Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русскому языку; закреплять навык соблюдения правил поведения в детском саду; развивать способность оказать помощь сверстнику.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику, фонематический слух детей, связанную речь, память, умение анализировать. Совершенствовать звуковую культуру речи детей. Развивать грамматический строй речи. Развивать способность сохранять устойчивый познавательный интерес.
Образовательные: Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные»; умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук; закрепить умение составлять предложение по графическим схемам; закрепить правильное печатание букв.
Планируемый результат: Проявляют интерес в процессе образовательной деятельности, умеют вести диалог, высказывать свою точку зрения. Различают такие понятия, как «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные». Умеют делить слова на слоги, составлять по схемам предложения.
Методы и приемы: Показ, объяснение, вопросы, рассматривание, сравнение, физкультминутка, игра, индивидуальная работа на листочках с заданиями
Наглядные средства обучения: Демонстрационный материал: проектор, ноутбук, Mimio планшет, презентация, картинки с мягкими и твердыми звуками; раздаточный материал: цветные карандаши, цветные квадратики, задания на листочках, воздушные шарики, книги.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений, дидактические игры «Найди звук в слове», «Узор из звуков», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница»
ХОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик. А к нему что-то привязано. Что это? (конверт) и явно не пустой. Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте. «Мои дорогие юные друзья! Я, королева Знаний, прошу вас о помощи. В последнее время в моей стране происходят сплошные недоразумения, то звуки местами поменяются, то буквы убегут из слов, то слоги рассыпятся. Помогите, пожалуйста, навести порядок. А за каждое выполненное задание вы получите букву. Жду вас с нетерпением! »
-Ну что, согласны отправиться в страну Знаний? А чтобы быстрее оказаться в сказочной стране предлагаю вам полететь на воздушных шариках. Но шарики у нас не простые, а волшебные. Здесь три шарика: красный, синий и зеленый. Нужно выбрать каждому свой шар по первому звуку в своем имени. Например, Алина, какой звук выберешь ты?
Ребенок: Я выберу красный шар, потому что мое имя начинается с гласного звука А.
Дети выбирают шары и объясняют свой выбор.
Воспитатель: А теперь готовы отправиться? Прежде чем отправиться, скажем волшебные слова.
Артикуляционная гимнастика (хором).
Чу – чу – чу, в страну знаний полечу.
Им – им – им, мы на шариках хотим.
Ши – ши – ши, всем поможем от души.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Звучит песня «Воздушные шарики»
Воспитатель: Вот мы и очутились в стране Знаний. Положите свои шарики на пол. Садитесь на свои места.
Слышатся звуки города.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, сколько разных звуков звучит, которые издают разные предметы или явления. И для того, чтобы понять, кто или что производит какой - либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук? (Его надо произнести).
Воспитатель: Значит, что такое звук? (Это то, что мы можем услышать и произнести).
Воспитатель: Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки можно пропеть, воздух свободно выходит изо рта, не встречает преграду).
Воспитатель: Как произносятся согласные звуки? (при произнесении согласного звука воздух встречает преграду из языка, зубов, губ).
Айгуль:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Диляра:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Воспитатель: Гласные звуки очень дружат с согласными звуками. А в нашей стране звуки заблудились. Послушайте стихотворение и поставьте звуки по местам.
Игра «Звук заблудился»
1. Сели в лож(д)ку и айда
По реке туда-сюда.
2. На глазах у детворы
Крыс(ш)у красят маляры.
3. Мы собирали васильки,
На головах у нас щ(в)енки.
4. Мама с б(д)очками пошла
По дороге вдоль села.
5. На пожелтевшую траву
Роняет лев(с) свою листву.
Воспитатель: Вот теперь стихи стали понятными. А у нас опять беда: звук потерялся, нужно найти его место в слове: в начале, в середине или в конце слова и отметить красным цветом.
Игра «Найди место звука в слове»
Дети выполняют задание индивидуально, затем один ребенок выходит к доске, все проверяют правильность выполненной работы.
Воспитатель: В нашей сказочной стране живут два гномика Динь и Дон. Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки. А серьезный Дон - твердые. Комната Диня - зеленая, комната Дона - синяя. Да вот они и сами пожаловали.
Под музыку появляются дети-гномики в синем и зеленом колпачках.
Динь: Я—Динь, веселый гномик,
Люблю зеленый цвет!
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший—нет!
Дон: Я—Дон, люблю звук твердый,
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет!
Вместе: Кто-то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал!
Гномики вручают картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твердого или мягкого звука.
Игра «Поможем гномикам»
Воспитатель: Ребята, помогите гномикам разобрать картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются с … звука. А Диню?
Дети вручают гномикам соответствующие картинки.
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков, звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко и во рту ничего не мешает. А согласные не пропоешь, когда мы их произносим во рту работает язычок. Согласные звуки бывают твердые или мягкие. Звуки мы слышим и произносим. А что мы пишем и читаем? Верно – буквы!
Воспитатель: Но в нашей стране буквы заболели. Нам нужно помочь им. Возьмите листочки с буквами и допишите их.
Игра «Допиши букву»
Дети за столом дописывают буквы, у них получается слово «ЗИМА».
Максим: Много с буквами хлопот
Уж, такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а какое слово у вас получилось?
Давайте попробуем выложить слово «ЗИМА» нашими условными обозначениями: гласные - красный квадрат, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый и расскажем про звуки этого слова.
Звуковой анализ слова «Зима»
Дети выкладывают цветные квадратики (зеленый/красный/синий/красный) и называют звуки, характеризуя их.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что слова бывают короткими и длинными. Как можно измерить слово? (слогами). Что такое слог? (часть слова, которую мы произносит одним толчком воздуха). Сколько в слове гласных, столько и слогов. А еще мы с вами может подставить ладонь под подбородок, сколько раз открывался рот, столько и слогов.
Яна: Измерить длиннющее слово—
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать—
Хлопать в ладоши пора начинать!
Игра – физкультминутка «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Вам необходимо хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «Машина», подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в слове «мяч», покружиться, присесть и т.д.
Воспитатель называет слово, дети выполняют задание.
Воспитатель: А в нашей стране слоги потерялись. Давайте найдем каждому слогу свое место, чтобы получилось слово.
Игра «Найди слог»
Воспитатель: Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).
Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено). Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки? А теперь посмотрите на картину, составьте предложение по схеме.
Дети составляют предложения по схеме.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Вот наше путешествие подходит к концу.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Возьмите свои шарики и полетели.
Звучит песня «Воздушные шарики»
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад обратно. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание показалось трудным?
Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Королева Знаний благодарит вас, ребята, и она передает вам в подарок вот эти умные книжки, чтобы вы быстрее научились читать. Молодцы!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русскому языку; закреплять навык соблюдения правил поведения в детском саду; развивать способность оказать помощь сверстнику.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику, фонематический слух детей, связанную речь, память, умение анализировать. Совершенствовать звуковую культуру речи детей. Развивать грамматический строй речи. Развивать способность сохранять устойчивый познавательный интерес.
Образовательные: Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные»; умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук; закрепить умение составлять предложение по графическим схемам; закрепить правильное печатание букв.
Планируемый результат: Проявляют интересв процессе образовательной деятельности, умеют вести диалог, высказывать свою точку зрения. Различают такие понятия, как «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные». Умеют делить слова на слоги, составлять по схемам предложения.
Методы и приемы: Показ, объяснение, вопросы, рассматривание, сравнение, физкультминутка, игра, индивидуальная работа на листочках с заданиями
Наглядные средства обучения:Демонстрационный материал: проектор, ноутбук, Mimio планшет, презентация, картинки с мягкими и твердыми звуками; раздаточный материал: цветные карандаши, цветные квадратики, задания на листочках, воздушные шарики, книги.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений, дидактические игры «Найди звук в слове», «Узор из звуков», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница»
ХОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик. А к нему что-то привязано. Что это? (конверт) и явно не пустой. Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте. «Мои дорогие юные друзья! Я,королева Знаний, прошу вас о помощи. В последнее время в моей стране происходят сплошные недоразумения, то звуки местами поменяются, то буквы убегут из слов, то слоги рассыпятся. Помогите, пожалуйста, навести порядок. А за каждое выполненное задание вы получите букву. Жду вас с нетерпением! »
-Ну что, согласны отправиться в страну Знаний? А чтобы быстрее оказаться в сказочной стране предлагаю вам полететь на воздушных шариках. Но шарики у нас не простые, а волшебные. Здесь три шарика: красный, синий и зеленый. Нужно выбрать каждому свой шар по первому звуку в своем имени. Например, Алина, какой звук выберешь ты?
Ребенок: Я выберу красный шар, потому что мое имя начинается с гласного звука А.
Дети выбирают шары и объясняют свой выбор.
Воспитатель: А теперь готовы отправиться? Прежде чем отправиться, скажем волшебные слова.
Артикуляционная гимнастика (хором).
Чу – чу – чу, в страну знаний полечу.
Им – им – им, мы на шариках хотим.
Ши – ши – ши, всем поможем от души.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Звучит песня «Воздушные шарики»
Воспитатель: Вот мы и очутились в стране Знаний. Положите свои шарики на пол. Садитесь на свои места.
Слышатся звуки города.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, сколько разных звуков звучит, которые издают разные предметы или явления. И для того, чтобы понять, кто или что производит какой - либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук? (Его надо произнести).
Воспитатель: Значит, что такое звук? (Это то, что мы можем услышать и произнести).
Воспитатель: Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки можно пропеть, воздух свободно выходит изо рта, не встречает преграду).
Воспитатель: Как произносятся согласные звуки? (при произнесении согласного звука воздух встречает преграду из языка, зубов, губ).
Айгуль:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Диляра:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Воспитатель: Гласные звуки очень дружат с согласными звуками. А в нашей стране звуки заблудились. Послушайте стихотворение и поставьте звуки по местам.
Игра «Звук заблудился»
1. Сели в лож(д)ку и айда
По реке туда-сюда.
2. На глазах у детворы
Крыс(ш)у красят маляры.
3. Мы собирали васильки,
На головах у нас щ(в)енки.
4. Мама с б(д)очками пошла
По дороге вдоль села.
5. На пожелтевшую траву
Роняет лев(с) свою листву.
Воспитатель: Вот теперь стихи стали понятными. А у нас опять беда: звук потерялся, нужно найти его место в слове: в начале, в середине или в конце слова и отметить красным цветом.
Игра «Найди место звука в слове»
Дети выполняют задание индивидуально, затем один ребенок выходит к доске, все проверяют правильность выполненной работы.
Воспитатель: В нашей сказочной стране живут два гномика Динь и Дон. Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки. А серьезный Дон - твердые. Комната Диня - зеленая, комната Дона - синяя. Да вот они и сами пожаловали.
Под музыку появляются дети-гномики в синем и зеленом колпачках.
Динь: Я—Динь, веселый гномик,
Люблю зеленый цвет!
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший—нет!
Дон: Я—Дон, люблю звук твердый,
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет!
Вместе: Кто-то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал!
Гномики вручают картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твердого или мягкого звука.
Игра «Поможем гномикам»
Воспитатель: Ребята, помогите гномикам разобрать картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются с … звука. А Диню?
Дети вручают гномикам соответствующие картинки.
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков, звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко и во рту ничего не мешает. А согласные не пропоешь, когда мы их произносим во рту работает язычок. Согласные звуки бывают твердые или мягкие. Звуки мы слышим и произносим. А что мы пишем и читаем? Верно – буквы!
Воспитатель: Но в нашей стране буквы заболели. Нам нужно помочь им. Возьмите листочки с буквами и допишите их.
Игра «Допиши букву»
Дети за столом дописывают буквы, у них получается слово «ЗИМА».
Максим: Много с буквами хлопот
Уж, такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а какое слово у вас получилось?
Давайте попробуем выложить слово «ЗИМА» нашими условными обозначениями: гласные - красный квадрат, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый и расскажем про звуки этого слова.
Звуковой анализ слова «Зима»
Дети выкладывают цветные квадратики (зеленый/красный/синий/красный) и называют звуки, характеризуя их.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что слова бывают короткими и длинными. Как можно измерить слово? (слогами). Что такое слог? (часть слова, которую мы произносит одним толчком воздуха). Сколько в слове гласных, столько и слогов. А еще мы с вами может подставить ладонь под подбородок, сколько раз открывался рот, столько и слогов.
Яна: Измерить длиннющее слово—
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать—
Хлопать в ладоши пора начинать!
Игра – физкультминутка «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Вам необходимо хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «Машина», подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в слове «мяч», покружиться, присесть и т.д.
Воспитатель называет слово, дети выполняют задание.
Воспитатель: А в нашей стране слоги потерялись. Давайте найдем каждому слогу свое место, чтобы получилось слово.
Игра «Найди слог»
Воспитатель: Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).
Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено). Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки? А теперь посмотрите на картину, составьте предложение по схеме.
Дети составляют предложения по схеме.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Вот наше путешествие подходит к концу.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Возьмите свои шарики и полетели.
Звучит песня «Воздушные шарики»
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад обратно. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание показалось трудным?
Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Королева Знаний благодарит вас, ребята, и она передает вам в подарок вот эти умные книжки, чтобы вы быстрее научились читать. Молодцы!