kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа "Каждый человек достоин уважения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Каждый человек достоин уважения» направлен на воспитание чувства ответственности, самостоятельности, навыков самооценки, формирование устойчивой системы нравственных ценностей учащихся.

Чувство собственного достоинства, уважение себя как личности – это самые уязвимые точки человеческого естества. Каждый человек уникален, и задача педагога научить детей уважать не только себя, но и всех окружающих.

Данная тема актуальна на сегодняшний день. В эпоху социальной нестабильности, межэтнических и вооруженных конфликтов, возникает острая необходимость воспитания толерантно-ориентированной личности.

Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, сверстникам, окружающим людям.

Задачи:

  1. Повышать общую культуру общения обучающегося.
  2. Развивать способности находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.
  3. Развивать навыки решения конфликтов.

Область применения: личная жизнь, семья, социальная сфера.

Классный час рекомендуется для проведения в 8-9 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Каждый человек достоин уважения" »

Содержательная часть

1.Вступительное слово учителя.

Учитель. Уважаемые учащиеся! Сегодня мы собрались, чтобы посвятить наше общение проблеме толерантности. В эпоху социальной нестабильности, межэтнических и вооруженных конфликтов, возникает острая необходимость воспитания толерантно-ориентированной личности.

Понятие «толерантность» характеризует один из важных принципов демократии – принцип предупреждения и преодоления различных конфликтов.

- Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Tolerancia (испанский) - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance (английский) – готовность быть терпимым снисходительным.

Kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul” (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.


В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Как Вы думаете, что такое «толерантность»?

( Ответы детей) (Варианты ответов: принимать, прощать, понимать, признавать).


16 ноября 1995 года в Париже на генеральной конференции ЮНЕСКО 185 государствами, включая Россию, была принята «Декларация принципов толерантности». Эта декларация раскрыла сущность понятия «толерантности» (терпимости).

-Что Вы понимаете под словом «терпимость»?

( Ответы детей) (Обобщение ответов).

Толерантность:

  • Это уважение, принятие, понимание всего многообразия культуры, проявление человеческой индивидуальности.

  • Это политическая и правовая потребность.

  • Это возможность достижения мира.

  • Это терпимость, сдержанность по отношению к особенностям других людей

  • Это принцип культуры мира.

Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей понимать друг друга, это поддержка и понимание различий.

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

- Как Вы думаете какая? Какие её формы проявления вы знаете?

(Ответы детей) (Варианты ответов: предрассудки, конфликты, войны).

Какие же причины нетолерантного поведения человека или общества в целом? Почему люди проявляют свою нетерпимость и несдержанность по отношению к другим?

Прежде всего это происходит потому, что людям свойственны боязнь и неприятие чего-либо нового, чужого. А неприятие или приятие зависят от воспитания человека, его развития. Вежливый, уважающий себя и других человек, будет толерантной личностью. Человек развитый интеллектуально и духовно будет знать и понимать мир других народов, их культуру, нежели человек малообразованный, который руководствуется прежде всего предрассудками, предубеждениями и стереотипами. (В практической части вы ознакомитесь с понятием «стереотип»).

- Какие формы проявления нетолерантного поведения вы знаете?

(Ответы детей)

  1. Крайняя форма – это геноцид. Геноцид – это физическое уничтожение людей по расовому, национальному или религиозному признаку. (Пример: гитлеровская Германия).

  2. Дискриминация – это умаление и унижение человеческого достоинства.

  3. Экстремизм – это деятельность людей по планированию, организации совершению действий, направленных против конституционного строя, демократических ценностей с целью воздействия на общественное сознание.

Давайте подробнее остановимся на проблеме экстремизма и ответственности за него.

Экстремизм в молодежной среде – это разновидность ненормативного поведения молодежи, направленного на разрушение общественного порядка; готовность к использованию крайних мер для достижения своих групповых целей.

Чем грозит участие в экстремисткой деятельности?

- За вандализм (осквернение зданий или иных сооружений, порча общественного имущества) – штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года либо арест до 3 месяцев (ст. 214 УК РФ).

- За организацию массовых беспорядков (погромы, поджоги) – лишение свободы на срок от 4 до 10 лет; за участие в массовых беспорядках - лишение свободы на срок от 3 до 8 лет (ст. 212 УК РФ).

- За хулиганство (грубое нарушение общественного порядка) – исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арест от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет (ст. 213 УК РФ).

- За избиение – штраф в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, либо исправительные работы на срок от 4 до 6 месяцев, либо арест на срок до 3 месяцев (ст. 116 УК РФ).

Сейчас ребята я предлагаю вам ряд практических упражнений, которые помогут лучше понять различия между толерантным и нетолерантным поведением.



2. Практическая часть

Анализ ситуации по теме

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

МУДРЕЦЫ И СЛОН

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». – «хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он – слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Они похож на дерево!»- он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

- О чем эта сказка?

- Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

(Ответы детей)

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

- Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

(Ответы детей)

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.



Ток шоу «Точка зрения»

Инструкция: учитель выбирает из класса 7 добровольцев, которые выходят к доске. Остальные учащиеся – зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе».

Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли:

  1. Я полностью против наличия мобильного телефона в школе.

  2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы воспользоваться не только на переменах, но и на уроке.

  3. Я не могу пока еще составить своего мнения по этому вопросу.

  4. Я хотел бы изменить тему вопроса и поговорить о более важных проблемах школьника.

  5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства с предметом разговора.

  6. Я очень серьезен и хотел бы получить научные факты и статистические данные по этому вопросу.

  7. Я не очень люблю выступать перед публикой, стесняюсь и хотел бы остаться незамеченным.

Задача учителя состоит в том, чтобы руководить группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала учитель проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого участника, который должен продолжить беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы – поддержать беседу, даже когда ораторы меняют точку зрения.

Обсуждение. Выводы. Зрители и участники в конце игры делают выводы о происходящем.

-Из-за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различие точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистичные цели в ущерб всему классу.

-Приведите примеры из жизни, кино, литературы.

- К каким результатам приводят конфликты?

Доска:

Три результата конфликта

  1. Победа-поражение – одна сторона удовлетворена, другая нет.

  2. Поражение-поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.

  3. Победа-победа – обе стороны приходят к согласию.



Упражнение «Я горжусь!»

Толерантное поведение напрямую связано с чувством человеческого достоинства. Достоинство – это ценность человека, способность ценить свои возможности, гордиться своими качествами, уважать себя.

Инструкция: каждый участник по очереди говорит, в чем он видит проявление своего достоинства, чем он может гордиться.

Обсуждение. Выводы. Все высказывания говорят о том, что каждый из вас личность. Никто не желает быть униженным и оскорбленным. У каждого из вас свои переживания и интересы. Любой имеет право быть индивидуальным.

Давайте дополним понятие достоинство как способность ценить свои возможности и видеть их в других.



Игра «Вне группы»

Цель игры – показать поведение человека, чувствующего себя отрезанным от коллектива.

Инструкция: группа 7-10 человек формирует плотное кольцо. Участник, находящийся за пределами круга, пытается всеми способами, за исключением силовых, прорваться в середину группы.

Вопросы для обсуждения. Выводы.

-Каково чувствовать себя изолированным?

-Какие приемы использовались, чтобы добиться входа в группу? (агрессия, дурашливость, отступление, уговоры ...)

-Что ощущала группа? (единение в общей задаче, жалость …)

Сравните чувства и поведение аутсайдера с теми людьми в нашем обществе, которые ощущают себя отверженными.



Упражнение «Отличаем стереотипы от фактов»

Почему в обществе появляются люди, которых оно не понимает, не принимает? Мы часто руководствуемся стереотипами и можем глубоко заблуждаться в своих взглядах. Вследствие чего можем причинить вред другим людям и себе.

Инструкция. Посмотрим на сколько вы умеете отличать стереотипы от фактов. Я буду произносить различные утверждения. Если вы считаете, что это «факт», - поднимайте руку вверх, если «стереотип» - руку не поднимайте.



  1. Все евреи – жадные. (Стереотип)

  2. Мальчики умнее девочек. (Стереотип)

  3. Кавказ – часть Азии. (Факт)

  4. Рыжие люди – вредные. (Стереотип)

  5. Афроамериканцы внесли свой вклад в развитие мировой культуры. (Факт)

  6. Все худые люди – злые, а полные – добрые. (Стереотип)

  7. Девочки могут играть в футбол. (Факт)

  8. Бедно живут те, кто ленится. (Стереотип)

  9. Все цыгане – танцоры и попрошайки. (Стереотип)

  10. Каждый четвертый на Земле – китаец. (Факт)

Обсуждение. Выводы. Действия, основанные на предубеждениях и стереотипах, ведут к дискриминационному поведению, то есть к унижению человеческого достоинства.



3. Итоговая беседа. Рефлексия.

-Почему достоинство – это способность не только ценить свои возможности, но и видеть в других равных себе? (От этого зависит качество общения и жизни в целом. Хочешь, чтобы тебя уважали - уважай других.)

-Как распознать стереотипы и предрассудки? (Это всегда чрезмерное общение).

- Назовите качества толерантной личности. (Признание прав и свобод других, уважение, понимание и принятие культуры других народов, гуманность, терпимость, сдержанность).



Необходимо помнить всегда, что нарушая права и свободы других людей, мы убиваем человечность в нас самих.



«Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается

в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уж за его личные достоинства»

Виссарион Белинский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка классного часа "Каждый человек достоин уважения"

Автор: Атаманова Ольга Михайловна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства