что гашиш (марихуана) – самый распространенный наркотик? (Да)
Ответ: В нашей культурной среде гашиш самый распространенный наркотик. Количество молодых людей хотя бы с однократным опытом употребления гашиша трудно определить; 15-30% - это возрастная группа 20-летних людей. Постоянными потребителями, например, являются 5%.
5. Правда ли что, в 1820 г. в Китае началась кокаиновая война? (Нет)
Ответ: Война была, но только не кокаиновая, а опиумная, приведшая к разрушению здоровья нации. Первое промышленное производство опиума было организовано в Бенгалии английской компанией, которая владела монополией на производство опиума в этой стране и продавала его в Китай. Когда в 1820 г. правительство Китая ввело запрет на импорт опиума, правительство Великобритании развязало первую опиумную войну, а спустя 15 лет вспыхнула вторая опиумная война, к которой уже присоединились французы и американцы. Китай проиграл войну, и, спасая страну от порабощения и инфляции, сам стал выращивать собственный опиумный мак.
6. Правда ли что, опиум попал в Европу из Южной Америки? (Нет)
Ответ: Крестоносцы завезли опиум с Ближнего Востока.
7. Правда ли что, наркомания стала одной из важнейших мировых проблем лишь в ХХ в.? (Да)
Ответ: Так как раньше люди употребляли наркотики разово и количество людей, употребляющих их, было меньше.
«Твердое - нет!»
Какие существуют опасности, связанные с употреблением наркотиков?
Ответы:
–передозировка ведет к потери сознания, и даже смерти;
-аварии в состоянии наркотического опьянения;
-привыкание, физическая и психологическая зависимость;
-растерянность, плаксивость, галлюцинации;
-эмоциональное возбуждение и неадекватное поведение;
-провалы памяти;
-врожденные дефекты у детей;
-эмоциональные и физические нарушения;
-даже однократное применение кокаина может вызвать смерть;
-каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются;
-от нестерильной иглы, возможно, заразиться СПИДом;
-наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть опасны и вызывать серьезные заболевания, если их принимать долго и в не правильных дозах.
Задание №6
«Закончи четверостишие»
Подросток, не колись и не нюхай клея…… учись и будешь – второй Менделеев!
Подведение итогов.
Награждение.
Методические советы
Данное мероприятие рекомендуется для проведения в школах для учащихся средних и старших классах, учреждений дополнительного образования, лагерных смен.
Организаторам перед началом игры рекомендуется провести с участниками беседу о проблеме употреблении и распространения наркотиков.
На реальных примерах из жизни, из телепередач обращать внимание ребенка на то, как плохо выглядит человек, принимающий наркотики, как он неопрятен, как от него скверно пахнет, какие дурные поступки он совершает. Как говорится, предупрежден - значит вооружен;
замечательно, если у ребенка есть увлечение, любое интересное ему дело;
если вы сами курите или употребляете алкоголь, лучше отказаться от этого или хотя бы не делать этого при ребенке и объясните, что это пагубная привычка, избавиться от которой очень непросто, и вы не пожелали бы такой зависимости ему. Наверное, ребенок поймет.
и, наконец, в семье ребенка должны любить, уважать и понимать. Он должен знать, что вы его всегда поддержите, во всем поможете. Дом, семья - это то, на что он всегда может рассчитывать, что бы ни случилось. Все наши комплексы, проблемы родом из детства. А те ценности, что заложили родители, остались с нами на всю жизнь.
Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает - значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям.
Для зрелищности советуем красочно оформить все этапы, командам сделать отличительные эмблемы, изготовить отрядные флаги, приготовить замысловатую карту маршрута.
Этапы необходимо расположить на значительном расстоянии, или же в зоне, не видимой для соперников.
Итоги желательно подводить по ходу игры, каждый экзаменатор после прохождения этапа, выставляет оценки. К окончанию конкурса должны быть известны победители.
Литература:
1. Безух, К. Узнать, понять, остановить: [о вреде наркотиков] / К. Безух // Здоровье детей. – 2005. – № 5 (1-15 март). – С. 34
2.Тихомиров, С. Признаки потребления психоактивных веществ / С. Тихомиров // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. – № 9. – С. 55.
3.К 603 Колесов, Д. В. Наркомания // Болезни поведения: воспитание здорового образа жизни / Д. В. Колесов. – М.: Дрофа, 2002. – С. 103-127.
Памятка для родителей
Вас должно насторожить, если:
"ребенок потерял аппетит, у него ухудшилась память.
"изменяется характер: появляются замкнутость или истеричность, раздражение, резко меняется настроение, медлительность.
"если из дома пропадают ценности, деньги, что-то из его одежды.
"если он порвал со старыми друзьями и завел новых, если прогуливает уроки, стал равнодушным к успеваемости в школе.
"если расширены или наоборот сужены (это зависит от типа наркотика) зрачки, покраснели глаза, вероятны изменения цвета кожи, запах от тела, тошнота, рвота.
"и, наконец, главный признак - следы от уколов, чаще всего на руках.