kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русские народные инструменты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект использовался на музыкальном занятии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русские народные инструменты»

Русские народные инструменты



Цель:  

Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских        народных инструментов, с историей их создания, тембровой окраской.

Задачи :

Развивающие: Познакомить учащихся со звучанием   народных инструментов;

Активизация творческого воображения, фантазии;

Воспитательные :

Прививать любовь к произведениям русской народной музыки, интерес к русской народной песне;

Обучающие : 

Познакомить учащихся со звучанием   народных инструментов;

Ход занятия

Звучит  русская народная песня “Светит месяц”

Ребята, вы прослушали произведение, как вы думаете, композиторская это музыка или народная?

Д-(Народная, )

П-Правильно, ребята. А какие инструменты прозвучали ?

Д-(Русские народные инструменты.)

П- Верно, ребята .Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые  люди.И сегодня мы с вами познакомимся с историей создания русских инструментов, их звучанием.

(Звучит  балалайка мп3)

П-Треугольная доска,

А на ней три волоска,

Три струны ,а звук какой!

С переливами, живой!

Узнаю его в момент-

Самый русский инструмент.

П-А вот еще интересная загадка про этот инструмент

У неё есть три струны ,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё  плясать

И по-русски приседать.

П-О каком инструменте шла речь?

Д-(О Балалайке ).

П-Молодцы, ребята. Конечно ,вы правильно отгадали инструмент и по звучанию и по загадкам. Это  - балалайка. О каких признаках этого инструмента говорится в загадках?

Д-(У балалайки три струны, их щиплют рукой. Это струнный инструмент)

П- Верно , это струнный инструмент.

Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»?

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет». О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»?

Д-Известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – Свирель, дудка, домра, трещетки, скрипка.

П-Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

П-А теперь мы познакомимся с другим русским инструментом

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.(Звучит домра мп3)

Что это за музыкальный инструмент?

Д- Это домра!

П-Молодцы, ребята. Это  домра. На ней играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.

Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы вы ее назвали?

Д-(называют свои варианты)

П- Называлась она «домришка» : До самой большой под названием «домра басистая». Как вы думаете — какой звук был у маленькой домры?

Д- высокий

П-А у домры басистой?

Д-низкий

П- Домра,как забытая царица,

Что жила когда-то на Руси.

Балалайки старшая сестрица,

Звуком ладным в голубой выси,

Разносила на потеху миру

В скоморошьих озорных руках

Складных песен звонкую сатиру

В старых сказках, баснях и стихах.

У нашей русской домры есть много родственников. У грузин чонгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар». Домра,чем она похожа на балалайку?

Д-( У нее тоже три струны, корпус  у нее тоже деревянный.)

П- А чем домра отличается от балалайки?

Д-(У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

П- А теперь речь пойдет о сказочном инструменте. Послушайте загадку:

Сам Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн

Вышел из моря Нептун.

Д-(это гусли. )

П- Молодцы. Верно. Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми». Кто же играет на гуслях?

Д-(Гусляр.)

П-В далекие древние времена на праздники приходили гусляры и сказывали- пели былины. Их называли “баяны”.

Мы познакомились со струнной группой русских народных  инструментов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Русские народные инструменты

Автор: Дерюгина Инна Анатольевна

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технологическая карта к уроку музыки по теме "Русские народные инструменты" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-muzyki-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "107669"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403368086"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "История русских народных инструментов "
    ["seo_title"] => string(41) "istoriia-russkikh-narodnykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "118813"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413265739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка учебного занятия "Деревянные ложки - русский народный инструмент""
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-dierieviannyie-lozhki-russkii-narodnyi-instrumient"
    ["file_id"] => string(6) "315481"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459881583"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока музыки для учащихся 2-х классов « Русские народные инструменты» в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-muzyki-dlia-uchashchikhsia-2-kh-klassov-russkiie-narodnyie-instrumienty-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "286320"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454326007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства