Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Как научиться быть здоровым" »
• Родительское собрание •
«Как научиться быть здоровым»
Цели и задачи
- способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребёнка бережного отношения к своему здоровью;
- расширить знания о гигиенической культуре;
Форма
- информационный лекторий с элементами практикума;
Участники
- родители, классный руководитель и фельдшер;
Подготовительный этап
Учителю необходимо провести опрос учащихся по теме «твой режим дня»
Оборудование и оформление
- плакаты по теме охраны здоровья младшего школьника;
- памятки-рекомендации;
- выставка литературы по проблеме собрания.
Ход родительского собрания
Учитель
О наличии или отсутствии у ребёнка заболеваний может судить врач-специалист. Уровень психического развития устанавливает детский психолог.
По мнению С. В. Попова, если принять уровень здоровья за 100 %, то 20 зависят от наследственных факторов, 20 – от факторов внешней среды, 10 – от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50 % от самого человека и того образа жизни, который он ведёт.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений для поддержания и закрепления своего здоровья.
Поговорим о привычках. Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Привычка, чаще всего формируется на основе навыка (навык – это усвоенный, доведённый до автоматизма способ действия).
Например, если ребёнок научился хорошо плавать, то он с удовольствием будет проводить свой досуг в бассейне.
Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами, это очень хорошо должны понимать родители. «Учи показом, а не рассказом», - говорили в древности. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнять. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого и первые положительные результаты. Это особенно важно при формировании у детей привычки заботиться о своём здоровье. Неправильное «подкрепление» привычки ведёт к формированию у ребёнка вредных привычек (грызть ногти, не мыть руки перед едой и т.д. Искоренить возникновение вредных привычек довольно сложно. От родителей и учителей требуется терпение и выдержка. Переходя к вопросу о важности для здоровья ребёнка соблюдении режима дня. Классный руководитель может предложить родителям обменяться мнениями по этому вопросу, проанализировать анкеты детей о соблюдении ими режима дня. И затем учитель предлагает анкету для родителей «Почему режим дня так важен для здоровья ребёнка».
Выступление школьного фельдшера
Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон, помогают ребёнку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня, ребёнок быстро устаёт, становится рассеянным, ничего не успевает сделать, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Во многих семьях пробуждение происходит по будильнику. Как утверждают учёные, звонок будильника – это значительный стресс для организма. А как же быть? Доверьтесь биологическим часам. Пусть организм ребёнка просыпается сам в одно и то же время.
Но для того, чтобы вовремя встать, младшему школьнику нужно вовремя лечь спать. До завтрака ему нужно успеть застелить свою постель, а это он должен сделать самостоятельно, сделать гимнастику, выполнить гигиенические процедуры.
На дорогу в школу нужно оставить столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Если ребёнок спешит в школу, то, заняв своё место за партой он расслабится и ему будет трудно включиться в работу.
Учитель
Нужно ли заставлять детей делать утреннюю зарядку?
Дискуссия
Учитель
Заставлять не надо. Всё, что связанно с «заставлять» вызывает у детей упорное сопротивление, а, порой и негативное отношение на всю жизнь. Как говорили в старину «ребята учатся тому, что видят у себя дома». Зарядка важна тем, что она подготавливает организм к активной дневной деятельности.
Ознакомление родителей с рекомендованным комплексом упражнений, которые даны в книге Ю. А. Копылова, М. В. Малыхиной «Физическое воспитание младшего школьника в семье» 2003 г.
Всё чаще, даже у здоровых детей возникает проблема со зрением. Специалисты считают, что основными причинами снижения остроты зрения у детей являются бесконтрольное длительное пребывание у телевизора, занятия на компьютере и т.д. Родители должны знать, что детям для сохранения остроты зрения необходимо выполнять следующие правила:
Не читать в сумерках и лёжа в постели.
Избегать мелкого шрифта.
Держать книгу с тетрадью на расстоянии 30-40см.
Через каждые 20-30 мин зрительной работы посидеть с закрытыми глазами 1-5 мин и расслабиться.
Не смотреть долго на очень яркий свет
Упражнения для тренировки глаз
Движение глазными яблоками вправо и влево. Выполнять движение влево и вправо до предела без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4-6 раз в каждое движение. Закрыть глаза расслабить мышцы на 30-40 с.
Движение глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять медленно, с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4-6 раз каждое движение. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 с.
Фиксация взгляда на кончике носа. Выполнять в течение 10-20, максимально расслабив мышцы, дыхание спокойное, ровное. Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабиться на 30-40 с.
Если чувствуется усталость, время отдыха увеличить.
Вращение глаз. Движение глазными яблоками осуществлять по кругу – сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполнять по три вращения в каждую сторону, плавно, без рывков. Голова при этом должна оставаться неподвижной. Закончив упражнения, закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30-40 с.
Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 с. После этого закрыть глаза, расслабиться на 30-40 с. Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения для чтения.
Питание и отдых младших школьников
«Ешь правильно, и лекарство не надобно» - эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько важны для растущего организма приём пищи в одно и то же время, правильно организованное и сбалансированное питание.
И, конечно, родителям следует помнить о поддержании хорошего настроения у ребёнка, психологического комфорта. Раздоры между родителями, их упрёки в адрес ребёнка отрицательно влияют на его состояние и на успехи в школе.
В заключительной части собрания классный руководитель предложит памятки, рекомендации, которые помогут родителям воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, правильно организовывать режим дня своего ребёнка.
Советы родителям
Режим дня младшего школьника должен быть построен с учётом его возраста и функциональных возможностей.
Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определённого ритма в деятельности всех систем организма младшего подростка.
Большая учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъёмом умственной активности младшего школьника: в первой половине дня – с 9 до 12 ч, во второй – с 16 до 17 ч.
Выполнение уроков всегда в одни и те же часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху.
Пребывание на продлённом дне в школе не рекомендуется младшим школьникам, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.
Режим дня младшего школьника с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном (1-1,5 ч) и с дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее 3-3,5 ч).
Нарушения в установленном распорядке дня не желательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма младшего школьника и его неблагоприятным реакциям.
Не забывайте чаще хвалить первоклассника (второклассника) за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.
Памятка для родителей
«Как сформировать у младших школьников правильное отношение к своему здоровью»
Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у младших подростков, особенно касающихся их здоровья.
Формируйте у них положительное отношение к физическому «Я».
Помните, что ваше отношение к здоровью влияет на отношение подростка к здоровью – «Учи показом, а не рассказом».
Помните, что для закрепления привычки похвала взрослого имеет гораздо большее значение, чем порицание.
Подводя итоги родительского собрания, классный руководитель может показать родителям некоторые простейшие физические упражнения посоветовать (наглядно показать) подборку книг о здоровье детей и подростков.