С 2015 года активно реализуются социокультурные проекты, а именно открыты мини-музеи «Русская изба», «Народная кукла», «Познай свой край», семейные клубы «Школа - заботливые родители», «Здоровые родители -здоровые дети».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация социокультурных проектов»
Дементьева И.В., зам. зав. по ВМР
МАДОУ г.Нижневартовска
ДС №32 «Брусничка»
Реализация социокультурных проектов (музей, театр, клуб)
С 2015 года активно реализуются социокультурные проекты, а именно открыты мини-музеи «Русская изба», «Народная кукла», «Познай свой край», семейные клубы «Школа - заботливые родители», «Здоровые родители -здоровые дети».
Мини- музей «Народной куклы»
Профиль музея: познавательный.
Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.
Музей тряпичных кукол, созданный в старшей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки педагоги МАДОУ помогают детям расширить знания о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной
куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Воспитывать у детей интерес к культуре предков России и мира;
5. Воспитывать у дошкольников основы толерантности; представления о взаимосвязях разных культур.
6. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
7. Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
8.Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребёнка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные тряпичные куклы.
Формы деятельности:
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
Мини- музей «Познай свой край»
Цель: обеспечить широкую направленность содержания образовательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного города, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка.
Задачи:
Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности, о природных богатствах края.
Познакомить с памятными местами и достопримечательностями города, архитектурными строениями.
Приобщать детей к восприятию людей другой культуры, других традиций, выделяя в разных культурах существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Ввести дошкольника в социальный мир, помочь ему усвоить представления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляются отношения к окружающему миру.
Расширить представления о природе Югорской земли; о коренном населении – хантах (жизнь, быт, труд, традиционные ремёсла). Познакомить с техникой изготовления хантыйской куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Воспитывать у дошкольников основы толерантности; представления о взаимосвязях разных культур.
Воспитывать экологическую культуру, гражданственность и патриотизм; привязанность к родному городу. Формировать чувство гордости за свою «малую Родину».
Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей.
Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, ДОУ.
Мини – музей «Русская изба»
Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
2. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
3. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
4. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
5.Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы «Наглядность».
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «Во саду ли, в огороде» и др.;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
НОД в мини - музее (знакомство с предметами);
работа мини - музее часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
тематические досуги в мини - музее («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Консультация для родителей « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная» (родители детей групп).
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами).
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей.
Семейный клуб «Школа - заботливые родители»
Цель: формирование оптимальных детско-родительских отношений через принятие и реализацию личностно-ориентированной позиции в воспитании детей в семье и дома посредством организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей в рамках семейного клуба.
Задачи:
- повысить педагогическую культуру родителей;
- создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания);
- убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим
условием всестороннего развития детей;
- приобщить родителей к участию в жизни МАДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Клуб «Здоровые родители - здоровые дети»
Цель работы клуба: формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьезберегающих технологий через гармонизацию детско-родительских отношений.
Задачи клуба:
- организовать работу родительского клуба для родителей по особенностям здоровьезберегающих технологий;
- формировать у родителей и детей знания о здоровье и здоровом образе жизни;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- воспитывать у детей осознанное отношение к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.
Данная программа включает следующие разделы:
- «Азбука здоровья»;
- «Встреча участников клуба»;
- «Игротека»;
- «Физкультурные досуги, праздники и развлечения совместно с родителями».
Формы клуба разнообразны: мастер-класс, деловая игра, викторина, дискуссии, презентации, беседы, консультации, круглый стол, занятие-практикум, обзор литературы для родителей.
Организуются тематические выставки для родителей, издается печатная продукция: памятки, буклеты, информационные листы, закладки. Во время встреч с родителями мы предоставляем свои услуги: родители имеют возможность заказывать необходимую детскую и популярную литературу, которые выдаются на дом для семейного чтения.
Вывод:
В мини - музее «Русская изба», «Народной куклы», «Познай свой край» - дети в игровой форме знакомятся с народными традициями, с техникой изготовления хантыйской куклы, народной тряпичной куклы и т.д.
Музей, существующий в рамках дошкольной организации, обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом.