Методическая разработка классного часа:"Толерантные отношения между поколениями"
Методическая разработка классного часа:"Толерантные отношения между поколениями"
Методическая разработка классного часа «Толерантные отношения между поколениями» предназначена для классных руководителей, координирующих воспитательную деятельность студентов в средних специальных учебных заведениях.
Цель написания методической разработки на данную тему – показать методику проведения классного часа по данной теме, познакомить студентов с понятием “толерантность”, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в группе студентов первого, второго курсов.
Особое внимание уделяется внедрению в структуру классного часа технических средств (мультимедиа установка), с целью повышения эффективности воспитательного процесса.
Методическая разработка классного часа «Толерантные отношения между поколениями» предназначена для классных руководителей, координирующих воспитательную деятельность студентов в средних специальных учебных заведениях.
Цель написания методической разработки на данную тему – показать методику проведения классного часа по данной теме, познакомить студентов с понятием “толерантность”, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в группе студентов первого, второго курсов.
Особое внимание уделяется внедрению в структуру классного часа технических средств (мультимедиа установка), с целью повышения эффективности воспитательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа:"Толерантные отношения между поколениями"»
окУправление образования и науки Тамбовской области
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Методическая разработка открытого классного часа
на тему: «Толерантные отношения между поколениями»
Разработал классный руководитель: Гончарова Л.Ю.
Рассмотрена на заседании цикловой
комиссии классных руководителей
Протокол № __ от «___» _______2015 г.
Председатель цикловой комиссии
Классных руководителей
Маркина Е. Т. ________________
2015 г.
Аннотация
Методическая разработка классного часа «Толерантные отношения между поколениями» предназначена для классных руководителей, координирующих воспитательную деятельность студентов в средних специальных учебных заведениях.
Цель написания методической разработки на данную тему – показать методику проведения классного часа по данной теме, познакомить студентов с понятием “толерантность”, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в группе студентов первого, второго курсов.
Особое внимание уделяется внедрению в структуру классного часа технических средств (мультимедиа установка), с целью повышения эффективности воспитательного процесса.
Введение.
Основная часть.
Подготовительная часть.
План классного часа.
Цель классного часа.
Форма.
Метод проведения.
Место и время проведения.
Участники.
Оформление и оборудование.
Методика проведения.
Заключение.
Приложение.
1.Введение.
Цель методической разработки – познакомить студентов с понятием “толерантность”, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.
Задачей классного часа является – воспитать культуру взаимоотношений. Развить такие качества характера, как умение быть ответственным за свои поступки, честность и порядочность. Приобщить подростков к духовно-нравственным ценностям, побудить участников классного часа к размышлениям об отношениях в их семьях, способствовать развитию взаимоотношений образовательного учреждения и родителей обучающихся. Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Данная методическая разработка может применяться как на классном часе, так и как отдельное воспитательное мероприятие.
2.Основная часть.
2.1.Подготовительный этап.
Подготовка стихотворений, притч, презентации. Поиск ответов на рассматриваемые вопросы:
Почему важно в семье любить друг друга?
2. Почему важно доверие в семье?
3.Как выразить свою любовь к родителям?
4. Как научится не огорчать близких?
5.Как вести себя когда провинился?
6.Как научится понимать настроение родителей?
2.2.План мероприятия.
Цель методической разработки – воспитать культуру взаимоотношений. Развить такие качества характера, как умение быть ответственным за свои поступки, честность и порядочность.
Форма: беседа с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Метод проведения: беседа;
Оформление и оборудование: плакат, мультимедиа установка.
“Без сострадания и милосердия
невозможно жить в мире”.
Зигфрид Ленц
2.3.Методика проведения
Вступительное слово учителя.
– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении. А начну я разговор со старой легенды, которую, наверное, знают многие.
– Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней. Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть. Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он, как и другие его соплеменники, должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться. Бежали минуты, дни, месяцы. Страшный день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать силы своему сыну.
Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец успокаивает, даёт последние советы и наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию.
Отец знал, что нарушать традицию, сложившуюся веками, не под силу одному человеку. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал ежедневно. И нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги, голод и болезни постучали в каждый дом. И послышались плач и стенания вокруг. И никто не знал, что делать, растерялись люди перед нежданной бедой.
И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, поделился несколькими военными хитростями, и враг был разбит. Все стали восхвалять Хакима, его мудрость и умение найти выход из создавшегося положения. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, поклонившись, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.
Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.
– Ребята, скажите, почему же так относились к старикам жители селения?
– Чего не хватало им, чтобы изменить это отношение? (Терпения, любви).
– Я предлагаю вам прочитать высказывания, записанные на слайде.
Определите, представителям каких возрастных групп могут они принадлежать?
1. “Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом”. (Надпись на гробнице фараона, ок. 3500 лет до н.э.).
2. “К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности” (Ф. Ларошфуко).
– Прослушав сказку и прочитав высказывания, вы, конечно же, сразу определите о терпимости между кем мы будем говорить?
(Об отношениях между отцами и детьми, об отношениях между поколениями).
Тема нашего классного часа: “Толерантные отношения между поколениями ”.
– Для того, чтобы наш разговор был предметным и конкретным, мы введём в нашу речь термин толерантность.
Толерантность – слова заимствованное, а поэтому мало понятное.
Ближайшие синонимы: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность.
На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
Толерантность – это
Прощение
Милосердие
Сострадание
Уважение человеческого достоинства
Принятие другого таким, какой он есть
Сегодня мы постараемся выяснить, что нужно для того, чтобы противоречий и разобщённости между людьми разных поколений было меньше, разобравшись при этом в особенностях каждого человеческого возраста. Проще всего понять другого, поставив себя на его место.
Вам предстоит перевоплотиться в тех людей, портреты которых вы сейчас увидите. Подумайте, что объединяет этих людей?
– Мы живем в третьем тысячелетие. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. Конечно, мы свободны в выборе своего пути, но должны оставаться неприкосновенными такие ценности как сострадание и уважение к пожилым людям. Предлагаю вам посмотреть клип.
(на слайды можно наложить музыку)
– У каждого свой путь, он похож и вместе с тем своеобразен.
Студентка читает стихотворение:
Как легко обидеть старика…
Как легко обидеть старика!
Скажешь ему что-то неуклюже -
Сразу взгляд бездомного щенка:
Никому-то я теперь не нужен!
Ты уж позабыл, что ты сказал,
А у него горит на сердце рана,
Слезы набегают на глаза,
Словно у ребенка от обмана.
Жизнь ушла. И завтра будет ночь.
Заберет. Ни встать, ни оглянуться.
А ведь так легко ему помочь -
Только, как ребенку, улыбнуться!
Что нас ждет? Быть может РАЙ иль АД?
Может быть, что ничего не будет.
Старики над самой пропастью стоят.
Помните всегда об этом, ЛЮДИ!
– Почему же мы, проходя одним и тем же путём, конфликтуем с разными поколениями?
(Потому что старшие всегда забывают о том, что были детьми).
– Что является причиной конфликта? (Ответы детей)
Из-за: учёбы, друзей, вредных привычек, праздности, денег, домашних дел
отношения в семье.
– Может быть, конфликты рождаются в душах людей, в семьях от того, что все люди делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.
Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет.
М. – Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к 22.
П. – Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков то ещё не учила.
М. – Ну ты мог бы сам запретить.
П. – Ты же занимаешься ребёнком.
М. – Уже 11, а её всё нет.
П. – Придёт, поговорим с ней, негодницей.
М. – Уже 11.30 почему то трубку не берёт.
П.- Ещё полчаса и пойду искать.
Появляется Олеся.
Крики, плач, непонимание
- Это любовь?
Вопрос классу
- Чего не хватает нашей семье, чтобы было понимание, любовь, терпение
Ситуация № 2
Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребёнок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама.
Почему?
Потому что раздражены тем, что их потревожили.
Игровая ситуация:Мать возвращается с дежурства в больнице. Видит, что дочь куда-то собирается. Время позднее.
Мать: Лена ты куда собираешься. Посмотри час. И почему посуда не помыта? Дочь: Ма. У Светки сегодня день рожденья. Мы идем в кафе. Дай денег. Мать: Какое кафе. Какие деньги. На дворе скоро ночь.
Дочь: Мама, опять начинаешь. Я уже взрослая сама знаю сколько времени. Дай денег.
Мать: Денег? А ты их заработала? Я целыми днями в больнице тружусь, чтобы концы с концами свести, тебя обуть, одеть, выучить.
Дочь: Одеть?! Да посмотри во что люди одеты, и во что я. Не дашь денег, я все равно пойду на вечеринку.
Мать: Никуда ты не пойдешь, маленькая еще по ночам гулять! Иди в свою комнату.
Дочь: Мама!.. (Убегает со слезами на глазах).
– Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации?
– Давайте предложим правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.
Чтобы не ссориться, нужно:
- Стараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга.
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слышать и слушать.
Учитель подводит вывод:
– Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.
– Скажите, ребята, какое чувство должно победить все конфликты? Ответы детей. (Любовь, конечно любовь и терпимость).
Послушайте еще одну народную притчу.
Китайская притча “Ладная семья”
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
– Согласны ли вы с тем, что написал глава семьи на листе бумаги?
В конце нашего классного часа хотелось, чтобы мы с вами посадили и вырастили дерево толерантности.
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа, ваш дом стали пространством толерантности.
Листочки приклеиваются на дерево.
Примерные надписи:
Надо всех любить и уважать.
Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом
Понимать друг друга.
Научиться прощать.
Защищать друг друга, членов своей семьи.
Быть терпимыми.
Уважать пожилых людей.
Уметь слышать и слушать.
Уметь дать совет, выслушать совет другого.
Прислушиваться к мнению старших.
Не повышать голос друг на друга.
Быть милосердными.
Сострадать всем.
Принимать людей такими, какими они есть.
Быть толерантным.
Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Уважать права другого человека.
Сотрудничать с родителями, гордиться ими.
Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила толерантности, с которыми вам на вашем жизненном пути будет легче и интереснее жить.
Учитель читает стихотворение:
Помните родителей, делитесь
Молодою силою своей,
Их любите, им продлить стремитесь
Череду счастливых, ясных дней!
Ревности, обиде и сомненьям
Не позвольте между вами встать,
Не остудит время пусть стремленье
Друг для друга жить и побеждать –
Побеждать проблемы и рутину,
Быт, усталость, долгий груз зимы,
Главное, чтоб были вы любимы,
Чтоб друг другу были вы нужны!
В семье все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех, Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Давайте ответим на следующие вопросы.
1.Почему важно в семье любить друг друга?
2. Почему важно доверие в семье?
3.Как выразить свою любовь к родителям?
4. Как научится не огорчать близких?
5.Как вести себя когда провинился?
6.Как научится понимать настроение родителей?
В заключение помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь только радовать своих родителей добрыми делами и поступками.
Советы детям:
Доверяйте родителям – они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам.
Рассказывайте им о своих планах, ошибках, проблемах, радостях и горестях, удачах и разочарованиях.
Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
Старайтесь их понимать и жалеть.
Не огорчайте их и не обижайте понапрасну.
Любите их.
Приложение 1.
Анкета
Насколько вы толерантны?
Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.
1.Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2.Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4.Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5.Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6.Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7.Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
а) да;
б) нет.
8.Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9.В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:
а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
А теперь подсчитайте очки.
Запишите по два очка за ответы: 1б, 26, За, 4а, 56, 66, 76, 86, 9а.
Анализрезультатов
От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критично относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось ошибочны.
3.Заключение.
В процессе проведения классного часа «Толерантные отношения между поколениями» были достигнуты основные цели и задачи.
Студенты познакомились с значением слова «толерантность».
Подготовка и проведение таких мероприятий развивает наши чувства, помогает молодым людям понять, прочувствовать богатую палитру эмоциональной сферы. Она помогает человеку в становлении таких нравственных качеств как понимание других людей, учит сочувствовать и переживать, освоить не только разумом, но и чувством, что побуждает человека мыслить и действовать в соответствии с этим.
Классный час соответствовал основным понятиям нравственного воспитания, был интересен и познавателен для них.