kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка учебного занятия "Деревянные ложки - русский народный инструмент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка учебного занятия  

«Деревянные ложки – русский народный инструмент»

Данное занятия направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей.

Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, русским народным музыкальным инструментам.

Задачи:

·         Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства.

·         Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.

·         Воспитательная: прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (игра на ложках).

Ход занятия:

Звучит р. н. м. «Барыня»

Учитель: А сейчас для вас ребятки, загадаю я загадку.

– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)

Дети отгадывают загадку.

Верно! А вот и ответ на мою загадку.

Показывает деревянную ложку.

Догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

(предположения)

Правильно.

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Деревянные ложки». Мы поговорим об истории возникновения деревянных ложек как народного музыкального инструмента, познакомимся со способами и приемами игры на них. А также у вас будет возможность попробовать себя в роли исполнителей на этом самобытном народном инструменте

Изучение новой темы 

История возникновения ложек.

Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола.

Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно, с течением времени стали употребляться в народном музицировании, а позднее стали называться народными музыкальными инструментами.

Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов.

Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.

Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком.

Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!». Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.


Давайте посмотрим,  как изготавливались ложки. (Видео – «Деревянные ложки – бьем баклуши по-сибирски»).

Ребята, а как вы думаете на скольких ложках можно играть одновременно? 2, 4, 6.

Демонстрируются веерные ложки.

И мало кто из вас, здесь собравшихся, знают, как красиво, захватывающе звучит музыка в исполнении ложкарей. Давайте посмотрим небольшой отрывок в исполнении образцового ансамбля ложкарей «Холмичи».

Вам понравилось?

Теоретическая часть. Способы и приемы игры на ложках.

А вы знаете, кто были первые исполнители на народных инструментах?

А кто такие скоморохи?

Правильно, это бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей.

Примечательно то, что специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей. Так из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт - различные способы и приемы игры на этом самобытном народном инструменте. Существует огромное количество приёмов игры на ложках.

Сегодня я хочу вас научить играть на деревянных ложках.

«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. 

«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. 

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.

«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. 

«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. 

«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.

«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.

«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
 

А теперь приёмы игры на трех ложках.

«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

Практическая работа.

А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный и в тоже время самый сложный и разнообразный по игровым приемам.

Сейчас давайте возьмем в руки ложки и попробуем сыграть вместе, повторяя за мной.

Педагог исполняет ритмический рисунок под музыку – приемы игры на двух ложках - дети повторяют за ним («Саратовские переборы», «Попурри на народные песни», «Русская плясовая»).

Закрепление приёмов игры на ложках 

А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Всем хорошо известна русская народная песня «Светит месяц». Сейчас мы все вместе будем играть на ложках. Слушайте музыку и друг друга, и всё у нас получится!

Игра на ложках под мелодию русской народной песни «Светит месяц».

Подведение итогов

Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях.

Самый простой и распространённый инструмент русского народа.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша.

Ребята, наше занятие окончено. Спасибо всем за прекрасную работу. До свидания.

Литература и методические пособия:

•                     Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным оркестром русских народных инструментов. - М., 1990.

•                     Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. - М., Музыка, 1975.

•                     Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. - М., Музыка, 1975.

•                     Музыкальная энциклопедия. Т 1-6. М., 1973-82.

•                     Паномотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. - М., 1973.

•                     Пересада А. оркестры русских народных инструментов. - М., 1985.

•                     Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – Москва: Просвещение, 1999 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного занятия "Деревянные ложки - русский народный инструмент"»

Разработка учебного занятия

«Деревянные ложки – русский народный инструмент»

Данное занятия направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей.

Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, русским народным музыкальным инструментам.

Задачи:

  • Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства.

  • Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.

  • Воспитательная: прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (игра на ложках).



Ход занятия:

Звучит р. н. м. «Барыня»

Учитель: А сейчас для вас ребятки, загадаю я загадку.

– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)

Дети отгадывают загадку.

Верно! А вот и ответ на мою загадку.

Показывает деревянную ложку.

Догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

(предположения)

Правильно.

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Деревянные ложки». Мы поговорим об истории возникновения деревянных ложек как народного музыкального инструмента, познакомимся со способами и приемами игры на них. А также у вас будет возможность попробовать себя в роли исполнителей на этом самобытном народном инструменте

Изучение новой темы 

История возникновения ложек.

Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола.

Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно, с течением времени стали употребляться в народном музицировании, а позднее стали называться народными музыкальными инструментами.

Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов.

Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.

Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком.

Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!». Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.


Давайте посмотрим, как изготавливались ложки. (Видео – «Деревянные ложки – бьем баклуши по-сибирски»).

Ребята, а как вы думаете на скольких ложках можно играть одновременно? 2, 4, 6.

Демонстрируются веерные ложки.

И мало кто из вас, здесь собравшихся, знают, как красиво, захватывающе звучит музыка в исполнении ложкарей. Давайте посмотрим небольшой отрывок в исполнении образцового ансамбля ложкарей «Холмичи».

Вам понравилось?

Теоретическая часть. Способы и приемы игры на ложках.

А вы знаете, кто были первые исполнители на народных инструментах?

А кто такие скоморохи?

Правильно, это бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей.

Примечательно то, что специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей. Так из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт - различные способы и приемы игры на этом самобытном народном инструменте. Существует огромное количество приёмов игры на ложках.

Сегодня я хочу вас научить играть на деревянных ложках.

«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. 

«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. 

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.

«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. 

«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. 

«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.

«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.

«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.


А теперь приёмы игры на трех ложках.

«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

Практическая работа.

А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный и в тоже время самый сложный и разнообразный по игровым приемам.

Сейчас давайте возьмем в руки ложки и попробуем сыграть вместе, повторяя за мной.

Педагог исполняет ритмический рисунок под музыку – приемы игры на двух ложках - дети повторяют за ним («Саратовские переборы», «Попурри на народные песни», «Русская плясовая»).

Закрепление приёмов игры на ложках 

А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Всем хорошо известна русская народная песня «Светит месяц». Сейчас мы все вместе будем играть на ложках. Слушайте музыку и друг друга, и всё у нас получится!

Игра на ложках под мелодию русской народной песни «Светит месяц».

Подведение итогов

Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях.

Самый простой и распространённый инструмент русского народа.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша.



Ребята, наше занятие окончено. Спасибо всем за прекрасную работу. До свидания.



Литература и методические пособия:

  • Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным оркестром русских народных инструментов. - М., 1990.

  • Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. - М., Музыка, 1975.

  • Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. - М., Музыка, 1975.

  • Музыкальная энциклопедия. Т 1-6. М., 1973-82.

  • Паномотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. - М., 1973.

  • Пересада А. оркестры русских народных инструментов. - М., 1985.

  • Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – Москва: Просвещение, 1999 г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка учебного занятия "Деревянные ложки - русский народный инструмент"

Автор: Малыш Юлия Васильевна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315481


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства