Разработка внеурочного мероприятия НАШ МИР ТОЛЕРАНТНОСТИ
Разработка внеурочного мероприятия НАШ МИР ТОЛЕРАНТНОСТИ
Данное мероприятие направлено на формирование толерантного сознания учащихся, выработку активного неприятия любых форм дискриминации и развития навыков социального поведения
Цель: создать атмосферу заинтересованности по отношению друг к другу.
Задачи:
- обучающая: познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
- развивающая: развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
- воспитательная: воспитывать уважение друг к другу, уметь находить правильное решение в жизненных ситуациях.
Тип занятия: внеурочное мероприятие.
Форма работы учащихся: игра
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного мероприятия НАШ МИР ТОЛЕРАНТНОСТИ »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
Номинация: Разработка внеурочного мероприятия к Международному Дню Толерантности
НАШ МИР ТОЛЕРАНТНОСТИ
(для начальной школы)
Разработала:
Веденеева С.Н., педагог д.о.
г.Арзамас, 2014 год
Пояснительная записка.
Одним из инновационных форм воспитательной работы является воспитание у подрастающего поколениятолерантности.
Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.
В настоящем и будущем человеческий род делится и будет делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном межличностном общении.
Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.
Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
.
Именно поэтому данное мероприятие направлено на формирование толерантного сознания учащихся, выработку активного неприятия любых форм дискриминации и развития навыков социального поведения.
№
Этапы занятия и цели каждого из них
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Время
(мин)
1
Организация начала занятия
Подготовка учащихся к работе на занятии
Приветствует учащихся;
организует внимание
Приветствуют педагога;
готовятся к занятию.
2 мин
2
Подготовка к основному этапу занятия.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели. Формирование определения понятие толерантности.
Знакомит учащихся
с темой занятия,
Объясняет
ее значимость Рассказывает про историю возникновения нового слова – толерантность.
Знакомятся с темой занятия. Определяют значимость толерантности
4 мин
3
Основная часть.
Показать индивидуальность каждого человека
1.Упражнение. «Комплименты»
Задает вопросы
Отвечают на вопросы, анализируют ответы
7 мин
2. Беседа в кругу
Задает вопросы.
Отвечают на вопросы, анализируют ответы
7 мин
3.Упражнение «Волшебный микрофон».
Задает вопросы
Отвечают на вопросы, анализируют ответы
7 мин
4. Упражнение «Нарисуй себя»
Задает вопросы
Отвечают на вопросы, анализируют ответы
7 мин
5.Упражнение «Изгой»
Задает вопросы
Отвечают на вопросы, анализируют ответы
7 мин
6.Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Задает вопросы
Отвечают на вопросы, анализируют ответы
6 мин
7.Творческая работа. «Толерантный мир»
Составляют пословицы и объясняют их смысл
6мин
4
Игровой момент на внимание.
Сплочение коллектива.
Читает вопрос.
Отвечают хором: это я, это я. Это все мои друзья.
3 мин
5
Заключительная часть.
Определение основных черт толерантной личности.
Подводит итоги.
Раздает учащимся памятки с правилами толерантности.
Подводят итоги
4 мин
Цель: создать атмосферу заинтересованности по отношению друг к другу.
Задачи:
- обучающая: познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
- развивающая: развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
- воспитательная: воспитывать уважение друг к другу, уметь находить правильное решение в жизненных ситуациях.
Тип занятия: внеурочное мероприятие.
Форма работы учащихся: игра
Оборудование:
Аудиозаписи детских песен о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.
Канцтовары
Шаблоны
Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
1.Организация начала занятия.
Здравствуйте ребята. Ребята, сегодня у нас праздник «Наш мир толерантности».
2. Подготовка к основному этапу занятия.
Что же это за слово такое – толерантность?
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к истории
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Итак, те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название - ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Какими чертами должен обладать толерантный человек?
- он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
- надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
Как по другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.)
А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник? (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или литературу. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.
Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково, по имени. Но для этого надо самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Все мы разные: толстые и худые, отличники и двоечники, люди разных национальностей. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет.
А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)
- А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.
3.Основная часть
Упражнение «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», педагог обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Беседа в кругу.
Дети садятся в круг, вместе с педагогом.
Каждый из нас имеет свою индивидуальность, характер, темперамент, а вместе мы - коллектив.
Много времени мы с вами проводим вместе. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы.
Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Упражнение «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
О чем вы мечтаете?
Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
Что нового вы узнали?
Что вас удивило, что понравилось?
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях.
Упражнение «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Упражнение «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
Как вы узнали где ваша группа?
Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
Почему никто не обращал на тебя внимания?
Как ты себя чувствовал?
Ребята почему вы не обращали на него внимания?
Хотели ли вы быть на месте вороны?
Тяжело ли быть не похожим на всех?
Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Дети рассаживаются в круг :
Загадка про имя: Нас не было, оно было. Нас не будет, оно будет. У каждого оно есть, но никому не принадлежит.
Игра «Звали…, зовут…, будут звать….
Когда я был маленький, меня звали…, сейчас зовут…, когда буду взрослым, будут звать…
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Творческая работа. «Толерантный мир»
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует тепло,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
- Вспомните – каким должен быть настоящий друг? И что такое дружба.
О дружбе сложено много пословиц. Пословицы рассыпались. Их необходимо собрать и объяснить смысл.
• Друзья познаются в беде.
• Друга на деньги не купишь.
• Друга ищи, а найдешь – береги.
• Старый друг лучше новых двух.
• Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
4.Игровой момент на внимание.
«Это я, это я. Это все мои друзья»
Дети должны хором отвечать на вопросы – как поступают настоящие друзья.
- Кто поможет другу в беде?
- Кто обидит слабого?
- Кто любит учиться?
- Кто любит трудиться?
- Кто любит улыбаться?
- Кто любит плакать?
- Кто любит обижать других?
- У кого много друзей?
5.Итог занятия:
Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
Как вы считаете, наш праздник удался?
К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.
Дети, я прошу Вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Я надеюсь, что мы будем придерживаться и соблюдать следующие правила толерантности:
Ø Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
Ø Не делай другому того, от чего больно тебе.
Ø В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся сами к себе.
Ø Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Ø Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
Ø Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
Благодарю всех за активное участие
Литература:
1.Малова Е.Г., Шашкарова О.И. О тебе и твоих друзьях. Формирование установок толерантного сознания и поведения у детей и подростков. Методическое пособие для воспитателей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей. Чебоксары: Изд-во ЧРИО,2004
2.Рожков М.И. и др. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
3.Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения.-М.: Генезис, 2005.
Ссылки:
http://ypk/yspu/yar/ru/tolerance/3/htm/ Как воспитать толерантность;
http://wiki/iot/ru/index/php/ Классный час Воспитание толерантности;