Данное мероприятие в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и приумножение её богатств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: выставка рисунков, иллюстрации и фотографии о природе, книжная выставка, музыкальное
оформление к слайдам «Как прекрасен этот мир», «Бедная растре-
ленная земля», «Наурзумский заповедник».
Предварительная работа: изучение литературы по данной теме,
знакомство с Красной книгой, цикл бесед по данной теме,
посещение библиотеки (для сбора материала).
Форма проведения: беседа с элементами агитбригады и с элементами
игры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение. Оно поможет нам узнать содержание нашего занятия.
Воспитанник: Ты, Человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи ее полей. Не жги ее напропалую И не растаптывай до дна, И помни истину простую - Нас много, а она одна.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем сегодня на занятие будем говорить?
Воспитатель: Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля. Давайте посмотрим на выставку (первая полка) «Как прекрасен этот мир». Как много красивых удивительных уголков природы есть на земле. Вы это хорошо знаете, потому что вы часто ходите в походы. И чтобы всегда так было красиво, мы должны охранять её. Это наш дом, наша Родина.
Воспитанник: Самая прекрасная, родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете, Мы твои заботливые дети. Но порой, под нашими руками Красота твоя бесследно исчезает. Задыхаются от грязи океаны, Звери, птицы, травы погибают. Где бы мы не жили на планете, За твою судьбу мы все в ответе. Мы твои помощники, друзья, Мы, Земля, с тобой одна семья.
Воспитатель: Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. Ребята, чтобы сохранить деревья, чтобы радовали нас цветы своей красотой, чтобы журчали ручьи и пели птиц надо все это защитить и сберечь. Сегодня и вы окажетесь в роли специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету, но вы окажетесь не только специалистами, а вы вступите в роли министров. но с начало мы с вами разберемся, что они изучают?
Лексическая работа Эколог – ученый, изучающий взаимосвязь живых организмов между собой и их средой обитания.
Географ – ученый, изучающий географическую оболочку Земли, природные, территориальные комплексы.
Зоолог – специалист по науке о животном мире.
Ботаник - специалист по науке о растительном мире.
Воспитатель: Давайте дети послушаем выступления Ученых - специалистов о том, что угрожает здоровью Земли. Первым выступит специалист экологии.
Воспитанник: На земле скапливается большое количество бытовых отходов. Ими загрязняется вся окружающая среда. Часть мусора и опасных отходов производства попадает в океан и воздух, отравляя их. Случаются аварии на атомных станциях и химических заводах.
Воспитатель: Выступление ботаника Воспитанник: Природа страдает от деятельности человека. Вырубаются леса – «легкие планеты», уничтожаются редкие виды растений от попадания в воздух и в воду бензина, ядовитых веществ, бытовых отходов. Во многих лесах не найдешь валерианы, ландыша, барвинка, фиалок, подснежников и др. растений.
Воспитатель: Выступление зоолога Воспитанник: От загрязнения окружающей среды уменьшается количество животных. За 2 000 лет на Земле исчезли 106 видов млекопитающих, а за последние 50 лет – 40 видов. На лугах стали исчезать обычные до недавнего времени виды бабочек, стрекоз; во многих лесах не услышишь песню соловья, голос кукушки, стук дятла по дереву.
Воспитатель: Выступление географа Воспитанник: Большой вред окружающей среде наносят добывание полезных ископаемых. От вырубки лесов выветриваются почвы, образуются овраги и балки, осушиваются болота, пересыхают водоемы и т.д. Воспитатель: Давайте сделаем вывод после выступления наших специалистов, каковы признаки грозной беды? (ответы детей) 1.Вырубка лесов. 2.Гибель животных. 3.Загрязнение воды. 4.Загрязнение воздуха. 5.Накопление мусора. 6.Отравление почвы.
Воспитатель: Ребята, чтобы вы наглядно в этом убедились, я предлагаю вам посмотреть слайд – шоу , которое подтверждает слова наших ученых – специалистов. (Слайд – шоу)
«Пресс – конференция»
Проблемы экологии волнуют всю общественность, также общественность нашего города Рудного. И для этого я предлагаю вам собраться на пресс - конференцию, где встречаются журналисты и общественность, которые бы хотели задать вопросы нашим министрам. Узнать, как зависит здоровье от экологической обстановки. (Инсценированние пресс –конференции, в роли журналистов и министров выступают воспитанники).
1 корреспондент. Я корреспондент газеты «Казахстанская правда». У меня вопрос к министру экологии: «Скажите пожалуйста из – за чего нарушается экология?»
Министр экологии. Самый главный нарушитель экологии – это человек. Он строит заводы и фабрики и убивает природы. И также страдает от своей деятельности. Как можно исправить эту ошибку?
Воспитанники: Нужно соблюдать правила, на трубы ставить фильтры, если с предприятий сливаются отходы, то на предприятия ставят очистительные сооружения. мусор надо убирать. Министр экологии: Если все мы будем соблюдать эти правила, то будем есть здоровую пищу, будем здоровы.
2 корреспондент. Я корреспондент газеты «Рудненский рабочий». У меня вопрос к министру здравоохранения: «Как нарушение экологии влияет на здоровье человека?»
министр здравоохранения: Все люди питаются, пьют, дышат воздухом и если нарушается экология, то загрязняется вода, воздух, заражаются растения и животные, а от сюда мясо и молоко, которыми мы питаемся. все это плохо сказывается на здоровье человека
3 корреспондент: Я корреспондент газеты «Магнетит». От министра экологии мы узнали, что вода одна из самых важных веществ для человека, чтобы очистить воду нужны очистительные сооружения, но проехав по городу Рудному, мы узнали, что вода не проходит положительную очистку, а ведет к различным болезням, что сказывается на здоровье человека.
Министр. Мы работаем над этой проблемой
4 корреспондент. Я корреспондент газеты «Целина». Вопрос к экологии. «Почему запрещено купаться в нашей реке?»
Министр экологии. Она сильно загрязнена и это влияет на кожные заболевания.
Воспитатель: Мы благодарим наших министров за пресс – конференцию. Ребята, человек связан с природой тысячами незримых нитей. Природа многогранное понятие: это и чистый воздух, и водоемы чистой воды, и щебет птиц, и полет шмеля и многое другое. Нужно людям покланяться матушке Природе, потому что мы полностью зависим от нее. нельзя наносить ущерб природе и загрязнять ее, так как мы сами страдаем от различных болезней, вызванных загрязнением окружающей среды.
Воспитатель: Ребята как вы понимаете слова поэта П. Гнездослава? Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем.
(Ответы детей) Воспитатель: Правильно , ребята.К сожалению, человек чаще относится к природе отнюдь не бережно, не экономно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт? Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)
(Ответы детей) Воспитатель: Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе. Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о помощи: защити!
А природа опять - то предельно проста, То одета в цветастые перья. Удивляет меня не её красота, Удивляет её терпенье. И когда сквозь асфальт лепестков пятерня Продирается после полночи, Я не радуюсь силе Земли, Для меня это прежде всего - Крик о помощи! (Р.Рождественский)
(Ответы детей) Воспитатель:Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. За тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить. И у вас было задание подготовить заранее проекты, говорящие о том как вы можете защитить нашу природу. Я предлагаю вам сейчас продемонстрировать и защитить свой проект.
(Выступление детей)
1.: Въезд транспорта запрещен. Причины для подобного запрета весьма серьезны. Автомобиль загрязняет лесной воздух и уничтожает травяные растения.
2. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение - живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится.
3.Не повреждай кору деревьев. Деревьям от этого больно, они перестают расти и долго и мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
4. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе — это пленник, приговоренный к скорой смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех, кто придет следом за нами. Именно наша давняя привычка рвать цветы*привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.
5. Нельзя брать яйца из гнезд птиц, разорять муравейники, раскапывать норы, тревожить лесных жителей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Малышам никто не создаст необходимых условий для роста и развития, кроме их родителей.
6.Не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости. А кроме того, кострища — это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления потребуется 15—20 лет. В лесу может возникнуть пожар. Вы, конечно, знаете, какими огромными по масштабам стихийными бедствиями становятся порой лесные пожары, особенно во время засухи.
7. Не сбивай грибы, даже не съедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы и другие несъедобные грибы. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает и не любит его! Мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки. Многие грибы участвуют в уничтожении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Они — санитары леса!
8. Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, никогда не оставляйте после себя беспорядок. Помните: брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка — не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. Сколько людей получили травмы из-за стекол, которые легко прорезают обувь. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Воспитатель: Вы составили очень замечательные проекты, поэтому лесные жители всегда будут рады встретить вас у себя дома. Давайте, мы с вами никогда не будем сами нарушать данные правила и будем стараться придерживаться их.
Воспитанник: Наша планета Земля Очень щедра и богата: Горы, леса и поля – Дом наш родимый, ребята! Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет. Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду ее никому не дадим. Беречь будем птиц, насекомых, зверей, От этого станем мы только добрей, Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
Воспитатель:
- На нашей планете обитает большое количество животных и птиц, растет очень много различных растений.
- Среди них есть и такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие или исчезающие виды. Как вы думаете, почему они стали редкими? (ответы детей)
Да, правильно ребята. Человек часто бывает жесток по отношению к животным и растениям. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из – за красивого меха,
другие – из – за вкусного мяса, третьи – из – за того, что люди их боятся. постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
И вот ученые решили создать Международную Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого – либо другого цвета? (Ответы детей).
-Красная книга – это сигнал смертельной опасности, это призыв к разуму и совести каждого.
Воспиталь: Правильно, ребята, а как вы думаете, почему страницы в Красной Книге разного цвета? (Ответы детей).
Для удобства пользования, страницы у книги цветные.
На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.
На желтых листах – уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных. эти виды находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть
На серых листах – сведения о мало изученных и редких видах. возможно они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.
На зеленых листах – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
- Также как и во всех государствах созданна Красная книга и нашей Республики. Что вы можете сказать о ней? (Ответы детей)
Воспитанник:Вышли в свет 2 тома Красной книги Республики Казахстан, посвящённые редким и исчезающим животным (1978г.) и растениям (1981г.). В Красную книгу Казахстана внесены 31 вид млекопитающих, 43 вида птиц, 8 видов пресмыкающихся, 1 вид земноводных, 4 вида рыб, 305 видов растений. (показ красной книги)
Воспитатель: Как вы думаете, от человека зависит красота природы? (Ответы детей).
-Правильно ребята. Если мы с вами будем беречь и сохранять красоту природы, тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.
- А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
- Что делает человек, чтобы с беречь природу? ( Ответы детей).
И еще ребята, создаются специальные национальные парки, природные парки и заповедники. В се эти охраняемые территории встречаются и в нашей республики. но давайте остановимся на одном из них, это заповедники.
-Что такое заповедник? (Ответы детей).
Запове́дник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.
Воспитатель: Правильно, ребята, еще можно сказать, что Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. а человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость.
-В 5 классе вы в школе проходили тему «Заповедники нашей страны», давайте мы сейчас с вами их вспомним. Какие заповедники нашего государства вы знаете? (Ответы детей)
Воспитанники: самые большие заповедники:
Аксу – Жабаглинский государственный заповедник
Алматинский государственный природный заповедник
Наурзумский государственный природный заповедник
Барсакельмесский государственный природный заповедник
Коргалжынский государственный природный заповедник
Маркакольский государственный природный заповедник
Устюртский государственный природный заповедник
Западно – Алтайский государственный природный заповедник
Алакольский государственный природный заповедник
Каратауский государственный природный заповедник
(соправождается наглядная демонстрация)
Воспитатель: Ребята, а какой из данных Заповедников находится в нашей Костанайской области?(Ответы детей)
Наурзу́мский госуда́рственный приро́дный запове́дник был открыт от 30 июня 1931 г.. В 1951 г. заповедник был закрыт, но вновь восстановлен в 1966 г.. Целью заповедника является сохранение животного и растительного мира степной зоны Северного Казахстана.
Территория Наурзумского заповедника состоит из трёх участков, располагающихся на расстоянии от 9 до 14 км друг от друга:
Наурзум
Сыпсын
Терсек
Общая площадь составляет 191 381 га. Заповедник расположен на территории Наурзумского и Аулиекольского районов Костанайской обл.. ( сопровождается показом слайдов о Наурзумском заповеднике).
Воспитатель: А как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте.
Воспитанник: У всех людей одна планета И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим, не скупясь. Воспитатель: В природе нет границ и только сообща люди могут защитить планету и себя. Вот наши мудрые предки очень трепетно относились к природе, оберегали ее. они знали, что являлись частью мира, который их окружал и стремились жить с ним в гармонии. Поэтому сохранилось довольно много пословиц, призывающих беречь нашу природу, а какие из них вы знаете?
(Ответы детей)
Сейчас ребята, я предлагаю вам дополнить пословицы.
Дополни пословицы.
Лес –лёгкие Земли – (береги, как свои).
Береги природу, (она добром ответит).
Когда пьёшь воду, (помни об источнике).
-Как вы понимаете смысл пословиц?(Ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, о чем заставляет задуматься наше сегодняшнее занятие? (Ответы детей)
Наша планета Земля в опасности. На ней образовалось много больных и умирающих территорий. Это случилось потому, что люди построили много фабрик и заводов, загрязняющих атмосферу. Промышленные выбросы и выхлопные газы вредят нашему здоровью. Во время аварий танкеров в воду морей и океанов проливаются десятки тысяч тонн нефти. Многочисленные туристы оставляют за собой горы мусора..
Так загрязняется наша прекрасная планета, гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Земля в опасности. Она требует помощи! Как же мы с вами сможем ей помочь? Для этого нужно просто по-настоящему любить природу.
Закончить наше выступлении хочется словами, которые уже звучали в ходе нашего занятия: