Конспект ООД по ознакомлению детей с традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука» с детьми подготовительной к школе группы
Конспект ООД по ознакомлению детей с традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука» с детьми подготовительной к школе группы
Программное содержание: Образовательные задачи:
Расширить представления детей о быте и традициях башкирского народа, приобщать детей к башкирской национальной культуре. Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой, с национальными музыкальными инструментами. Углубить знания детей о декоративно-прикладном искусстве башкир, о растительном и геометрическом орнаменте. Совершенствовать навыки игры на ложках и наперстках под башкирскую народную мелодию.
Развивающие задачи:
Развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе, правильно понимать смысл загадок.
Обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии народных башкирских мелодий.
В игре закреплять умение быстро перестраиваться в круг, соблюдать заданный темп в беге. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и уважение к башкирской культуре. Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника
Материалы: сундук, палас, сулпы, тюбетейки, платки к игре «Юрта», баурсак, мультимедийная презентация, разрезные картинки к игре «Собери палас», ложки и наперстки по количеству детей для игры в «Оркестр», кубыз.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по ознакомлению детей с традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука» с детьми подготовительной к школе группы»
Конспект
организованной образовательной деятельности
поознакомлению детей с традициями башкирского народа
«Секреты бабушкиного сундука»
с детьми подготовительной к школе группы
Тема: «Секреты бабушкиного сундука»
Программное содержание: Образовательные задачи:
Расширить представления детей о быте и традициях башкирского народа, приобщать детей к башкирской национальной культуре. Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой, с национальными музыкальными инструментами. Углубить знания детей о декоративно-прикладном искусстве башкир, о растительном и геометрическом орнаменте. Совершенствовать навыки игры на ложках и наперстках под башкирскую народную мелодию.
Развивающие задачи:
Развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе, правильно понимать смысл загадок.
Обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии народных башкирских мелодий.
В игре закреплять умение быстро перестраиваться в круг, соблюдать заданный темп в беге. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и уважение к башкирской культуре. Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника
Материалы: сундук, палас, сулпы, тюбетейки, платки к игре «Юрта», баурсак, мультимедийная презентация, разрезные картинки к игре «Собери палас», ложки и наперстки по количеству детей для игры в «Оркестр», кубыз.
Организационный момент:
Приветствие: (Слайд1).
1.Здравствуйте, ребята! /Пропевают под музыку/
Здравствуйте !
Как ваше настроение?
Очень хорошо! /показывают большой палец вверх/
Мы будем заниматься!
Да-да-да /3 хлопка/
Мы будем все стараться
Также как всегда. /3 щелчка/
Посмотрите, сколько гостей к вам пришли, давайте поздороваемся с ними
Гости дорогие, здравствуйте! / прохлоповывают/
Сегодня у нас с вами необычная встреча
Игра «Клубок».
Ребята, посмотрите, что это? Клубочек. Мы сделаем из него волшебный круг. Каждый возьмет клубочек поочередно, улыбнется и назовет свое имя ласково. Вот и получился круг доброты .
Дети садятся полукругом
2.Введение в тему (Слайд 2).
Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?
Это карта нашей республики. Как называется наша республика? (Слайд 3).
Откуда родом ты?- меня спросили
И я ответила гордо: Из России.
А если говорить точней- с Урала я, (Слайд 4).
Там Родина – Башкирия моя. (Слайд 5).
У наших гор вершины до небес. (Слайд 6).
И соловьиных песен полон лес, (Слайд 7).
Богаты недра нефтью, серебром. (Слайд 8).
Поляны – ягодами, а сердца добром.
3. Изучение нового: (Слайд 9).
У башкирского народа есть такая традиция - хранить все самое лучшее. Дорогие и старинные изделия хранились в сундуке и предавались они детям и внукам из поколения в поколение. И мне от бабушки достался такой сундучок. Там хранится много интересного. Хотите узнать, что там?
/достает палас/ (Слайд 10).
Что это?/палас/. Его соткала моя бабушка из шерстяной пряжи на самодельном ткацком станке. Шерсть сначала прядут, сучат, красят. Палас украшен башкирским орнаментом. Как вы думаете, какой орнамент, растительный или геометрический? Почему? Слайд 11.
Геометрический орнамент состоит из кругов, точек, ромбов, крестов, звезд. Слайд 12.
Растительный орнамент – это ветви, листья, цветы , различные плоды.
Основной цвет орнамента - это фон, (Слайд 13). Он обычно бывает черным, (Слайд 14) красным или (Слайд 15) желтым. (Слайд 16).
Черный фон – это цвет земли, (Слайд 17) красный – цвет зари, Слайд 18) желтый –солнца. Какой фон у моего паласа? (Слайд 19).
Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Собери палас»
Игра « Собери палас» /на столах кружочки трех цветов: красный, желтый, черный/.
Я вам раздам лоскутки с орнаментом. За столом, где желтый кружок собираем палас на желтом фоне, где красный кружок – на красном фоне, где черный кружок – на черном фоне. Вот вы объединились в команды, присаживайтесь за свой стол.
Ребята, обратите внимание на мой костюм. Что на мне надето?
Правильно, башкирский национальный костюм.
(Слайд 20). Башкирский национальный костюм – это настоящее произведение искусства. Платье у башкирки украшено оборками, атласными лентами.
(Слайд 21).А это камзол. Чем он расшит? /монетами/.
Камзол – это короткая безрукавка.
Поверх платья надевали еще длинный кафтан, который называется елян. Наряд дополняет женский головной убор – кашмау, который закрывает голову. а длинная полоса – затылок. Его украшали кораллами, монетами, вышивками.
Сулпы – головное украшение для башкирской девушки, он украшен монетами и бусинами. Одежда башкирки украшена монетами, кораллами, подвесками. Украшения при ходьбе издавали мелодичный звон. Поэтому в народе говорят: «Башкирку прежде услышишь, чем увидишь».
(Слайд 22). Посмотрите на ряд картинок и назовите, что лишнее?
Игра «Что лишнее?»
/сарафан, башкирское платье, камзол, елян /.Почему, так вы думаете?
/Достает из сундука платок./ Что это? Я предлагаю вам поиграть с этими платками в башкирскую игру «Юрта» (Слайд 23).
Игра «Юрта»
Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. Какие звуки вы обычно слышите дома? Верно! Голоса родных, журчание воды, бегущей из крана, ворчание закипающего чайника, шум различных электроприборов, а еще звуки музыки, льющиеся из радио, телевизора или магнитофона (педагог добавляет то, что не сказали дети). Какие звуки можно услышать на улицах большого города? (ответы детей). Звуки, которые мы слышим в природе? (ответы детей). Много разных звуков мы с вами вспомнили и назвали. Какие звуки мы можем услышать, когда музыканты играют на музыкальных инструментах? Мы с вами познакомимся с башкирскими музыкальными инструментами. (Достаю из сундука кубыз). (Слайд 24).
Кубыз –это небольшой башкирский национальный музыкальный инструмент. Он представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. Когда на нем играют - звучит тихая нежная мелодия (послушайте игру на кубызе). (Слайд 25). Посмотрите на экран. Этот инструмент –думбыра. На что он похож? Он имеет грушевидную форму.
Дети, как называется этот музыкальный инструмент?
(Достаю курай из сундука) (Слайд 26). Посмотрите на него. Правильно, курай. Ребята, курай - самый древний музыкальный инструмент. По форме он напоминает дудку, делают этот инструмент из стебля растения, который в народе так и называется дудник, а по - башкирски – курай.
А сейчас послушайте и посмотрите сказку про курай. (Слайд 27).
Сказка про курай. (Слайд 28).
Случилось это в давние времена… Жила на свете девушка, краше которой только луна в небе. Душа её была чище воды в роднике, сердце нежное. Старики не могли нарадоваться на дочь: и лицом пригожа и хозяюшка добрая, заботливая. (Слайд 29).
Прознал про красавицу злой богач, решил женить на ней своего глупого сына и заслал сватов. Поселилась в сердце родителей печаль, да делать нечего. Люди они были бедные, так и смирились со своим горем. (Слайд 30).
А девушка, заливаясь слезами горючими, ушла на опушку леса, некому было её горю помочь… . Долго шла, вдруг видит цветущий Курай, обхватила она цветок нежными ладонями, и всю свою боль высказала… (Слайд 31).
А в то время проходил мимо леса молодой батыр, увидел цветок Курая, срезал его стебель и сделал дудочку. Запела дудочка – Курай нежно, но так печально, и рассказала о молодой красавице. Сердце у батыра было доброе и справедливое, решил он помочь девушке и спасти её от глупого жениха. Слайд 32.
Пошел он в селение, отыскал дом красавицы и предложил им свою помощь и защиту. Как увидел батыр девушку, так сразу понял, что искал её всю свою жизнь, так она была хороша! (Слайд 33).
Увез батыр стариков и девушку в свои края, сыграли они пышную свадьбу, а злой богач с глупым сыном ни с чем остался (Слайд 34).
Вот так Курай помог добрым людям… . И сейчас звучит его нежная песня над просторами Башкортостана, рассказывая людям о горе и радости, боли и счастье. (Слайд 35).
Давайте послушаем, как звучит курай ?
Когда я слушаю курай,
То радость льется через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Какая замечательная мелодия !
Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
Ребята, вы узнали башкирские музыкальные инструменты? (Слайд 36).
Отгадайте загадки о музыкальных инструментах:
1. Голос птиц, мелодии рассвета
Все передает тростинка эта. (курай)
2. Подношу его к губам - как прекрасен этот звук!
Он и льется, и звенит от прикосновенья рук. (кубыз)
3. Только тронешь - запоет, людям радость принесет.