kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка классного часа на тему "Толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Цели:

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;  развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Задачи:

дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: работа по группам  с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее делают заготовки для автопортрета, картинки на тему «толерантность»

Ход классного часа

Цель: Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Сегодня мы начнем наш разговор с китайской притчи, которая называется  «Ладная семья».

Китайская притча «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ПОНИМАНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.-

И подумав, добавил: "И мира тоже".

У:  Мы хотим, чтобы вы задумались над тем, как  три знакомых нам слова могут создать мир на Земле.

Но весь этот мир и благополучие зависят от нас с вами.

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное.

 Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

•         tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения

•         tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

•         tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность

•         kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

•         tasamul’ ( арабский) –Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

Критерии толерантности:

 1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.);  

3.Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

4.  Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

5.  Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям

6. Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

7.  Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

8. Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.

 Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

Проявление нетолерантности (интолерантность)

1.     оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

2.       игнорирование (отказ в беседе, в признании);

3.       негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

5. поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

6.  преследования, запугивания, угрозы

7.расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

10.  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

 11.эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

12.  осквернение религиозных или культурных символов;

13.  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

14.  изгнание (официальное или насильственное);

У: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь

Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Изобразить себя  на листе и  повешать на доску

Что у нас с вами получилось?

- Наш  класс.

Какие мы?

А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)

Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

1.                                     Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2.                                     Хорошо или плохо, что мы все разные?

3.                                     Как жить в мире, где столько разных людей?

 

Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Но чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества. А это зависит от нас.

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?

Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

-Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

- Мы  предлагает каждому написать о каких-то признаках, ко­торые отличают его от других. Это может быть признание своих досто­инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна но­сить позитивный характер.)

- Ваши записи зачитает вслух, а группа будет от­гадывать, кто автор утверждений.

 

- Вывод: мы становимся интересны друг у друга.

- На доске изображен наш класс, из нас, разных, можно собрать единый коллектив, объединённый общими целями, интересами.

-  А что у нас общее?

(а) учёба;  б) цель – получить образование  в) класс, т.е. коллектив; г) возрастные интересы.)

- А чтобы коллектив стал сплочённый, объединённый общими целями и интересами что нам нужно делать?

( нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно)

- А возможно нравится всем? -нет

 - А возможно любить всех? -нет

 - А возможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями?   -нет

 - Почему?

 (Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. )

 - Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать  человека таким, какой он есть, т.е. быть  какими?      (толерантными)

Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев

Рефлексия:

Какие качества присущи толерантной личности?

Сотрудничество дух партнерства Готовность мирится с чужим мнением. Уважение человеческого достоинства. Уважение прав других. Принятие другого таким, какой он есть.  Способность поставить себя на место другого. Уважение права быть иным. Признание многообразия.  Признание равенства других. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.  Отказ от причинения вреда и насилия.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему "Толерантность"»

Классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Цели:

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Задачи:

дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее делают заготовки для автопортрета, картинки на тему «толерантность»

Ход классного часа

Цель: Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.


Сегодня мы начнем наш разговор с китайской притчи, которая называется «Ладная семья».

Китайская притча «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ПОНИМАНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.-

И подумав, добавил: "И мира тоже".

У: Мы хотим, чтобы вы задумались над тем, как три знакомых нам слова могут создать мир на Земле.

Но весь этот мир и благополучие зависят от нас с вами.

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения

  • tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

  • tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность

  • kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

  • tasamul’ ( арабский) –Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

Критерии толерантности:

 1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.);

3.Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

4.  Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

5.  Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям

6. Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

7.  Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

8. Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.

Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

Проявление нетолерантности (интолерантность)

  1. оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

  2.   игнорирование (отказ в беседе, в признании);

  3.   негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

5. поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

6.  преследования, запугивания, угрозы

7.расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

10.  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

11.эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

12.  осквернение религиозных или культурных символов;

13.  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

14.  изгнание (официальное или насильственное);


У: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь

Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.


Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.


Изобразить себя на листе и повешать на доску

Что у нас с вами получилось?

- Наш класс.

Какие мы?

А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)


Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

  2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

  3. Как жить в мире, где столько разных людей?



Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Но чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества. А это зависит от нас.


Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?

Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

-Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

- Мы предлагает каждому написать о каких-то признаках, ко­торые отличают его от других. Это может быть признание своих досто­инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна но­сить позитивный характер.)

- Ваши записи зачитает вслух, а группа будет от­гадывать, кто автор утверждений.


- Вывод: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.


- На доске изображен наш класс, из нас, разных, можно собрать единый коллектив, объединённый общими целями, интересами.

- А что у нас общее?

(а) учёба; б) цель – получить образование в) класс, т.е. коллектив; г) возрастные интересы.)

- А чтобы коллектив стал сплочённый, объединённый общими целями и интересами что нам нужно делать?

( нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно)

- А возможно нравится всем? -нет

- А возможно любить всех? -нет

- А возможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями? -нет

- Почему?

(Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. )

- Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать человека таким, какой он есть, т.е. быть какими? (толерантными)


Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев


Рефлексия:

Какие качества присущи толерантной личности?

Сотрудничество дух партнерства Готовность мирится с чужим мнением. Уважение человеческого достоинства. Уважение прав других. Принятие другого таким, какой он есть. Способность поставить себя на место другого. Уважение права быть иным. Признание многообразия. Признание равенства других. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Отказ от причинения вреда и насилия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка классного часа на тему "Толерантность"

Автор: Макеева Зухра Ефремовна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Классный час, тема Я и моя профессия "Продавец, контролер - кассир""
    ["seo_title"] => string(70) "klassnyi-chas-tiema-ia-i-moia-profiessiia-prodaviets-kontrolier-kassir"
    ["file_id"] => string(6) "281862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453615374"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Методическая разработка классного часа:"Толерантные отношения между поколениями""
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaiarazrabotkaklassnoghochasatolierantnyieotnoshieniiamiezhdupokolieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "299986"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456649895"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Мы разные- мы равные! ( разработка классного часа о толерантности)"
    ["seo_title"] => string(66) "my-raznyie-my-ravnyie-razrabotka-klassnogho-chasa-o-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "255966"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448026637"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Методическая разработка классного часа "Толерантность - путь к миру" "
    ["seo_title"] => string(69) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-tolierantnost-put-k-miru"
    ["file_id"] => string(6) "133838"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416588481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая разработка классного часа "Каждый человек достоин уважения" "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-kazhdyi-chieloviek-dostoin-uvazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "114269"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411400843"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства