kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Секреты бабушкиного сундука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Постижение народной мудрости через знакомство с различными видами народных ремесел, видов рукоделий и общением с мастерами - умельцами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Секреты бабушкиного сундука»


Тема урока: «Секреты бабушкиного сундука» (5 класс)

Цель урока:

Постижение народной мудрости через знакомство с различными видами народных ремесел, видов рукоделий и общением с мастерами - умельцами.

Задачи:

Воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к старшему поколению,

Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого,

Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту,

к народным ценностям, к родному краю, к отчему дому.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, сундучок, карточки с заданиями, инвентарь для чаепития.

домашнее задание ученикам: экспонаты на тему: «Вот какие наши бабушки!».

Ход мероприятия

  1. Орг.момент:

Объявление темы мероприятия: «Секреты бабушкиного сундука»

2. Вступительное слово учителя


Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.


(Вадим Шафнер.)




От того, как мы относимся к родной старине, зависит, быть или не быть русской культуре. Как вы думаете, что такое русская культура?

(ответы детей) Кто из нас в детстве не мечтал порыться в бабушкином сундуке в надежде найти что-нибудь необыкновенное! Теперь эту мечту мы сможем воплотить в жизнь, да еще и похвастаться своими находками. Давайте послушаем стихотворение «Бабушкин сундук» в исполнении Ванькова Петра и Гилевой Марии.


Бабушкин сундук
В уголке за дверью бабушкин сундук.
Крышку приоткроешь, перехватит дух.
Защекочет в горле запах нафталина
И необъяснимый от вещей старинных.
Как-то я решила перебрать старьё,
Может что-то ценное? Нет, одно рваньё...
В свёрточке газетном – вязаные шали,
Грели чьи-то плечи ……...
Скатерти льняные, по краям мережка,
От храненья долгого дырки да прорешки.
Мулине цветными вышитые шторы.
Кто же так с любовью подбирал узоры?
Гладью лепесточки, стебельки цепочкой
И ажурной вязью мелкие цветочки.
Весь рисунок выцвел, лишь снежок по краю,
Кажется, раскроешь и в руках растает.
А на дне - газеты, пачки с нафталином.
Выступили слёзы, сердце защемило:
Кто теперь расскажет, для чего хранили?
И какие чувства к тем вещам таили...


Ребята, обратите внимание на наш фотоколлаж «Вот какие наши бабушки!»

Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – скрынях дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

Дорогие ребята, в нашей «Светлой горнице» тоже есть сундук, в котором находятся очень интересные вещи и поделки выполненные руками наших бабушек и дедушек.

А вот и хозяйка нашего сундука… б. Катя

Б.Катя: Здравствйте, ребятушки! Вам понравился мой сундук? Хотите заглянуть в него, и узнать, что там храниться? Для этого, я предлагаю вам отгадать мою загадку….


Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я не кот, часто прыгаю упруго, прячусь под комод... (клубок)

Мой клубочек не так уж и прост, в нем собрано множество интересных техник, в которых выполнены вот эти изделия… (разматывает и приговаривает:

Ты крутись, крутись клубок,

Вейся нитки ручеек,

Мне клубочек помогай,

Тайны детям открывай… (позвать помощника).

Вот и первый секрет….

Задание №1 (собрать пословицу)

Не напрядешь под дымком, не выткешь под тынком.

  1. Прядение и ткачество

ПРЯДЕНИЕ

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напясть и соткать нужно было на всю семью (а семьи были очень большими). Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи….

Многие поэты воспели прялку, как олицетворение русской крестьянки, сумевшей несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбия, доброту, терпения. В избушке распевая, дева прядет,

Зимних друг ночей, трещит лучинка перед ней. (писал А.С.Пушкин)

И в наше время многие женщины занимаются этим промыслом, прядут пряжу для собственных нужд.

Выступление бабы Кати. (Кто из вас знает, что такое прялка? (ответы детей)- Прялка – это орудие для ручного прядения, состояло из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сидения для пряхи…

Рассказать про веретено, кудель, показать процесс прядения)

ТКАЧЕСТВО

Каков ткач, таковы и ткани (поговорка)

С самого раннего возраста девки учились прясть и ткать, наблюдая за работой старших домашних ткацких станках – кроснах – ткали полотенца, простыни, скатерти.

В каждой крестьянской семье имелся ткацкий станок, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Это искусство передавалось из поколения в поколение.

Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. (Первый ткацкий станок был вертикальным, это простая рама, на которую натянуты нити основы, ткач держал в руках большой челнок с нитью, и переплетал основу. В 11 веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней. И сохранился еще в некоторых домах.) Этим искусством владеет наша бабушка Катя….(рассказ и показ)

Дальше ты крутись клубок,

Вейся нитки ручеек,

Мне клубочек помогай,

Снова тайны открывай...

Вот и второй секрет….

Задание №2 (собрать пазлы – «лоскутки», со словом печворк)

  1. Лоскутная техника шитья

Лоскутное шитье издавна известна многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков тканей. Выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции – мозаиные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. История возникновения лоскутного шитья, восходит к очень отдаленным временам. В России лоскутная техника прочно обосновалась в 19 веке, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Традиционные деревенские узоры отечественной лоскутной техники – несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярко контрастных цветов. В настоящее время лоскутное шитье тоже пользуются большой популярностью.

Снова вьется мой клубок,

Тонкой нитки ручеек,

Мне клубочек помогает,

Тайну детям открывает…

Вот и третий секрет….

Задание №3 Вставьте пропущенные слова в стихотворение

Один стежок, другой (стежок)

Не спи моя иголка.

Раскрылся лист, расцвел (цветок)

Лазоревого шелка.

К себе я птиц веселых жду,

Они вернутся к маю,

И это дерево в саду

Для них я …… (вышиваю)


  1. Вышивка

Вышивка – не только украшение, но и оберег. Считалось, что она оберегала хозяина и хозяйку от разных бед.

Украшали крестьянский дом скатерти и подзоры и другие изделия. Веками складывалось богатство народной вышивки. Широкое распространение получили счетные швы – роспись, набор, счетная гладь, белая строчка, вышивка крестом.

Русские женщины издавна считались искусными мастерицами. Каждая женщина на вышивать и вязать: нужно было одевать семью, приготовить холсты, убрать избу праздничными полотенцами.

Полотенца – предметы народного творчества – сопровождали людей от рождения и до кончины, поэтому их называли – нить жизни.

Полотенце – самый распространенный вид изделий быта русских крестьян. Каждому обряду соответствовал определенный вид полотенца. Вышивка на нем – это оберег. Красные ромбы, треугольники на свадебном полотенце – охранный орнамент. Иногда свадебное полотенце было длиной 3 метра. Девушка к свадьбе вышивала до 30 полотенец.

Вьется серенький клубок,

Тонкой нитки ручеек,

Мой клубочек, дорогой,

Снова тайну нам открой…

Вот и четвертый секрет…. (отгадайте загадку)

Два братишки, две сестренки

Из овечьей пряжи тонкой

Как гулять, так надевать

Чтоб не мерзли 5, да 5. (носки, варежки)

  1. Вязание спицами и крючком

Справедливо будет сказать, что достоверно никто не скажет, когда и почему кто-то догадался, что с помощью из скрученной нити заостренными палочками можно вязать практичную одежду. Оказывается это очень древний вид рукоделия. Различные виды вязания зародились в разных частях света. Отличие состоит в моделях, орнаментах, цветовом сочетании нитей

Во многих семьях наверняка сохранились теплые, уютные вещи, связанные из пряжи любящими руками мам и бабушек. Шарфы с кисточками, шапочки, варежки, носочки, свитера, жилетки — все это носилось с огромным удовольствием и было поистине незаменимым. Впрочем – почему мы говорим в прошедшем времени — вязание спицами и крючком и сегодня остается весьма популярными видами рукоделия.

Долго вился мой клубочек,

Истончал наш ручеечек…

Нам клубочек помогал,

Очень сильно он устал.

Слишком мал дружок мой стал.

Целых пять нам тайн открыл,

Про шестую позабыл?

Я клубочку помогу,

Вам заданье принесу.

(на ощупь определите какие предметы находится в мешке и из какого материала они выполнены)

  1. Посуда (берестяная, деревянная)

Берестяная утварь:

«Кабы не лыко, да не береста, так бы мужичок рассыпался», - говаривали в народе.

Раньше в туесах хозяйки хранили сметану и молоко, муку и крупу, солили на зиму грибы, замачивали клюкву да морошку. Продукты в них долго не портятся даже при комнатной температуре. Кроме того, в самой бересте есть «окна» через которые продукты дышат. А еще береста содержит смолу, препятствующую развитию микробов.

Можно использовать туеса и как шкатулки – для хранения всяких мелочей. С лукошком можно и по грибы, а в большом прочном коробе хоть детей за спиной носи!

Так что берестяные гладкие туеса и туески, короба и коробейки были едва ли не главными предметами домашней утвари.

А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможнве коробочки, посуду и даже лапти.

Роспись
Исстари народ любил всё яркое, красочное, расписное. Расцвечивались яркими узорами посуда: кружки, ложки, утицы, ковши, туески. Украшалась росписью лошадиная сбруя, дуги, сани. Радовали глаз расписные детские колыбельки, мебель. Даже стены и потолки и, конечно же, прялки.

Русские народные мастера любили применять в росписи символы, сохранившиеся еще с древних времен, которые играли роль оберега.

Украшая обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят радость, заставляют восхищаться талантом их творцов.
Ну и напоследок о самих сундуках.

Они были очень разными, в зависимости от классового происхождения бабушки в сундуке которой мы роемся, но назначение сундука было одно – хранение вещей, предметов быта. Еще раз любуемся замечательными работами:

От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре. Много забыто, утеряно. Давайте же сохранять по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук, который мы сегодня пополним этими изделиями! Ведь это не только скопленное добро, это целая жизнь.

Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живете;

Пуще глаза берегите любовь к своей матери, отцу, сестре, брату. Если будет среди вас лад, будет вам всем клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!

Ребята, наше увлекательное путешествие подошло к концу. Мы надеемся, что, вам очень понравилось…

А напоследок, самое сокровенное, вкусное, чудесное впечатление детства- я приглашаю вас на чай с моими пирогами.

Гостей и близких привечаю

Я ароматным сладким чаем

От всех невзгод, от всех болезней

Вкусный чай всегда полезней

Мой гость, сегодня не скучай

Пей от души горячий чай.

Бабушка (за чаепитием)

А вам, девоньки, нравятся эти рукоделья?

Так за чем же дело стало? Читайте книжки умные про старину и промыслы народные. Умом богатейте да работу рукам давайте. Трудом славен человек, да уменьем.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Секреты бабушкиного сундука

Автор: Останина Наталья Олеговна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект «Секреты бабушкиного сундука»."
    ["seo_title"] => string(36) "proiektsiekrietybabushkinoghosunduka"
    ["file_id"] => string(6) "285953"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454260047"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект ООД по ознакомлению детей с традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука» с детьми подготовительной к школе группы"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_ood_po_oznakomlieniiu_dietiei_s_traditsiiami_bashkirskogho_naroda_siek"
    ["file_id"] => string(6) "414224"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494433180"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Учебно-тематический план в 3 классе проектной внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(81) "uchiebno-tiematichieskii-plan-v-3-klassie-proiektnoi-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "198574"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428420190"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "ПРОЕКТ По нравственно – патриотическому воспитанию с использованием технологий музейной педагогики"
    ["seo_title"] => string(99) "proiektponravstviennopatriotichieskomuvospitaniiusispolzovaniiemtiekhnologhiimuzieinoipiedaghoghiki"
    ["file_id"] => string(6) "263347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449511486"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Муниципальное общеобразовательное учреждение « Лопатинская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»"
    ["seo_title"] => string(144) "munitsipalnoieobshchieobrazovatielnoieuchriezhdieniielopatinskaiaosnovnaiaobshchieobrazovatielnaiashkolartishchievskoghoraionasaratovskoioblasti"
    ["file_id"] => string(6) "281551"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453548911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства