Родительское собрание
«Что должен знать ребёнок о деньгах»
Задачи собрания:
Дать практические советы родителям:
- как правильно сформировать у детей отношение к деньгам;
- как, с одной стороны, не избаловать ребёнка, а с другой стороны, не ущемить его в материальных запросах;
- как премировать за успехи в учёбе и другие детские достижения;
- как контролировать детские расходы, не унижая личности ребёнка.
Вопросы для обсуждения
- Уровень дохода семьи и отношение к нему ребёнка.
- Знакомство детей с семейным бюджетом..
- Нужны ли ребёнку деньги на карманные расходы.
- Денежные премии за достижения ребёнка.
- Доверяй, но проверяй.
Подготовительная работа:
- анкетирование родителей и детей по теме собрания;
Оборудование:
- столы расставлены полукругом
- листы для тестирования
Форма проведения: диспут, дискуссия.
Ход собрания:
- Организационная часть
Приветствие участников. Настрой на доброжелательное взаимодействие. Обсуждение результатов анкетирования родителей и детей. ( Приложение 1, 2). Обозначение темы диспута на родительском собрании.
- Основная часть. Выступление школьного психолога. «Деньги в жизни младшего школьника».(Используются материалы книги: Мельникова В.В. Дети и деньги: Практические советы родителям. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
Если мы, взрослые люди, задумываемся над тем, какие заботы чаще всего нас занимают, то поймём, что наш сегодняшний день практически на 100% составляют материальные проблемы. Необходимость кормить, одевать, учить, лечить членов семьи – всё это беспокоит нас и требует больших затрат. Надо понимать, что волнующие нас проблемы не могут оставаться незамеченными для наших детей. Постепенно у них формируется своё собственное отношение к деньгам. Если не обращать внимания на этот процесс, не стараться влиять на него, то однажды мы можем не узнать своих повзрослевших детей, столкнувшись с их системой ценностей, сформировавшейся незаметно для нас.
Вопрос для обсуждения: Нужно ли ребёнка знакомить с семейным бюджетом? ( Выслушиваются мнения родителей).
Мнение психолога: К окончанию начальной школы ребёнок должен иметь представление о семейном бюджете в целом.
Рассказывайте детям о том, какие статьи расходов у вас имеются. Это расходы на питание, на одежду, на коммунальные платежи, мобильную связь, Интернет, на развлечения и праздники, на поездки в отпуск, на лечение и обучение, на хобби и др.Не надо думать, что ребёнок не дорос до понимания столь серьёзных вопросов, как семейные расходы. Современные дети нормально ориентируются в окружающей действительности, и лучше, если вы будете обсуждать с ними вопросы материального бытия. Важно объяснить, что есть в семейном бюджете расходы, которые нельзя сокращать. Это траты на питание, на обучение, на коммунальные платежи, погашение кредита. Но в то же время есть расходы, которые можно менять в сторону уменьшения или увеличения. Например, в этом месяце мы не покупаем понравившиеся обновы, а делаем ремонт на кухне. Как же это реализовать на практике? Приведём пример.
С момента поступления в школу у ребёнка появляется первая серьёзная материальная ответственность. Вы покупаете ему массу школьных принадлежностей: учебники, ручки, карандаши, тетради, альбомы, линейки и т.д. Эти затраты нужно обязательно объяснить, ведь они являются частью семейного бюджета.
Начиная со второго класса целесообразно делать закупку школьных принадлежностей совместно с ребёнком. При этом вы получаете сразу несколько воспитательных возможностей. Во-первых, дети хорошо знают, что им требуется купить для занятий в школе, и смогут без труда составить список необходимых покупок. Во-вторых, вы научите их в магазине выбирать запланированные товары соответствующей цены и качества. В-третьих, они ощутят себя взрослыми, и у них повысится чувство ответственности. В-четвёртых, впоследствии они легко будут справляться с покупкой школьных принадлежностей самостоятельно. Поэтому этот процесс очень важный, на нём следует остановиться подробнее.
Сначала поручите ребёнку составить список принадлежностей для школы. Пусть он проверит, что у него осталось с прошлого учебного года, а что требуется купить. Затем вместе с ребёнком откорректируйте его перечень. Затем отправляйтесь в магазин.
Пускай ребёнок сам в магазине выбирает канцелярские принадлежности. Ваша роль – роль советчика и консультанта. Научите его сверять выбранную вещь с предварительным списком и не покупайте то, что не было оговорено заранее. Ведь ребёнок, без сомнения, возьмёт с прилавка какую-нибудь яркую, но бесполезную штучку. Здесь уместно сказать и о полезности покупок: «Сейчас мы покупаем товары для дела, эта вещь тебе не пригодится на уроках».
В процессе покупок можно обратить внимание ребёнка на то, что аналогичные предметы имеют разную стоимость. Есть повод показать ему способы экономии. Если ребёнку очень понравилась дорогая красивая тетрадь, то предложите купить её при условии, что пенал или альбом, которые ему также необходимы, вы приобретёте более дешёвые, чем планировалось – в этом случае вы выйдете за рамки оговорённой суммы.
Научите ребёнка не выбирать для покупки самые дешёвые или очень дорогие товары. Объясните, что совсем дешёвые вещи, как правило, плохого качества и быстро сломаются. А очень дорогие покупать неразумно, потому что жизнь письменных принадлежностей в руках даже очень бережливого ребёнка недолговечна.
Совместные покупки школьных принадлежностей – это лучший способ научить ребёнка рационально расходовать деньги. Если вы в результате похода в магазин купили все требующиеся для занятий в школе товары и израсходовали оговорённую сумму денег, то можете поставить себе оценку «отлично». Удовлетворение от выполненной задачи даст хороший воспитательный эффект.
Итак, сделаем выводы.
- Научите ребёнка планировать и делать покупки на примере совместного приобретения школьных принадлежностей.
- На доступном уровне обрисуйте детям, из чего складываются расходы семейного бюджета.
- Активно включайте ребёнка в обсуждение семейных расходов. Это поможет ему избежать ошибок во взрослой самостоятельной жизни.
Вопрос для обсуждения: Нужны ли ребёнку деньги на карманные расходы? (Выступление двух родителей с противоположными точками зрения на вопрос о наличии карманных денег у детей.)
Мнение психолога: Конечно, деньги на карманные расходы давать надо, но нужен разумный и грамотный подход.
Когда начинать снабжать ребёнка деньгами? ( выслушать различные мнения родителей). Эта потребность возникает, как только ребёнок начинает ходить в школу и самостоятельно передвигаться по городу. Это подтверждается и западноевропейской практикой, где деньги на карманные расходы детям начинают выдавать с 6-7 лет. В Германии, например, суммы, которые должны давать родители детям, закреплены в законодательстве и зависят от возраста ребёнка. В нашей стране это решение внутрисемейное и зависит оно, в первую очередь, от уровня доходов родителей.
Когда вы принимаете решение обеспечивать своего отпрыска карманными деньгами, обязательно нужно побеседовать с ним о том, что ему нужно быть внимательным, аккуратным и ответственным. Нельзя оставлять деньги без присмотра. Надо с самого начала объяснить, что нельзя давать деньги в долг или занимать у других детей. Ещё одно «нельзя»: никогда не играть на деньги. Выдавать ребёнку деньги на карманные расходы лучше с чёткой периодичностью. Если вы хотите научить ребёнка планировать бюджет, то лучше установить период, на который ему будут выдаваться строго определённые суммы. Оптимальный срок – это неделя. На больший период трудно распланировать свои расходы. Говорите с детьми о том, что они купили на полученные от вас деньги. Можно научить ребёнка откладывать деньги, копить сумму на значительную вещь, а не тратить на мелкие ненужные вещи. Приятно, когда ребёнок из скопленных денег делает подарки членам семьи. Это придаёт ему взрослости, солидности и уверенности в себе.
Не следует наказывать ребёнка за что-либо лишением карманных денег. Это может спровоцировать желание добыть деньги другим путём.
Родителям нужно обязательно контролировать, на что ребёнок расходует деньги. В беседу с ребёнком о его школьном дне следует включать вопросы о деньгах. « Что ты покупал сегодня?», «Сколько денег у тебя осталось?» Ваша задача – построить доверительные отношения, чтобы ребёнок рассказывал вам сам, на что он расходует деньги. Вы должны быть в курсе событий и представлять себе, какая сумма денег находится в распоряжении у вашего ребёнка.
Итак, начиная давать ребёнку деньги на карманные расходы, учтите основные моменты процесса становления финансовой самостоятельности вашего ребёнка.
- Количество выдаваемых денег должно соответствовать вашему бюджету и возрасту ребёнка. Найдите золотую середину: не ущемлять и не баловать.
- Разработайте систему и оговорите её с ребёнком: выдаётся определённая сумма денег на один и тот же срок, предпочтительно, на неделю.
- Не ругайте ребёнка за то, как он тратит деньги, если это не вредит его здоровью. Помогайте только тактичными советами.
- Наблюдайте, анализируйте и контролируйте расходы ребёнка, не вторгаясь в его личное пространство без особой необходимости.
- Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
- Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя "почти взрослым".
- Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
- Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
- В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.