Актуальность выбранной темы:
Создание семьи — великий подвиг. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невыполнима вне любви и вне семьи. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки. Каждый из нас должен иметь четкое представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.
Цели мероприятия:
Углублять представления учащихся о ценности семьи и этике семейных отношений.
Задачи мероприятия:
- Формировать у учащихся начальных классов адекватные представления о взаимоотношениях в семье.
- Воспитывать уважение к родителям, стремление помогать родным при выполнении домашних обязанностей.
- Развивать навыки ответственного поведения в семье.
Контингент участников:
Учащиеся 4 класса и их родители
Необходимое оборудование:
- задание "Зашифрованное слово"(по количеству учащихся)
- видеоролик о появлении ребёнка в семье
- фрагмент мультфильма "Трое из Простоквашино"
- карточки "Помощь родителям" (отдельно для девочек и мальчиков)
- листы формата А4 для расшифровки закона
- рисунки учащихся на тему семьи
- шляпа для конкурса ситуаций с родителями
- слайды программы Microsoft Office Power Point
Методические рекомендации:
Мероприятие проходило в классе. На доске - тема, работы учащихся. Столы и стулья расставлены с учётом образующихся групп. Использовался муьтимедийный проектор с доской для презентации. В презентацию были включены видеоролик о появлении ребенка в семье, о заботах родителей о ребенке, а также фрагмент мультфильма "Трое из Простоквашино". Всё проходило в уютной, доверительной обстановке. Активное участие принимали не только учащиеся, но и родители.
Ход мероприятия
Слайд №2
-Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в тёплом,уютном классе. Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю ребятам выполнить небольшое задание. У вас на столе лежит полоска, на ней нарисован кирпичный ряд, на котором зашифровано слово. Чтобы его прочитать, надо вычеркнуть повторяющиеся буквы.
-Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «семья»).
-Давайте, ребята, подумаем, что обозначает слово «семья»? (Учитель выслушивает мнения детей)
Слайд №3
В жизни каждой семьи происходит важное событие, которое заставляет мужа и жену относиться друг к другу более ответственно. Посмотрите внимательно видеоролик, и вы узнаете, о каком событии идет речь. (Видеоролик о появлении ребенка в семье, о заботах родителей о ребенке).
- Что же это за событие? (Появление ребенка в семье).
- При рождении ребенка в семье, у родителей появляется новая обязанность: проявление заботы о маленьком человечке. Что же обозначает слово «обязанность»?(Учитель выслушивает варианты учащихся).
- Это определенные действия, которые должны выполняться без каких-либо условий.
- Уважаемые родители, как вы обязаны проявлять заботу о своих детях? (Родители должны заботиться о здоровье, об образовании детей и т.д.)
-Ребята, а какие обязанности должны быть у детей в семье? (Учитель выслушивает мнения детей.)
- Заботливые папа и мама, дедушки и бабушки, уютный дом – это мечта любого ребенка. А какой дом можно назвать уютным? (Учитель выслушивает мнения детей).
Слайд №4
-Послушайте стихотворение, которое называется «Что такое дом».
«Что такое дом»
Дом, как известно всем давно,
— Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
— Это твой дом.(Е. Куменко)
- Уютный дом – это место, где живет дружная счастливая семья, и тема сегодняшнего классного часа: «Секреты счастливой семьи». В народе существует пословица: «Каждый сам творец своего счастья». Творец – это значит строитель. Сегодня на классном часе каждый из вас будет строителем, мы будем строить дом счастливой семьи и попробуем выяснить, что необходимо для этого.
Слайд №5
- Выбираем для строительства дома счастливой семьи красивую поляну и начинаем закладку фундамента.
Слайд №6
- 1 задание «Закладка фундамента»
-Посмотрите внимательно фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», где Дядя Федор пишет письмо родителям, отправляясь с котом Матроскиным в деревню.
-Почему мальчик поссорился с родителями и сбежал из дома? (Мама не разрешала ему держать дома животных).
-Как вы думаете, почему в семье Дяди Федора произошла такая ссора с мамой? (Учитель выслушивает мнения детей.)
- Между сыном и мамой не было взаимопонимания. Кто из вас знает, что обозначает слово -взаимопонимание? (Выслушивает мнение учащихся) В словаре это слово обозначает взаимное понимание, согласие, т.е. умение людей договориться друг с другом.
Слайд №7
- Итак, первый секрет счастливой семьи – это взаимопонимание. На поляну устанавливаем фундамент для дома.
- Зачастую перед родителями возникают проблемы разной сложности, решение которых - непростое дело. Я предлагаю вам начать решать их прямо сейчас. Для этого вам нужно закончить предложение, которое написано на фанте, вытянутом из шляпы. (Родители вытягивают по одному фанту из шляпы по очереди, зачитывают ситуацию и затем продолжают свою мысль и выход из ситуации.)
Ситуации:
- Ваш ребёнок капризничает, упрямится в магазине, вы .....
- Ребёнок не выполняет ваше требование идти обедать, хотя его уже несколько раз звали, вы ......
- ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, вы ......
- Ребёнок ударяет кого- нибудь ладонью, игрушкой или кулаком, вы .....
- ребёнок использует нецензурную лексику, вы ......
- Ребёнок делает всё, что ему запрещают, вы......
- Ребёнок отказывается кушать приготовленное вами блюдо, хотя раньше ел .....
- Ребёнок отказывается надеть тёплую куртку, выходя на улицу, вы ......
- Ребёнок игнорирует ваше замечание по поводу внешнего вида и продолжает заниматься своим делом ......
А сейчас, уважаемые родители, я хочу обратить внимание ваше на рисунки, которые выполнили ваши дети. В своих работах ребята постарались изобразить свою семью, те общие занятия, которые они обычно выполняют дома .
Слайд №8
- 2 задание «Стройка основной части дома» (работа в группах)
-Рассмотрите внимательно карточку с заданием. Девочки и мальчики записывают, какую работу они могут выполнить, помогая родителям. (Приложение 4)
-Давайте проверим, что у вас получилось. (Учащиеся зачитывают свои варианты)
- Чтобы обеспечить детей самым необходимым, создать дома уют, родители ходят на работу. После трудового дня мамы и папы приходят домой уставшими, поэтому в семье домашние дела должны распределяться между всеми по силам. В жизни каждого человека случаются трудные периоды, когда ему требуется участие, совет. В таких случаях близкие люди не должны оставаться равнодушными к беде близких, они стараются помочь в меру своих сил и возможностей. Какой второй секрет счастливой семьи?
Слайд №9
Итак, второй секрет счастливой семьи – это взаимопомощь, забота близких родственников друг о друге.
Устанавливаем основную часть дома.
СЛАЙД 10
- А сейчас, дорогие родители, всё внимание на доску! Перед вами формула закона семьи.
Закон семьи: ед.тр. (1) + зн.похв. (2) + тр.уч. (3) + разд.благ. (4)
В ней зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Попробуйте её расшифровать.
(После музыкальной паузы родители высказывают свои предположения. Далее на доске появляется правильный ответ)
Расшифровка закона семьи:
1 закон. Закон единства требований отуа и матери,предъявляемых ребёнку.
2 закон. Закон значимости похвалы для ребёнка.
3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
- Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек и личность. Послушайте внимательно стихотворение, которое называется «Нельзя в семье без уважения».
Слайд №11
«Нельзя в семье без уважения»
Нельзя в семье без уважения
Куда пропало уваженье?
На целый день – не на мгновенье.
В семье все ссорятся, кричат,
Все что-то доказать хотят.
Оно скандала испугалось
И жить на улице осталось.
Боится в дом оно вернуться,
В слезах боится захлебнуться.
Оно не любит драки, ссоры.
Обиды, крики и раздоры.
Попросим мы у всех прощенья –
Нельзя в семье без уваженья.
Тогда оно домой вернется,
И мама снова улыбнется.
На кухню бабушка пойдет
И вкусный торт нам испечет.
Дед с нами в шашки поиграет,
А папа с нами погуляет,
Вернется уваженье в дом,
И снова мир наступит в нем.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
-Ребята, как выдумаете, как должны вести себя родители, чтобы дети их уважали?
-Как должны вести себя дети, чтобы родители их больше уважали?
Уважение человек может заслужить только своими делами и поведением. Уважение легче воспитывать в культурной обстановке, когда в семье друг на друга не кричат, не ругаются, часто говорят «спасибо», «пожалуйста». А если и делают какие-то замечания, то в тактичной форме, чтобы не обидеть. Какой же третий секрет счастливой жизни?
Слайд №13
-Итак, третий секрет счастливой семьи – это взаимоуважение.Мы устанавливаем последнюю часть нашего дома - крышу. Наш дом построен, и мы открыли секреты счастливой семьи.
Ребята, вам сейчас будет дано несколько вопросов, в ответах на которые мы с вами попробуем создать мир семьи. Подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями.
Вопрос- ответ.
- Как выразить свою любовь к родителям?
- Как научиться неогорчать своих родных и близких?
- Как научиться понимать настроение своих родителей?
- Как повысить настроение папе и маме?
- Как помочь родителям вести домашнее хозяйство?
- Какие семейные праздники сплотят семью?
- Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?
- Молодцы, ребята, вы отлично справились этим заданием! Теперь в нашем доме бут царить забота, доброта, трудолюбие, нежность, любовь.
Слайд №14
-Давайте, ребята, вспомним, что необходимо для счастливой семьи?
- Каждый человек понятие «счастье» связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. Поэтому нашу встречу хочу закончить такими словами:
Семья- это гордое слово
С ним каждый с детства знаком.
Семья- это наши фамилии
И гордость, что в ней живём.
Пусть люди гордятся домом,
Теплом очага, детьми.
И гордость за наши фамилии
Мы с честью по жизни несли.
Пусть счастливы будут семьи
И радость войдёт в каждый дом.
Традиции наши чудесные
Для внуков своих сбережём
- Семья- это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.